Богослужебные указания

К календарю дня

Богослужебные указания за 21 марта 2023 года

8. Вторник 4-й седмицы, Крестопоклонной. Святых сорока мучеников, в Севастийском езере мучившихся (с 9 марта).

Прп. Феофилакта исп., еп. Никомидийского.

Литургия Преждеосвященных Даров[1].

На этот день переносится со среды 4-й седмицы (9 марта) полиелейная служба в честь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся (см. Типикон, 9 марта, 4-я Маркова глава).

На великом повечерии в понедельник вечером (без поклонов):

По 1-м Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й: «Болезньми святых...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу...».

По 2-м Трисвятом – тропари обычные: «Помилуй нас, Господи...».

По «Слава в вышних...» – канон Богородицы (Октоиха) и служба прп. Феофилакта исп., еп. Никомидийского (с 8 марта)[2].

По 3-м Трисвятом – кондак мучеников, глас 6-й (вместо «Господи Сил...»).

По «Честнейшую Херувим...» – возглас: «Боже, ущедри ны...», и молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Окончание службы как в малом повечерии. Отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве...»), и прощение от священника (по обычаю).

На полунощнице кафизма 17-я, тропари обычные. По «Честнейшую Херувим...» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

Утреня. По возгласе «Благословен Бог наш...» – чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).

На «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 1-й: «Болезньми святых...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу...».

Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я.

По 1-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 8-й: «Воздержанием просветивше души наша...» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Непоколебимое утверждение веры...».

По 2-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 8-й: «Якоже жизнь твари...» (см. по 3-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Радуйся, Ангелом Радость...».

По 3-м стихословии – малая ектения. Седален мучеников, глас 4-й: «Честную твердь...». «Слава» – ин седален мучеников, глас тот же: «Мужественнейшим помыслом...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Еже благодарно...».

Полиелей. Величание мучеников и избранный псалом. Седален мучеников по полиелее, глас 5-й: «Святых мученик удобрение...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Себе прежде Суда ныне плачу...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен мучеников, глас 4-й: «Проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой»; стих: «Разжегл ны еси, якоже разжизается сребро». Евангелие – Лк., зач. 106. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых...». Стихира мучеников, глас 2-й: «Пророчески убо вопияше Давид...». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами...». Певцы: «Аминь».

Каноны:

1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – мучеников (два канона) со ирмосом на 8 (ирмосы 1-го канона по дважды)[3].

2-я песнь – трипеснцы Триоди на 8[4] (в начале поется ирмос 1-го трипеснца, глас 8-й: «Видите, видите, яко Аз есмь Бог, древле Израиля...», а в конце на катавасию ирмос 2-го трипеснца, глас тот же: «Видите, видите, яко Аз есмь Бог ваш, прежде век...». Припев к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к Богородичну 1-го трипеснца: «Пресвятая Богородице, спаси нас»).

8-я и 9-я песни – мучеников (два канона) со ирмосом на 6 (ирмосы 1-го канона по дважды)[5] и трипеснцы Триоди на 8[6].

Библейские песни в праздничной редакции – «Поем Господеви...».

Катавасия по 1-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – «Отверзу уста моя...»; по 2-й, 8-й и 9-й песнях – ирмос второго трипеснца Триоди, глас 8-й.

По 3-й песни – седален мучеников, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников. «Слава» – ин светилен мучеников, «И ныне» – Богородичен Минеи.

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры мучеников, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас тот же: «Страстотерпцы Христовы...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Блажим Тя, Богородице Дево...».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает...» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Истины чашею...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Непроходимая врата...».

«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь мучеников, глас 1-й: «Болезньми святых...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу...». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже...». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец...». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив...» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен...». Молитва: «Небесный Царю...» [или: «Утверди, Боже...»][7], после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.

На 1-м часе – кафизма 13-я. Тропарь мучеников: «Болезньми святых...». Стихи часа: «Стопы моя направи...» и «Да исполнятся уста моя...» – читаются[8]. По «Отче наш...» – кондак мучеников. После возгласа: «Боже, ущедри ны...» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). (Конечное Трисвятое не произносится.) Непосредственно после поклонов иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный...». По традиции, поется «Взбранной Воеводе...». Отпуст великий, и многолетны.

Примечание. «Егда же поем полиелей, на часех в кампан не ударяем» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава).

На 3-м часе – кафизма 14-я. На 6-м часе – кафизма 15-я; тропарь пророчества (Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 16-я. На всех часах – тропарь мучеников: «Болезньми святых...», по «Отче наш...» – кондак мучеников, конечный возглас иерея – «Боже, ущедри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

На изобразительных блаженны[9] «глаголем поскору без пения».

Кондаки:

В храме Господском – кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан...»; или же – кондак мучеников. «Слава, и ныне» – кондак храма.

В храме Богородицы – кондак мучеников. «Слава, и ныне» – кондак храма.

В храме святого – кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан...».

Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...»; иерей – возглас: «Боже, ущедри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Молитва: «Всесвятая Троице...». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 16 февраля.

На вечерне – кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10[10]: Триоди – 6: самогласен дня, глас 3-й: «Побеждая мытаря прегрешеньми...» (дважды; эту стихиру Триоди см. на стиховне во вторник вечера)[11], и подобны Триоди (Креста), глас 6-й: «Посреде земли...», «Мертв был еси...», глас 1-й: «Егоже древле Моисей...», и глас 4-й: «Приидите, поклонимся жизни нашея ходатаю...» (эти стихиры Триоди см. на «Господи, воззвах» во вторник вечера); и стихиры мучеников, глас 1-й и глас 2-й – 4 (см. на «Господи, воззвах» вечерни в сам день праздника вечером; первая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Пророчески убо...», «И ныне» – Триоди (Креста), глас 8-й: «Днесь Владыка твари...» (см. на «Господи, воззвах» во вторник вечера).

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимны и чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 6-й: «Воспойте Господеви...», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Спасение Твое, Боже...», со стихом). По «Да исправится молитва моя...» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Малой ектении нет[12].

Сразу после поклонов – обычные возглашения, предваряющие, как на полной Литургии, пение прокимна перед Апостолом (диакон: «Вонмем», иерей: «Мир всем», чтец: «И духови твоему», диакон: «Премудрость»), и поется прокимен мучеников, глас 5-й: «Ты, Господи, сохраниши ны...» (со стихом).

Апостол, аллилуиарий и Евангелие[13] – мучеников.

По прочтении Евангелия царские врата затворяются. Ектения сугубая: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров.

Причастен: «Вкусите и видите...», и мучеников: «Радуйтеся, праведнии...».

Примечание. На отпусте Литургии Преждеосвященных Даров в этот день произносится: «...силою Честнаго и Животворящаго Креста...». Служба мч. Кодрата и дружины его (см. в Минее 10 марта) совершается в свое время, т. е. в четверг 4-й седмицы поста, поэтому на отпусте Литургии Преждеосвященных Даров во вторник 4-й седмицы вечера иерей поминает в качестве дневных святых 40 мучеников, в Севастийском езере мучившихся[14], имя мч. Кодрата на этом отпусте не поминается.

Примечание. «По отпусте же входим в трапезу, и ядим два варения с елеем, и пием вино. В среду же и пяток, ядим два варения без елея, и пием вино» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава; ср.: Минея, 9 марта, 4-я Маркова глава).


1 Ср.: Типикон, 9 марта, 4-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 567, 610.

2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 643.

3 Там же. С. 551.

4 В каждой песни второго трипеснца после Богородична приводится еще дополнительный (5-й) тропарь, который не входит в счет.

5 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 551.

6 В каждой песни второго трипеснца после Богородична приводится еще дополнительный (5-й) тропарь, который не входит в счет.

7 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю...» поется: «Утверди, Боже...», является допустимой.

8 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339.

9 Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем...».

10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 567.

11 Мученичен, глас 3-й: «Пророцы, и апостоли...», опускается (ср.: Типикон, 9 марта, 4-я Маркова глава).

12 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 553.

13 Перед чтением Евангелия на Литургии Преждеосвященных Даров священник, по аналогии с полной Литургией, читает молитву: Возсияй в сердцах наших... (ср.: Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 19922. Т. 1. С. 281; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. Нижний Новгород, 1995. С. 181). Чтение Евангелия предваряется диалогом диакона и священника: Благослови, владыко, благовестителя... – Бог, молитвами святаго славнаго... (ср.: Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 1. С. 138–140; Ч. 2. С. 173–175).

14 По мнению проф. Н. Д. Успенского, «не следует призывать поименно святых,... память которых Церковь совершает не по отдельности с прославлением личных подвигов каждого, а как сонма святых. В этом случае следует называть их словами Типикона, например, святых четыредесяте мучеников, в Севастийском езере мучившихся... чтобы не низвести священный момент благословения церковного на степень перечня имен» (Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты // Он же. Православная литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. М.: Издательский Совет РПЦ, 2007. С. 336–337).

Богослужебные указания с сайта Патриархии на каждый день.

***

См. также: Заметки об использовании «Богослужебных указаний» священнослужителями и церковнослужителями А.С. Кашкин

Богослужебные указания с сайта Патриархии на каждый день.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka