Скрыть
et non sum misertus, sic conversus cogitavi in diebus istis, ut benefaciam Ierusalem et domui Iudae; nolite timere.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 13–15 И будет: как [некогда] вы были проклятием у народов, дом Иуды и дом Израиля, так [теперь] Я спасу, и вы будете благословением: не бойтесь, да укрепятся руки ваши. Ибо сие говорит Господь воинств: Как Я помыслил преогорчить вас, когда к гневу побудили Меня отцы ваши, говорит Господь, и Я не умилосердился: так, обратившись в эти дни, Я помыслил ниспослать благословение Иерусалиму и дому Иуды: не бойтесь

После построения храма Он обещает такое будущее, что подобно тому, как [прежде] дом Иуды и дом Израиля, т. е. два и десять колен, были между народами предметом проклятий, насмешливого свиста и поговорок, подобно сему, когда они будут спасены и возвращены в Иудею, они будут благословением для всех. Не бойтесь, говорит, воинственных врагов: твердо верьте в то, что обещаемое Господом через меня истинно. Да укрепятся руки ваши, исполняйте начатые работы. Причина укрепления [для них] есть божественное обетование: Сие говорит Господь всемогущий, для Которого нет ничего невозможного, Который может исполнить обещаемое. Подобно тому, как решил Я опечалить вас и предать плену, потому что отцы ваши вызвали Меня на гнев, и Я не умилосердился, – что LXX перевели словами: οὐ μετενόησα, т. е. не раскаялся; на Еврейском это пишется словами nlo naamathi (ולא נהמהי); Я не умилосердился для того, чтобы через пленение исправить вас и наставить через всякие испытания и наказания; подобно этому в настоящее время Я решил ниспослать благословение Иерусалиму и дому Иуды. И необходимо заметить, что когда Он гневается, дом Иуды и дом Израиля, т. е. все преданные пленению двенадцать колен, являются проклятием у народов языческих; а после того, как Он решил ниспослать благословение, делает это не Иуде и Израилю, т. е. [не] двенадцати коленам, – именно: Иерусалиму и Самарии, Оолле и Ооливе, – а только остаткам Израиля в плену, – Он ниспосылает благословение [только] Иерусалиму и дому Иуды, а в конце прибавляет: Не бойтесь, или: Твердо верьте, имея в виду то, что мы уже изложили выше. – А относительно Церкви и относительно каждого верующего это место можно понимать в том смысле, что христиане во время преследований для всех окрестных народов были предметом проклятия и насмешливых поговорок [exemplum ­ пример, притча], ибо опечалили Господа своего; а после этого они сделаются благословением, когда наступит мир, и будет все это, так как Господь, прежде гневавшийся на Иерусалим, после умилосердился над ним, т. е. над видением мира, и над Иудой, что значит исповедующий веру в Господа. Также и отдельные верующие, изгоняемые из Церкви и предаваемые сатане на погибель плоти (1Кор. 5:5), чтобы научиться не богохульствовать (1Тим. 1:20), когда покаются, возвратятся в прежнее состояние, увидят мир Божий и приобретут славу за исповедание свое. Относительно слов: Я не умилосердился, или: Я не раскаялся еретики злословят, будто Бог или жесток, или изменчив, если Он то раскаивается, то не раскаивается. Ибо если Он раскаивается, то Он – изменчив, а если не раскаивается [т. е. не имеет сожаления], то Он жесток. А раскаялся Бог в том, что помазал Саула на царство (1Цар. 15:1–2). И в отношении к Ниневитянам, которым Он через пророка возвестил: Еще три дня, и Ниневия будет разрушена (Ион. 3:4), и которые покаялись, Он, по словам пророка, изменил решение; но это не по недостатку ведения (mentis improvidae), а по изменчивости тех, которые делают то добро, то зло. Если они делают зло, то Он посылает угрозы, а если они оплакивают свои прежние грехи, то Он оказывает милосердие: Бог, будучи одним и тем же, не изменяется и не можеть изменяться; но когда люди заменяют злые дела добрыми, то и Он изменяет свое определение. Он и в книге Бытия говорит: Вопль Содомлян и Гоморры умножился, и грехи их стали чрезмерно велики. Посему сойду посмотреть: совершаются ли [деяния] соответственно воплю, доходящему ко Мне, или же нет, чтобы Мне знать (Быт. 18:20–21). Слова Его имеют такое значение: Если они будут упорствовать в безумии своем, то наказание не отступит от грешников; если же они оставят свое неистовство, то будут весьма достойны познания Моего: Ибо Бог знает Своих (2Тим. 2:19), и к Галатам Апостол пишет: Но тогда незнающие Бога (Гал. 4:8). Но хотя Бог познал всех, и ничто из прошедшего, настоящего и будущего не скрыто от Него, [однако] Он говорит в Евангелии, что не знает нечестивых: Отступите от Меня, делающие неправду, Я не знаю вас (Лк. 13:27). Итак, о познании Божием, раскаянии, гневе, негодовании и всех внутренних движениях мы должны разсуждать не с точки зрения ограниченности, свойственной человеческой речи, а в смысле, соответствующем Божественному величию.

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 14-15 Зане сице глаголет Господь Вседержитель: якоже помыслих озлобити, внегда прогневаша Мя отцы ваши, глаголет Господь Вседержитель, и не раскаяхся: тако уставих, и умыслих во дни сия добро сотворити Иерусалиму и дому Иудову: дерзайте

И из сих слов опять дает возможность уразуметь, что ничто не может противиться определениям божественным; ибо что Бог определил и решился исполнить, то непременно и совершится. Так и устами Исаии говорит, открывая всемогущество Своего естества: «весь совет мой станет, и вся елика совещах, сотворю» (Ис.46:10). Итак, из того, что пришлось им пострадать вследствие устремленного против них божественного гнева, из этого самого можно весьма ясно уразуметь, что пред ними открыт широкий путь к благополучию, так как Он хочет и допускает возможность благоденствия и по человеколюбию Своему стремится к тому, чтоб они пользовались всяким благом. Как ничто, говорит, не могло воспрепятствовать Мне в исполнении Моего желания подвергнуть вас бедствию за многие грехи; так не будет никакого препятствия для Меня, когда пожелаю оказать благость и решу явить милосердие к достаточно пострадавшим. «Уставих добро сотворити Иерусалиму и дому Иудину»; речь очень выразительная, ибо не сказал только, что вознамерился и «умыслих», но пришел к такому настроению и благорасположению по отношению к вам, что уже и «уставих»; а это служит явным указанием на решительное намерение. Потом удостоверяет в истине обещания, присовокупляя: «дерзайте».

Так и нас, призванных чрез веру, Христос удостоверяет относительно познания истины. Как до призвания впадших во всякий вид нечистоты предал в «неискусен ум» (Рим.1:28); так и во дни сия умыслил и уставил, как он говорит, добро сотворити церкви и дому Иудову, то есть вам, исповедующим и прославляющим Его, как Господа, как Спасителя и Искупителя; ибо Иуда толкуется похвала. Под домом же Иудовым можно разуметь церковь и в ином смысле; она названа домом Христа, Который произошел от Иуды; так она названа и в боговдохновенном Писании. Посему патриарх Иаков так упомянул о нем, говоря: «Иудо, тебе похвалят братие твоя» (Быт.49:8). И опять: «от леторасли сыне мой возшел еси» (Быт.49:9); ибо и Христос восшел от корня Иессея и как бы от молодого ростка святой Девы ветвь и жезл силы, по слову Пророка (Пс.109:2). Посему и нам, и весьма справедливо, говорится: «дерзайте»; ибо Отец чрез Христа «оружием благоволения – спасением и благодатью венчал есть нас» (Пс.5:13).

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Зах.8:14-19

Как доказал Я, говорит Бог, что угрозы наказанием были истинны; так приведу в исполнение и благие смотрения. Так обнадежив их, снова увещает быть добродетельными, и открывает, что должно им делать. Дерзайте.
И прежде всего повелевает чтить истину; ибо говорит: "говорите истину друг другу",  потом и тяжущихся о чем-нибудь приводит к миру: "по истине и миролюбно судите у ворот ваших", изгнать же из сердца злопамятность.
А клянущиеся да держат твердо клятвы и ненавидят ложь, говорит Бог; "ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь."
 Потом, поскольку выше говорил, что не получают никакой пользы от поста (а сказал это ради думающих, что одним постом можно служить Богу); то, обучив их всем видам добродетели, вместе с тем узаконяет и пост. Явно же, что посты именует четвертым, пятым, седьмым не по дням седмицы, но по месяцам; почему присоединил: «и десятый». Постясь, говорит, не печальтесь о том, что воздерживаетесь от пищи, а веселитесь по причине пользы, доставляемой изнурением тела. И при посте, и без поста, будьте расположены к истине и к миру. При сем должно знать, что другие толковники, разумею Акилу, Симмаха и Феодотиона, не говорят: держать пост четвертый и пятый и седьмой и десятый, но все трое согласно упоминают о посте четвертого, или пятого, или седьмого, или десятого, а из сего явно, что Бог заповедал пост в четвертый, и пятый, и седьмой, и десятый месяц.

Толкование на пророка Захарию

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Зах.8:13-19

С этих дней Иегова совершенно изменит отношения Свои к народу Своему. Насколько жестоко, насколько губительно Он поражал его прежде, так что до конца пораженный Богом народ сделался предметом проклятия между другими народами, обратился для них в формулу проклятия (ср Иер.24:9,25:9,29:22), настолько милостиво теперь Господь спасет, благодатно благословит Свой народ, так что отныне тот же народ, который доселе служил предметом проклятия, обратится для других народов в формулу, в предмет благословения (ср. Быт.48:20). Свое благодатное спасение Господь дает дому Иудину и дому Израилеву, так что в будущем обетованном спасении примут участие все двенадцать колен, весь нераздельно народ Божий (ср. Зах.9:10-13,10:6,11:14). Поэтому-то народ и должен смело смотреть в будущность свою, «ибо так говорит Господь Саваоф:как Я определил наказать вас, когда отцы ваши прогневали Меня», истощили терпение Мое, возбудили Мой гнев в высшей степени, говорит Иегова воинств, «и не отменил», не отступал от Своего гневного определения, «так опять Я определил в эти дни соделать доброе Иерусалиму и дому Иудину». Поэтому народ не должен бояться ничего, он должен только соблюдать те требования, с которыми безуспешно Господь обращался к их отцам (Зах.7:9-12). «Вот дела, которые вы должны делать, – говорит Иегова, – говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. (ср. Втор.21:19, 22:15). Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь». И если народ строго будет соблюдать все эти требования, если он действительно будет любить «истину и мир», если во всех своих действиях сообразоваться он будет именно с этими началами истины, любви и мира, то и пост четвертого месяца, и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого месяца будут для дома Иудина радостию и веселием и светлыми праздниками. Бог ниспошлет на Иуду такую полноту благодатного спасения, что народ совершенно позабудет о прежних печальных событиях своей жизни и будет только наслаждаться даруемыми ему от Господа благословениями благодати, будет неистощимо блаженствовать.

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible