Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

День историка

27 октября / 9 ноября
Память преподобного Нестора Летописца Печерского (ок. 1114 года)


См. также в Святоотеческой библиотеке: преподобный Нестор Летописец

Прп. Нестор Летописец Печерский

История культурного развития страны может быть символически представлена перечнем имён её великих мужей. Каждый образованный человек носит этот "синодик знаменитостей" в своём сознании. Гомер, Платон, Архимед и Вергилий принадлежат всему человечеству, и они так же близки нам, как Шекспир, Сервантес, Гюго и Пушкин. Названия стран, их породивших, попросту излишни. Всё же музыка имени своего национального героя звучит по-особому, и это хорошо понятно. Одним из таких имен-символов на Руси всегда было имя Нестора Летописца, чья память празднуется Русской Православной Церковью 27 октября по юлианскому календарю (= 9 ноября по григорианскому для XX–XXI вв.). К сожалению, биографических сведений о нём сохранилось мало.

Родился будущий книжник в середине XI столетия, а умер около 1114 года. В 17-летнем возрасте он пришел в недавно основанный Киево-Печерский монастырь. Из написанного им позднее жития Феодосия Печерского мы узнаём, что Нестор был пострижен в монашество при игумене Стефане (1074–1078) и возведен в "диаконский сан". Вскоре из-под его пера выходит шедевр древнерусской агиографии – "Сказание о Борисе и Глебе", житие первых (по времени канонизации) русских святых. В 1091 году Нестору было поручено открыть мощи преп. Феодосия, учредителя общежительного устава в русских монастырях. Около 1113 года им был составлен знаменитый летописный свод – "Повесть временных лет", долгое время считавшийся древнейшим памятником русского летописания, а потому называвшийся "Летописью Нестора". Этот труд, содержащий глубокие историософские размышления (что разительно отличает его от суховато-прагматичных хроник), и стал его духовным завещанием.

"Велика ведь бывает польза от учения книжного, – читаем мы в летописной статье под 1037 годом, – ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов – получает душе великую пользу". Этими словами Нестор Летописец раз и навсегда выразил самосознание просвещённого и гуманистического христианства.

Пусть наука последнего времени критически относится к традиционному рассказу о книжной деятельности преподобного Нестора и даже отделяет Нестора Летописца от Нестора Агиографа, – это не имеет значения для истории культурного самосознания тогда ещё молодого христианского народа. Человек, в чьей летописи читается столь поразительная по своему интеллектуальному изяществу похвала книгам и книжной мудрости, никогда не забудется его духовными собратьями, пусть и сменившими гусиные перья на компьютеры. Не так давно ушло в прошлое ещё одно тысячелетие христианской эры, многое превратилось в прах и бесследно исчезло, – но, как сказал русский поэт, на "мировом погосте звучат лишь письмена". И это придает силы всем нам, его коллегам-историкам, ведущим свою "летопись" на берегах Невы, Волхова, Немана, Сены или в любом другом месте нашей планеты.

Пользуясь возможностью, хочу приветствовать всех участников конференции, проходящей в юбилейном для нашего Отечества году, к тому же совсем недалеко от Рюрикова городища – «колыбели» российской государственности в буквальном смысле слова! Надеюсь, коллеги поддержат мою инициативу обращения в Государственную думу с предложением установить особый праздник – «День (российского) историка». Его датой может стать либо день памяти преподобного Нестора (27 октября / 9 ноября), либо ближайшее воскресенье после него. Думается, это время устроит всех, в том числе преподавателей и студентов: учебный год давно начался, а сессия, отнимающая всё время и силы, – ещё не скоро. Будет также более чем уместно, если первая конференция, посвящённая новому празднику, состоится здесь же – на брегах Седого Волхова.

P. S.
Сегодня, в очередной день памяти преподобного Нестора Летописца, пробежал глазами свою заметку и погрузился в многоразличные исторические размышления...

Идея объявить сегодняшний день Праздником российского историка посетила меня... не помню когда. Но логика в этом, уверен, присутствует! С Нестора начинается не просто летописание, но национальная "философия истории", говоря современным научным языком. Помню, давно, ещё в студенческие годы, на это обратил моё внимание старый приятель, работавший тогда в Отделе истории книги БАН. Действительно, если западноевропейские анналисты лаконично распределяют по годам сухую фактологию, то наш Нестор в первую очередь задаётся вопросом: "Откуда есть пошла Руская земля...". Обращаясь к послепотопным событиям, он гениально выводит национальную историю из истории Всемирной. Он словно бы поднимается вверх к Небесному престолу и преодолевает пространственно-временны́е границы, наполняя смыслом прошлое и настящее, и пытается заглянуть в ведомое одному Богу будущее... И в этом высшем смысле не столь уж важно – "собирательная" ли личность наш великий летописец?...

27.X / 9.XI.2016

Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия


Литература

Творогов О. В. Нестор // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1 (XI – 1-я пол. XIV в.). С. 274–278 (приведена исчерпывающая библиография).

Примечания

Сообщение опубликовано. См.: Рубан Ю. Первый российский историк // Бренное и вечное: социокультурная драма истории между мифом и политикой. Материалы Всерос. науч. конф. 27–28 ноября 2012 г. / Редкол. А. А. Кузьмин и др. – Великий Новгород: НовГУ, 2013. С. 337–339.

Случайный тест