Богослужебные указания за 22 февраля 2023 года
9. Среда сырная. Мч. Никифора.
Обретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского (службу зри 26 ноября). Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (службу зри 26 сентября)[1].
Прп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах. Прпп. Никифора и Геннадия, Важеозерских[2].
Служба мч. Никифора не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди.
Примечание. Отдание праздника Сретения Господня совершается 8 февраля (см.: Типикон, 9 февраля, 2-я Маркова глава, 2-е «зри», «Указ о празднице Сретения Господня, аще в кой день Сретение будет, или в кой день случится отдание его»).
На вечерне кафизма 9-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 3-й – 3, и мч. Никифора, глас 2-й – 3. «Слава» – мч. Никифора, глас 6-й: «Показал еси всем яве...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Оружие, якоже рече Симеон...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Дева Нескверная...».
По Трисвятом – тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон)[3]. «Слава» – «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны...» (поклон), «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко...» (с разделением на три части и с великим поклоном после каждой), затем 12 малых поклонов с молитвой: «Боже, очисти мя, грешнаго», и снова один великий поклон в конце молитвы: «Господи и Владыко...» (без разделения на части). Чтец: Трисвятое[4]. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей творит великий отпуст.
Совершается великое повечерие с поклонами (на повечерии пение везде заменяется чтением).
По «Достойно...» и Трисвятом не поется, как Великим постом, «Господи Сил, с нами буди...», но – тропари малого повечерия, а именно:
В храме Господском – дневной тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...». «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...».
В храме Богородицы и святого – дневной тропарь: «Спаси, Господи...», тропарь храма. «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...».
Чтец: «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитвы: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор или чтец: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве...»). Обычное прощение от настоятеля и ектения: «Помолимся о Великом Господине...», в конце которой иерей глаголет: «Рцем и о себе самех». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь».
Полунощница вседневная с «поклоны ея» и молитвой прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами).
На утрене по возгласе «Благословен Бог наш...» – Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...», псалмы 19-й и 20-й и прочее по чину[5].
Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае 3-й). Троичны гласа (как Великим постом). Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет.
По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 3-й.
По 2-м стихословии – седальны Триоди, глас 2-й.
Псалом 50-й.
Библейские песни «Господеви поем...».
Песнь 1-я – Октоиха 1-й канон[6] со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (мч. Никифора) на 6 (без ирмосов, песнь 1-я и 3-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 1-я).
Песнь 3-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов)[7].
На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Неплодствовавший мой ум...».
По 3-й песни – малая ектения; ин кондак мч. Никифора, глас 1-й; седален мч. Никифора, глас тот же. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Зрящи Тя, Христе...».
Песнь 4-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи (мч. Никифора) на 4 (без ирмоса, песнь 4-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 4-я).
Песнь 5-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи (мч. Никифора) на 4 (без ирмоса, песнь 5-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 5-я).
Песнь 6-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (мч. Никифора) на 6 (без ирмосов, песнь 6-я и 8-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 6-я).
На катавасию – ирмос полного канона Триоди, глас 4-й: «Якоже пророка Иону...».
По 6-й песни – малая ектения; кондак и икос мч. Никифора, глас 3-й.
Песнь 7-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (мч. Никифора) на 6 (без ирмосов, песнь 7-я и 9-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 7-я).
Песнь 8-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). «Хвалим, благословим...».
На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «В купине Моисею Девы чудо...».
На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.)
Песнь 9-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов).
На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Преестественно плотию заченшую...».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Малая ектения. Светильны Троичны гласа (как Великим постом).
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Вознесена яко виде...».
«Благо есть...» (единожды)[8]. Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». По возгласе глаголется тропарь: «В храме стояще славы Твоея...». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен Христос...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу (без отпуста утрени) – 1-й час.
Примечание. На часах кафизм не положено. Ударов на каждом часе в колокол, как это принято Великим постом, нет.
1-й час. «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Заутра услыши...» со своими стихами (стих 1-й: «Глаголы моя внуши Господи...», и стих 2-й: «Яко к Тебе помолюся...»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Что Тя наречем...». «Стопы моя направи...», «Да исполнятся уста моя...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Скоро предвари...». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Христе, Свете Истинный...». Хор (по обычаю): «Взбранной Воеводе...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст и многолетны. Исхождение в притвор и обычная лития о усопших.
3-й час. Иерей в епитрахили, перед царскими вратами (завеса не открывается), совершив три поклона (поясных), произносит возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш...» и прочее последование 3-го часа, как обычно. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа...» со своими стихами (стих 1-й: «Сердце чисто созижди во мне, Боже...», и стих 2-й: «Не отвержи мене от лица Твоего...»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Богородице, Ты еси лоза истинная...». «Господь Бог благословен...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Благословен еси, Христе Боже наш...», «Слава» – ин тропарь: «Скорое и известное даждь утешение...», «И ныне» – Богородичен: «Надежда и предстательство...». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко Боже...», и начинается 6-й час.
6-й час. «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Иже в шестый день же и час...» со своими стихами (стих 1-й: «Внуши, Боже, молитву мою...», и стих 2-й: «Аз к Богу воззвах...»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Яко не имамы дерзновения...». Чтец – тропарь пророчества (Триоди), глас 3-й: «Царю Святый...», «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...»; стих: «К Тебе, Господи, воззову...»[9]. Иерей (или диакон): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иоилева чтение». Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец читает паримию Триоди. По окончании чтения иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 7-й: «Господь крепость людем Своим даст...»; стих: «Принесите Господеви, сынове Божии...». После пения прокимна чтец: «Скоро да предварят ны...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Спасение соделал еси...», «Слава» – ин тропарь: «Пречистому Образу Твоему...», «И ныне» – Крестобогородичен: «Препрославлена еси, Богородице Дево...». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Боже и Господи Сил...», и начинается 9-й час.
9-й час. «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Иже в девятый час...» со своими стихами (стих 1-й: «Да приближится молитва моя...», и стих 2-й: «Да внидет прошение мое...»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Иже нас ради...». «Не предаждь нас до конца...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Видя разбойник...», «Слава» – ин тропарь: «Посреде двою разбойнику...», «И ныне» – Крестобогородичен: «Агнца, и Пастыря...». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш...», и начинаются изобразительны. (По традиции, открывается завеса царских врат.)
Изобразительны читаются: «Благослови, душе моя, Господа...», «Слава» – «Хвали, душе моя, Господа...», «И ныне» – «Единородный Сыне...». Блаженны без пения: «Во Царствии Твоем...». «Слава, и ныне» – «Помяни нас, Господи...», «Помяни нас, Владыко...», «Помяни нас, Святый...», «Лик Небесный...», «Приступите к Нему...», «Лик Небесный...». «Слава» – «Лик святых Ангел...», «И ныне» – «Верую...», «Ослаби, остави...», «Отче наш». Иерей – возглас. Чтец: «Аминь», и читает кондаки.
Кондаки:
В храме Господском – кондак дневной, кондак мч. Никифора, ин кондак мч. Никифора. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».
В храме Богородицы – кондак дневной, кондак мч. Никифора, ин кондак мч. Никифора. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – кондак дневной, кондак храма, кондак мч. Никифора, ин кондак мч. Никифора. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».
Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами).
И сразу начинается вечерня. Чтец: «Аминь»[10]. «Приидите, поклонимся...» (трижды), 103-й псалом. Великая ектения. Стихословится 12-я кафизма, после которой – малая ектения.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 3-й – 3, и сщмч. Харалампия, глас 6-й – 3 (см. 10 февраля). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Уязвленнаго мя...».
Входа нет. «Свете Тихий». Диакон (или иерей) возглашает (в алтаре): «Вонмем». Иерей: «Мир всем»[11]. Чтец: «И духови твоему». Диакон (или иерей): «Премудрость. Вонмем». Чтец – прокимен Триоди (дня), глас 5-й: «Боже, во имя Твое спаси мя...»; стих: «Боже, услыши молитву мою...». Диакон (или иерей): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иоилева чтение». Диакон (или иерей): «Вонмем». Чтец читает паримию Триоди. Диакон (или иерей): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 6-й: «Да уповает Израиль на Господа...»; стих: «Господи, не вознесеся сердце мое...». «Сподоби, Господи...». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Первосвятая, Чистая...».
По Трисвятом – тропарь сщмч. Харалампия, глас 4-й[12]. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее...». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже...». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец...». Хор: «Аминь».
Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив...» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен...». Молитва: «Небесный Царю...» [или: «Утверди, Боже...»][13], после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 170–172, 230–234, 326).
Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Всесвятая Троице...». «Буди имя Господне...» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю Господа...» (псалом 33-й). Иерей (или диакон): «Премудрость». Хор: «Достойно есть...» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст и, по обычаю, многолетны. Исхождение в притвор и обычная лития о усопших.
Примечание. «Ведомо же да есть, яко в Палестине, еже есть во Иерусалимской стране, не прияхом от святых отец сотворяти совершенныя Литургии в среду и пяток сырныя седмицы, ниже Преждеосвященныя: в та бо два дни поем Аллилуиа с поклоны, вечер и утро, якоже выше речеся. По вечерни же в сих дву днех, ядим сыр и яица, единою днем разрешающе правила тетрадитов и яковитов» (Типикон, гл. 49, «В туюжде среду сырную...», 2-е «зри»).
На малом повечерии поется служба свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского (с 12 февраля).
Примечание. «Повечерие глаголем малое, и поем канон Минеи на ряду в субботу хотящаго прилучитися святаго» (ср.: Типикон, гл. 49, «В туюжде среду сырную», «В среду вечера»). О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
Порядок тропарей и кондаков следующий:
В храме Господском, Богородицы, Архангелов или Предтечи – тропарь храма, тропари дня: «Апостоли святии...», «Правило веры...». «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...».
В храме Апостолов[14] – тропари дня: «Апостоли святии...», «Правило веры...». «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...».
В храме святого – тропари дня: «Апостоли святии...», «Правило веры...». Тропарь храма[15], «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...».
Литургия в этот день не совершается.
1 Празднование внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 27 мая 2011 года.
2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 21 октября 2016 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака прпп. Никифору и Геннадию, Важеозерским. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4645963.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/438).
3 По установившейся церковной практике, земные поклоны иерей совершает на амвоне перед царскими вратами.
4 В Типиконе это Трисвятое называется «конечным».
5 Во время двупсалмия иерей, как обычно, совершает полное каждение храма при закрытых царских вратах.
6 По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 435), из Октоиха поются оба канона (1-й – Креста, 2-й – Богородицы): в 1-й, 6-й и 7-й песнях – со ирмосом на 4 (ирмос 1-го канона единожды; каждый канон на 2); в 4-й и 5-й песнях – со ирмосом на 6 (ирмос 1-го канона единожды; каждый канон на 3).
7 После Богородична 2-го трипеснца – еще дополнительный тропарь со стихом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», который в счет не входит.
8 Сколько раз произносить «Благо есть...», Устав в данном случае умалчивает, но следует знать, что в обыкновенное время (и даже при постном богослужении периода пения Октоиха) Типикон назначает читать «Благо есть...» один раз, а в постные дни святой Четыредесятницы, когда нет особого праздника, – два раза (см.: Типикон, 14 ноября, 4-е «зри», ср. с 49-й главой; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 435).
9 В Типиконе о прокимне на великопостном богослужении перед паримиями на 6-м часе и на вечерне сказано: «Чтец прокимен не глаголет, точию скажет: Глас 6-й: Спаси, Господи, люди Твоя... Чтец токмо скажет глас, прокимена же не глаголет...» (см. Типикон, «В туюжде среду сырную»). О данном указании Устава см.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 212; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 436–437, 512, 523; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. М., 1993р. С. 848; Богослужебные указания на 1956 год для священно-церковнослужителей. М., 1955. С. 49; Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 54; Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 40–41.
10 На заключительное чтение молитвы прп. Ефрема Сирина.
11 На вечерне благословение «Мир всем» после «Свете Тихий» положено в тех случаях, когда есть вход или паримии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 437; 441, сноска). Также допустимо это благословение и на вседневной вечерне без паримий (Там же. С. 103).
12 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Февраль. Киев, 1893. Л. 94 об.) указывают тропарь священномученика, глас 4-й: «Мученик Твой, Господи, Харалампий...» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.).
13 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю...» поется: «Утверди, Боже...», является допустимой.
14 Тропарь храма Апостолов опускается, так как заменяется дневным тропарем.
15 Если храм свт. Николая, то его тропарь произносится один раз, как дневной.
Богослужебные указания с сайта Патриархии на каждый день.
***
См. также: Заметки об использовании «Богослужебных указаний» священнослужителями и церковнослужителями А.С. Кашкин
Богослужебные указания с сайта Патриархии на каждый день.