Богослужебные указания

К календарю дня

Богослужебные указания за 6 апреля 2024 года

24. Суббота 3-й седмицы. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы.

Прп. Захарии монаха. Свт. Артемия, еп. Солунского[1].

Прп. Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах. Мчч. Стефана и Петра Казанских. Сщмч. Владимира Панькина пресвитера[2].

Служба совершается по главе Типикона под 24 марта: «Подобает ведати, аще случится предпразднство Благовещения Пресвятыя Богородицы в субботу 3-я или 4-я недели постов» (Типикон, 24 марта, 1-е «зри»)[3].

Заупокойная служба в эту субботу не совершается.

Повечерие великое (без поклонов):

По 1-м Трисвятом – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Днесь всемирныя радости начатки…».

По 2-м Трисвятом – тропари Часослова (обычные), глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…».

По «Слава в вышних…» – поется заупокойный канон Октоиха, глас 2-й (с утрени субботы, без ирмосов). Канон Богородицы (Октоиха) на повечерии не поется, так как заменяется заупокойным.

После канона – «Достойно есть».

По 3-м Трисвятом – кондак предпразднства, глас 8-й: «Всем земным начало спасения…» (вместо «Господи Сил…»). Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескверная, Неблазная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Приснодево…», «Упование мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помолимся…».

Полунощница обычная – субботняя.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 16-я и 17-я[4]. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Примечание. «Непорочны за упокой не поем» (Типикон, 24 марта, 1-е «зри»).

Каноны:

1-я, 3-я, 4-я и 5-я песни – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды).

6-я, 7-я, 8-я и 9-я песни – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и четверопеснцы Триоди на 8.

Примечание. Каждый четверопеснец Триоди содержит по четыре тропаря; кроме того, во втором четверопеснце имеется (после Богородична) еще два дополнительных тропаря, которые поются с особыми припевами (см. в Триоди) и в счет не входят.

Библейские песни: «Господеви поем…» или «Поем Господеви…».

Примечание. Типикон, предписывая при совпадении предпразднства Благовещения с субботой 3-й седмицы Великого поста перенос библейских песней на пятницу, определяет, что каноны в день предпразднства должны петься с Песнями Священного Писания не в великопостной редакции (Типикон, 24 марта, 1-е «зри»).

По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 265), в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (в том числе и в период пения Триоди Постной) Песни Священного Писания должны стихословиться в праздничной редакции Поем Господеви.

Однако при решении вопроса о редакции библейских песней в предпразднство Благовещения следует учитывать то, что в седмичные дни св. Четыредесятницы Устав назначает в этот день великопостную службу с Аллилуиа и поклонами (и, следовательно, с великопостными библейскими песнями), а также то, что при совпадении предпразднства Благовещения с субботой 3-й седмицы Великого поста в богослужении сохраняются песнопения Октоиха (например, мученичны на «Господи, воззвах», седальны по кафизмах, стиховны утрени).

Принимая во внимание указания богослужебных книг относительно редакции Песней Священного Писания в сырную субботу и в субботу 1-й седмицы Великого поста, в предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы при совпадении этого дня с субботой 3-й седмицы Великого поста можно считать допустимым пение канона с библейскими песнями и в будничной редакции Господеви поем, и в праздничной редакции Поем Господеви.

Катавасия – по 3-й, 6-й, 7-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й – ирмос канона предпразднства, а по 6-й, 7-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго четверопеснца).

По 3-й песни – седален предпразднства, глас 4-й: «Нашествием Духа Всесвятаго…». «Слава, и ныне» – ин седален предпразднства, глас 3-й: «Днесь вся тварь радуется…».

По 6-й песни – кондак предпразднства, глас 8-й: «Всем земным начало спасения…».

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни может петься «Достойно есть»[5]. Светилен предпразднства: «Гавриил, с высоты слетев…». «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «По Христе пострадавше…», 2-й: «Всяк град и страна…», 3-й: «Крест Христов…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «Языка, егоже не ведяше…».

По Трисвятом – тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды).

На часах – тропарь и кондак предпразднства.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я 4.

По входе – тропари и кондаки[6]:

В храме Господском – тропарь храма, тропарь предпразднства. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак предпразднства.

В храме Богородицы – тропарь предпразднства. «Слава, и ныне» – кондак предпразднства.

В храме святого – тропарь предпразднства, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак предпразднства.

Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Веселитеся о Господе…», стих: «Блажени, ихже оставишася беззакония…».

Апостол и Евангелие – субботы 3-й седмицы.

Аллилуиарий – дня (субботы): «Воззваша праведнии…», стих: «Многи скорби праведным…».

Причастен – дня (субботы): «Радуйтеся, праведнии…».

Примечание. Поскольку заупокойная служба в эту субботу не совершается, заупокойные прокимен, аллилуиарий и причастен не поются, и заупокойные Апостол и Евангелие не читаются.


1 Прп. Захария и свт. Артемий, еп. Солунский, упоминаются Типиконом, но в Минее службы им нет.

2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 мая 2023 года были утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака священномученику Владимиру Панькину. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/6027548.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru).

3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 586–596.

4 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).

5 Пение «Достойно есть» по 9-й песни канона возможно, поскольку в предпразднство Благовещения в составе богослужения сохраняются песнопения Октоиха (при этом катавасия по каждой песни канона отсутствует).

6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 595.

Богослужебные указания с сайта Патриархии на каждый день.

***

См. также: Заметки об использовании «Богослужебных указаний» священнослужителями и церковнослужителями А.С. Кашкин

Богослужебные указания с сайта Патриархии на каждый день.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka