Било (клепало)

Литература по теме

Би́ло – деревянная или металлическая доска, предназначенная для извлечения звука, ударами в которую верующие созывались к богослужению; главным образом било использовалась в те времена, когда еще не употреблялись колокола.

bilo klepalo – Било (клепало)

Инструмент был назван «било» по корню слова «бить» и изготавливался из твёрдых пород дерева, а его металлический аналог назывался «клепало». Иногда к деревянному билу прикрепляются металлические пружины, которые при ударе и сотрясении издают дополнительный звон. Редко встречаются каменные била.

Об использовании бил упоминается во многих древних рукописных источниках. Например, в «Луге духовном» блж. Иоанна Мосха (VI – нач. VII в.), в полных Типиконах XI–XII вв. До настоящего времени било употребляется в некоторых монастырях на Востоке и на Афоне.

Святые отцы придавали билу высокое символическое значение. Так, в «Сказаниях о Церкви» свт. Германа Константинопольского говорится, что било есть «образ гвоздей, которыми были прободены руки и ноги Господа, что отозвалось во всех концах вселенной». Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский, уподоблял его «трубам ангельским, в которые вострубят ангелы в последний день, и звуком их возбудят все народы». Патриарх Феодор Вальсамон считал, что «ударение в железное или медное било выражает нам образ будущего суда и знаменует ту ангельскую трубу, которая имеет созвать всех из гробов к суду общему», в то время как великое ударение (в деревянное било) было изобретено «для благовестия Божественного Евангелия и для чтения прочих священных книг».

bilo klepalo 2 – Било (клепало)

Цитаты о биле (клепале)

«Один русский путешественник в следующих живых чертах описывает свои приятные впечатления от этой последней музыки на Афоне. Ударили на колокольне в большое било, стучали в него сначала медленно, потом скоро и живо, с повышением и понижением звуков, с их игривой перестановкой, с быстрым переходом от низших к высшим и наоборот, или медленным их переводом с постепенным замиранием до совершенного прекращения звуков и с неожиданным воскресением их к новой живости и силе. Такой звон или стук возобновлялся – на тот раз, когда слушал его путешественник, – троекратно после остановок для отдыха художника, как называли звонаря греки. И каждый раз он позволял им слышать новые звукосочетания, разнообразные от первого удара молота до последнего».
проф. А.П. Лебедев

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka