Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Икона Смутного времени

Празднование Казанской иконе Божией Матери

(в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)

(22 октября / 4 ноября)

Если октябрь ассоциируется у нас с праздником Покрова, то ноябрь, без сомнения, – с чествованием Казанской иконы Божией Матери. С самого начала этот праздник не был только сугубо церковным, поэтому знаменательно, что вскоре после преодоления нового «Смутного времени» в нашем Отечестве именно этот день стал Днём народного единства (с 2005 года). Правда, не все с этим согласны. Иные оппозиционеры называют этот праздник «искусственным», учреждённым будто бы в угоду Православной Церкви, активно вмешивающейся в государственные дела. Другие считают, что спасать нас надо было не от «просвещённых» поляков, а от нас самих, и что восшествие на Российский престол королевича Владислава означало бы вхождение «лапотной Руси» в семью цивилизованных государств, приобщение нас к европейским либеральным ценностям, что «имперские националисты» Минин и Пожарский явно погорячились...

Для нашего времени исторические параллели особо актуальны, поэтому нас интересует, что же в действительности происходило в те трагические годы и как оценивали творящееся вокруг них современники, что они говорили и делали. Именно их слова выражают самосознание нашей Великой Руси-России. Попросим специалиста обозначить основные этапы истории этого церковно-государственного торжества.

Редакция «Азбуки веры»

 

Казанская икона Божией Матери
Казанская икона Божией Матери

«Осенняя Казанская» – так издавна зовётся в народе церковный день 22 октября по юлианскому календарю (= 4 ноября по григорианскому в XX–XXI вв.). С самого начала, задолго до объявления его государственным праздником, он был для православных россиян не только церковным, но и общенациональным торжеством. Да и сама Казанская икона – это один из самых почитаемых на Руси Богородичных образов. Между тем его тайна до сих пор не раскрыта. Вспомним историю явления иконы.

Обретение и прославление иконы связано с Казанью, чем и объясняется название. Согласно преданию, в 1579 году в этом городе, незадолго до того (в 1552 г.) ставшим христианским, Дева Мария явилась во сне девятилетней девочке Матроне и велела вырыть из земли Её икону. Вскоре из-под пепелища сгоревшего дома извлекли чудесный образ Пречистой Девы. Написанная на доске из кипариса, икона представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем, восседающим на Её левой руке. Событие обретения иконы описал настоятель казанской Никольской церкви священник Гермоген, впоследствии святейший патриарх Московский и всея Руси, а на месте явления иконы по велению царя Ивана IV основали Казанский женский монастырь. В 1595 году был установлен праздник её явления (в народе – «Летняя Казанская», 8/21 июля).

Второе прославление иконы, ставшей для нас «Иконой-Спасительницей», связано с трагическими событиями «Смутного времени».

В 1605 году умирает царь Борис Годунов; московские воеводы-предатели убивают его сына Федора, и в столицу въезжает Лжедмитрий I. Правда, через год он убит. Царём избран Василий Шуйский (1606–1610), но смута продолжается. В 1608 году появляется Лжедмитрий II; войска Шуйского разбиты. Начинается прямая интервенция: в 1609 году польские оккупанты осаждают Смоленск, Троице-Сергиев монастырь (будущую лавру) под Москвой и вскоре входят в столицу. По дотла разорённому царству бродят ватаги разбойников и мародёров. В 1610 году Шуйский свергнут; изменники-бояре избирают польского королевича Владислава на Московское царство Православная Русь на краю гибели. Казалось, всё кончено. Но государство было спасено Церковью.

Троице-Сергиев монастырь так и не был взят несмотря на численное и техническое превосходство осаждавших. С недоумением польские оккупанты наблюдали, как по крепостным стенам буквально «летают» монахи в развевающихся рясах, продырявленных пулями, заменяя собой у бойниц павших стрельцов. «Это – чёрная стая, чёрная сотня», – перешептывались они со страхом. (Кто бы мог подумать, что это почётное именование защитников Отечества – данное к тому же противниками! – примет негативное значение?)

Позднее келарь монастыря Авраамий Палицын, участник событий того страшного времени, высказал свой взгляд на причины смуты. Они кроются в грехах русских людей пред Богом. Главный же грех – это «всего мира безумное молчание»: подавление общественной инициативы, обернувшееся губительным для страны социальным эгоизмом. В решающий момент, оставшись без законного царя, «безумно молчащее» русское общество не смогло достойно перенести испытание и распалось на противоборствующие группы, руководимые своекорыстными интересами. В итоге безначальная Русская земля «побрела розно». В этом и заключалась суть наказания Божьего: «и сего ради попусти ны (нам) в самовластии быти».

Поэтому Церковь прежде всего зовет к покаянию. В 1610 году находящийся под стражей патриарх Гермоген призывает всех подняться на защиту веры и Отечества. Он сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлёт в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабёж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за Дом Пречистой и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите, <…> везде говорите моим именем».

Нижегородцы откликнулись на призыв Первосвятителя. Собранное Кузьмой Мининым ополчение возглавил князь Димитрий Пожарский. Присоединившиеся к нему казанские дружины принесли с собой список с Казанской иконы и передали князю Димитрию с верой, что Пресвятая Богородица возьмёт ополчение под Своё покровительство. Перед Её образом совершались молебны. Наши предки поняли, что все беды обрушились на страну за народные грехи, и стали готовиться к битве постом, молитвой и покаянием. После этого воинство двинулось на штурм оккупированной Москвы.

В ночь на 22 октября (по старому стилю) 1612 года томившемуся в плену архиепископу Арсению Элассонскому явился преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Это радостное известие разлетелось по войскам, и, подкрепляемые силой Свыше, русские воины в этот же день штурмом взяли Китай-город (прилегающий к Кремлю район Москвы), а через четыре дня польский гарнизон в Кремле капитулировал. Страшный зверь по имени «Смута» был повержен. В 1613 году избрали законного царя – Михаила Романова (1613–1645), сына будущего патриарха Филарета (1619–1633), и Россия стала возрождаться. Поэтому именно в переломный для судьбы страны день 22 октября (по старому стилю) стали совершать особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это был лишь московский праздник, а с 1649 года он справедливо стал всероссийским.

Изгнание поляков из Москвы

Изгнание поляков из Москвы

Но Казанская икона преподнесла нам ещё один урок, смысл которого мы только начинаем усваивать. Где же тот первый чудесно явленный образ? (Не будем критиковать благочестивое предание!) Известно, что наиболее почитаемые списки (копии) чудотворной иконы издавна хранились в Казанских соборах Москвы и С.-Петербурга. При этом каждый собор ревниво утверждал, что хранит именно ту первую, обретённую в Казани, чудотворную икону. Появление Казанской иконы в нашем богоспасаемом граде символически приурочено к учреждению новой столицы Российского государства. Вероятно, её привезла в 1710 году из Москвы царица Параскева Феодоровна.

Ещё один чудотворный список иконы пребывал в Успенском соборе Казанского женского монастыря, но 29 июня 1904 года был похищен святотатцами и бесследно исчез. Тщательные розыски результатов не дали. Знаменательно, что это произошло незадолго до новой – самой кровавой и продолжительной – смуты в нашем Отечестве.

В конце XX столетия много писали и говорили об иконе, находившейся в Ватикане и недавно возвращенной в Москву. Некоторые надеялись, что нашлась та самая чудесно явленная в Казани икона. Однако ещё до её возвращения было установлено, что это – довольно поздний список, не ранее XVIII века. Другие сохранившиеся – Московский и Петербургский – списки иконы датируются примерно тем же временем. Таким образом, ни «оригинал» и ни один из древнейших списков времени прославления Казанской иконы в конце XVI столетия нам пока вновь не явлен.

Возможно, это произойдёт с окончательным прекращением смуты в нашем многострадальном Отечестве, и день чествования Казанской иконы действительно станет Днём народного единства и примирения? Будем молиться, работать и ждать.

Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия

Примечание

Статья опубликована. См.: Рубан Ю. Икона смутного времени // Вода живая: Санкт-Петербургский церковный вестник. 2007. – №11 (94).

Случайный тест