Можно ли кланяться цепям?
Сегодня, 29 января (16 по старому стилю), церковный календарь преподносит нам праздник с интересным названием: «Поклонение честным веригам святого и всехвального апостола Петра». (В данном случае вериги – это оковы или цепи.) В основе праздника – одно из событий апостольского времени, описанное евангелистом Лукой в его же книге Деяний Апостольских.
Известно, что проповедь о Христе Воскресшем воспринималась палестинскими властями как кощунственный «соблазн» (греч. скандалон!), как дерзкое диссидентство, которому не было место в сложившейся религиозно-политической системе. Его следовало локализовать в Иерусалиме и подавить любыми средствами. Поэтому ставленник Рима царь Ирод Агриппа казнил апостола Иакова (брата Иоанна Богослова), а апостола Петра «посадил в тюрьму, намереваясь после Пасхи вывести его к народу» (это произошло около 44 г. н. э.). В ночь перед судом, исход которого был явно предрешен, «Петр спал между двумя воинами, связанный двумя цепями, и стражи у двери стерегли тюрьму. И вот предстал ангел Господень, и свет воссиял в темнице. Толкнув Петра в бок, он разбудил его, говоря: „Встань скорее“. И цепи спали с его рук» (Деян.12:4-7). Петр оделся, и они чудесным образом миновали два караула и через железные ворота вышли на пустынную улицу. Ангел исчез, и лишь тогда Петр осознал, что это не сон. Он нашел убежище в доме Иоанна-Марка, а затем был тайно переправлен на Средиземноморское побережье.
По преданию, христиане смогли получить эти цепи (вериги) и хранили их как драгоценную реликвию. Одержимые разными болезнями, приходя к ним с верою, получали исцеления. В V веке они были перенесены в Рим, где ап. Петр мученически окончил свои дни, и положены в церкви его имени на Эсквилийском холме (базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи – San Pietro in Vincoli, что значит «Святой Пётр в веригах»). Какая-то часть вериг оказалась в Константинополе, и хранилась в церкви ап. Петра близ собора Святой Софии. Паломник Антоний Новгородский в 1200 году писал, что здесь «висело Петровых вериг железо, вковано в золотую икону. На праздник же Петровых вериг (их) целует патриарх и все люди». После захвата Царьграда турками в 1453 году след константинопольских вериг теряется, и римские вериги становятся общей для всех христиан святыней.
Однажды, в 60-е или 70-е годы минувшего столетия, эти вериги вызвали в одном паломнике доселе невиданную реакцию (знаю об этом от одного из своих учителей по тогда еще Ленинградской Духовной академии). В Рим приехали православные священнослужители из Югославии. Посещая многочисленные святыни Вечного города, они пришли поклониться и веригам. Все коленопреклоненно прикладывались к святыне, и лишь один епископ из Черногории стоял в стороне с гордо поднятой головой. (В скобках напомню, что в период оккупации Восточной Европы Османской империей (XIV–XIX вв.) лишь Черногорское княжество было оплотом независимости славянских народов на Балканском полуострове. Этому способствовало его стратегически выгодное местоположение внутри Динарской горной системы и постоянный приток переселенцев из оккупированных турками областей. При этом черногорские епископы часто становились и лидерами освободительного движения.)
Возникло удивленное замешательство. Сопровождавший делегацию переводчик подумал, что православный архиерей, быть может, чего-то не понял, и деликатно напомнил ему: «Владыко, ведь это же вериги самого апостола Петра...». – «Я знаю; но мы, черногорцы, цепям не кланяемся!» – последовал лаконичный ответ.
Возразить на это было нечего да и незачем. У каждого народа могут быть свои, выстраданные историей, болевые точки, с которыми обязана считаться даже общехристианская традиция благочестия.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия