«Часы» и так называемые «стражи» – это основные единицы измерения времени в рамках суточного цикла, используемые в гражданском быту и христианском богослужебном обиходе.
Современный час – это внесистемная единица времени, равная 60 минутам, или 3600 секундам. 1 сутки = 24 часам. Деление на часы впервые отмечается в Древнем Египте. Уже в XXI веке до Р. Х. египетские жрецы пользовались системой из 24-х часов: 10 часов дня, 2 часа сумерек и 12 ночных часов. Позднее была принята более простая система, употреблявшаяся и в Вавилонии: дню и ночи стали отводить по 12 часов. У вавилонян этот принцип заимствовали греки (Геродот. История, II, 109). Римский dies civilis, «гражданский день» (в значении сутки) начинался в полночь и полуночью заканчивался.
Древние евреи считали за полный 24-хчасовой день (сутки) период времени от одного вечера до следующего вечера. Эта традиция сохраняется и в православном богослужебном календаре: богослужения соответствующему дню или празднику начинаются в предыдущий день вечером: в городских храмах, как правило, – в 18 часов (в монастырях и сельских приходах обычно в 17 или даже 16 часов). «День» (в узком значении) продолжается от 6 часов утра до 18 часов вечера, а «ночь» – с 18 часов вечера и до 6 часов утра.
Таким образом, «1-й час дня» нашего Церковного Устава начинается с 6 часов утра, 3-й час – с 9 часов утра, 6-й – с полудня, 9-й – с 15 часов (заканчивается к 18-ти часам). Вечерние богослужения (или т. наз. «Всенощное бдение», «Всенощная») предписывается начинать в «1-й час нощи» (то есть с наступлением 18-ти часов). Единственное исключение составляет Пасха, праздничное богослужение которой начинается с наступлением именно «римского дня» – сразу после полуночи.
Римляне евангельских времён для военной караульной службы делили ночь (от заката до восхода солнца) на 4 стражи (vigiliae): prima, secunda, tertia, quarta, – считая по 3 часа в каждой страже. Эта система определяла ритм жизни и оккупированной римлянами Иудеи (с 63 г. до Р. Х.), и мы встречаемся с ней в книгах Нового Завета, откуда она перешла в наш богослужебный Устав.
Ночные стражи: 1-я стража (ок. 18–21 ч.) – «вечер» (όψέ, vesper, Мк.11:19); 2-я (21–24 ч.) – «полночь» (meses nyktos, media noctis, – Мф.25:6); 3-я (24–3 ч. утра) – «петлоглашение», или «кvроглашение», т. е. «крик петуха» (alektorofonia, gallicinium, – Мк. 13:35); 4-я (3–6 ч. утра) – «утро», «рассвет» (ὄρθρος, diluculum, – Ин.8:2).
День также был разделён на 4 дневных стражи (excubiae), или «тричасия» (trichoria), именуемые, обобщённо, просто «часами» (horae): 1-й час (6–9 ч. утра), 3-й час (9 ч. утра – до полудня), 6-й час (от полудня до 15 ч.), 9-й час (от 15 до 18 ч.). (См.: Мк.15:33, Деян.2:15; 3:1; 10:3.)
Примеры: «Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придёт хозяин дома: вечером ли, или в полночь, или в пение петухов, или утром» (Мк.13:35). «Если и во вторую, и в третью стражу придёт» (Лк. 12:38). «В четвертую же стражу ночи Он пришёл к ним» (Мф.14:25; ср. Мк.6:48). (С этим счислением не следует путать порядковый счёт страж относительно друг друга, – см. Мк. 15:25: здесь речь идет собственно о «6-м часе», т. е. о периоде между 12 и 15 часами.)
Лит.: Квандт Л. Порядок определения времени в Евангелиях // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1874. N 2; Раин А. П. Как считались часы в Евангелиях // Странник. 1904. N 3; Климишин И. А. Календарь и хронология. Изд.