Апостол Андрей Первозванный: проповедник варварам и людоедам
Апостол Андрей – одна из самых известных и загадочных фигур среди учеников Христа. Неутомимый путешественник и проповедник, принявший мученическую смерть в Патрах на кресте в виде буквы Х, стал героем «Деяний апостола Андрея», которые иногда читается как увлекательный роман. 13 декабря Церковь празднует его память.
Апокрифические апостольские деяния, не вошедшие в состав Нового Завета, – важный жанр в истории христианства. В нем отразилась борьба идей, происходившая между еретиками и православными христианами. В Средневековье не было понятия авторства, и апостолам сознательно приписывали постулаты, разделяемые той или иной сектой. Так, например, Деяния Павла и Феклы содержат проповедь апостола Павла, запрещающую вступать в плотские отношения с мужем и создавать семью, что противоречит традиционному христианскому учению о браке и посланиям первоверховного апостола.
В «Деяниях апостола Андрея» также можно найти проповедь безбрачия, которая фактически стала причиной смерти апостола, но главный акцент сделан на путешествия первоверховного апостола в страну людоедов и успешной проповеди среди варваров.
Повествование в «Деяниях Андрея и Матфия в городе людоедов» начинается с рассказа о том, как апостолы по жребию отправляются проповедовать в разные части света. Апостолу Матфию, которого потом будет спасать Андрей Первозванный, предстояла поездка в город людоедов, где «люди ни хлеба не ели, ни вина не пили, но питались человеческой плотью и пили человеческую кровь. Поэтому всякого человека, который прибывал в их город, они хватали и ослепляли, выколов, ему глаза. Выколов глаза, его поили зельем, приготовленным при помощи колдовства и магии, и когда его поили зельем, изменялось его сердце и переменялся его ум».
Страшное описание отражает традиционное отношения жителя Римской империи и Византии (деяния были написаны по–гречески) к варварам, как к немым, жестоким существам, лишенным разума и человеческого облика. Отталкивающая характеристика тех, кто позже превратиться в последователей новой религии, повышала значение проповеди апостолов, способных сделать христианина даже из людоеда. Этим приемом активно пользовались христианские апологеты, для которых апостол Андрей и стал «специалистом» по обращению людоедов.
Злые жители города схватили Матфия, ослепили его и напоили зельем, превращающим человека в животного (эпизод Деяний напрямую отсылает нас к истории Одиссея, который избег хитрости одной из нимф и не стал пить отвар, превративший его спутников в свиней). После этого апостола Матфия сажают в темницу, где он проводит 27 дней, после чего слышит разговор стражников о том, что через 3 дня жители города его убьют и съедят.
В это же время святой Андрей отправляется помогать узнику. Со своими учениками он плывет на корабле, которым управляет сам Христос в виде прекрасного юноши, и рассказывает спутнику и кормчему об основах христианства. Прибыв в город людоедов, первозванный апостол освобождает узников, что приводит к голоду. В городе происходят жуткие сцены – жители сперва решают по жребию убивать стариков, чтобы на время утолить потребность в каннибализме, но один из варваров предлагает вместо себя съесть своих детей. Далее начинаются многодневные пытки апостола Андрея, которого на веревке волочат по всему городу. Затем святой совершает чудо, и статуя, стоявшая в темнице, обрушивает на людоедов потоки настолько соленой воды, что она разъедает плоть варваров.
Пораженные язычники начинают верить в «бога чужестранца», и деяния оканчиваются пространной проповедью Андрея Первозванного, наказанием самых жестоких каннибалов и основанием новой церковной общины.
По мнению Андрея Виноградова, исследователя «Деяний апостола Андрея», именно проповедь является главным элементом текста, а рассказ об увлекательном путешествии – лишь способ привлечь внимание читателя к учению, которое проповедует первоверховный апостол.
Этим приемом пользовались как христианские, так и античные авторы, помещавшие важные размышления, в текст биографий или житий. Историк Плутарх в одном из своих сравнительных жизнеописаний прямо говорит о том, что цель любого исторического сочинения – помочь читателю выбирать добро и удаляться от зла.
Отметим, что проповедь апостола Андрея составляет один из самых скучных разделов «Деяний» с точки зрения современного читателя. Он подробно пересказывает евангельскую историю и основы нравственного учения Христа. В «Деяниях» постоянно подчеркивается, что ни апостол, ни его ученики не берут никакого вознаграждения за свои труду и всюду проповедуют крайнюю нестяжательность. Они совершают многочисленные чудеса, исцеляют больных, изгоняют бесов и воскрешают мертвых, что в конечном итоге открывает перед ними сердца даже самых диких варваров.
Успешной проповеди среди каннибалов посвящен и еще один агиографический текст, входящий в корпус «Деяний апостола Андрея». «Рассказ о святом Христомее» целиком посвящен людоеду, которому явился ангел. Он запретил варвару вредить апостолам и призвал всячески помогать святому Андрею и его ученикам, а также изменил его нрав с дикого на кроткий.
Преображенный Христомей предстал перед учениками Христа во всем своем великолепии: «Ростом он был в шесть локтей (от двух до трех метров – Ред.), лицо его было диким, глаза горели, как огненные лампады, зубы свешивались изо рта, словно у дикого кабана, ногти на руках были кривыми, как серпы, а на ногах – будто у крупного льва. Он выглядел так, что, увидав его лицо, невозможно было остаться в живых». Увидев его, святой Андрей помертвел и призвал на помощь своего спутника Варфоломея, а их ученик попросту упал в обморок. Далее варвар, чудесным образом выучивший греческий язык, рассказал спутникам о явлении ангела, и они вместе отправились проповедовать в один из городов парфян. Христианин–дикарь просит апостолов закрыть свое лицо, чтобы не пугать людей. Случилось так, что первоначально проповедь апостола Андрея не имела успеха, горожане натравили на христиан диких зверей.
Тогда Христомей попросил время вернуть ему первоначальную природу: «И внял Бог его молитве, и обратил его сердце и разум к прежней дикости. Открыл он лицо свое... и бросился на зверей и разорвал их... перед народом. Увидев, как он рвет на части зверей, толпа сильно перепугалась, ее охватил великий ужас. Все бросились вон из цирка, попадали в панике друг на друга, и многие в толпе погибли от страха перед его обликом». После этого проповедь христианства пошла успешнее, и по молитве апостола Андрея дикарь вновь стал кротким и смиренным, воскресил и крестил тех, кто умер от страха перед ним и даже растерзанных им животных. Далее пути апостолов и Христомея расходятся.
Заметим, что апостол Андрей со своими спутниками представляется автором легенды не только как проповедник христианства, но и как проводник римской культуры и цивилизации. Иудей по происхождению он превращается в римского гражданина по своим функциям. Христианская апологетика использует этот образ, чтобы убедить власти империи в полезности новой веры. Нетрудно заметить, что обращение Христомея не изменяет его природы, а лишь делает ее безвредной, управляемой. По мысли автора легенды, он остается варваром-христианином, а апостол Андрей – это носитель привычной римской культуры с благообразным видом и искусно простроенной речью, который несет цивилизацию на дикие земли.
Этой же функцией наделяет апостола Андрея и легенда о том, что он установил крест на холмах, где впоследствии появится Киев. «Повесть временных лет» однозначно связывает это действие одного из ближайших учеников Христа с последующим распространением христианской веры и культуры на Руси.
Летописец даже заставил апостола Андрея посетить бани и удивиться странному обычаю использования веников. Разумеется, этот апокриф не имеет никакого отношения к реальной фигуре Андрея Первозванного, но зато показывает желание наших предков превратиться из варваров, которыми их считали византийцы, в древний христианский культурный народ, которому проповедовал еще первозванный апостол.
Этим же аргументом пользовался и Иван Грозный в споре о вере с иезуитом Антонием Посевином. Русский царь был не согласен с тем, что Русь приняла веру от греков, но прямо указывал на то, что христианство принесли на территорию Руси апостолы. Как видим, образ апостола Андрея могли использовать и цари, чтобы подчеркнуть свое право считаться государями страны, части христианской цивилизации.
Андрей Зайцев
По материалам: http://www.nsad.ru