Скрыть
В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И отверзется источник спасения дому Давидову и живущим в Иерусалиме. Обыкновенный смысл слов сих таков: Иудеям, погруженным в печаль при мысли, что нет уже им надежды на спасение, источник спасения отверзет Ионафан брат Иуды Маккавея. По разумению же духовному и в истинном смысле, под именем источника спасения разумеем излияние пречистой крови и святых вод, истекших на святом кресте из ребр Господа нашего в окропление и очищение - в окропление для омовения от скверн и в очищение для изглаждения грехов.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

В день он будет всяко место отверзаемо дому Давидову и живущим во Иерусалиме в предвижение и окропление

Домом Давидовым называет родство Давидово, так как Иосиф, обручник Марии, был из дома Давидова. «Обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова» (Лк.1:27; 2:4). С пришествием Спасителя всякое место открыто – восток, запад, юг, север.

Беседа на слова: «Господь воцарился, да радуется земля»

Иероним Стридонский, блж. (†420)

В тот день откроется источник дому Давида и живущим в Иерусалиме для омовения грешника и нечистоты (menstruatae)

Об этом источнике, исходящем из дома Давидова, читается и у пророка Иезекииля (Иез. 47:2–5), что прорвется источник и разрастется в реку; которая называется водой отпущения и снисхождения; и продолжит он путь свой до пустыни и до моря, ныне называемого Мертвым, и оживотворит всех рыб, и по обоим берегам реки вырастут разного рода деревья, обильно приносящие плоды все новые и новые каждый месяц. А чтобы мы знали, что дом, т. е. храм Божий, есть именно дом Давида, дом, который у Иезекииля называется домом Божиим, у Захарии называется домом Давида. Этот источник, исходящий из дома Божия, относится к церкви и к познанию Писаний для того, чтобы мы все возродились во Христе, и чтобы были прощены грехи наши в воде крещения. Нет ничего более нечистого, чем женщина во время очищений, она делает нечистым всё, к чему ни прикоснется; однако и её нечистота омывается крещением Христовым. Вместо омовения грехов и нечистоты (menstruatae) LXX перевели: передвижение и орошение; это потому, что мы переходим от закона к Евангелию, от буквы – к, духу, от тени [истины] – к истине; вместо кратковременного настоящего наступает будущее вечное. А орошение обозначает кровь Господню, о которой говорит и Апостол Петр: Благодать вам и мир да умножится в послушание и окропление кровью Иисуса Христа (1Пет. 1:2). И снова: Зная что не сребром и золотом тленным вы искуплены, но драгоценною кровию как Агнца непорочного и чистейшего (1Пет. 1:18–19). Тот, кто будет орошен и искуплен ею, тот может говорить с пророком: Ты окропишь меня, Господи, иссопом и очищусь, омоешь меня, и я сделаюсь белее снега (Пс. 50:9).

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

В день он будет всяко место отверзаемо дому Давидову и живущим во Иерусалиме в предвижение и окропление

Снова обращает речь к следующей за сим будущей судьбе возлюбивших явление Христа. Те, гордые и непослушные, подвергнутся, говорит, осаде и будут оплакивать свои собственные бедствия. Напротив, в духовном и поистине святом Иерусалиме и в доме Давидовом, то есть в Церкви, с явлением Христа из семени Давида по плоти, «всяко место будет отверзаемо», то есть будет некая обширная равнина и как бы привольная жизнь, треблаженная и беспечальнейшая. Впрочем, следует заметить, что это место евреи опять читают иначе. Вместо: «всяко место будет отверзаемо», они читают: всякий источник откроется. Весьма, впрочем, вероятно, что и цель перевода Семидесяти направлялась к тому же самому, чтобы выразить нечто подобное же, хотя (в нем) и иной способ чтения слов. Итак, непокорный и упорный Иерусалим, злой и отступник, «избивый пророки и камением побиваяй посланныя» к нему (Мф.23:37), получит воздаяние, соответствующее его собственным дерзким деяниям. Он будет вырублен подобно гранатовому саду. Для населяющих же духовный Иерусалим, или дом Иудин, то есть Христа, «будет всяко место отверзаемо», или во всяком месте будет источник, источающий воду очищения, очевидно воду святого крещения, чтобы быть полезным для уверовавших «и в предвижение и в окропление». Что же означает «предвижение»? – Передвижение иудеев от законного водительства в гражданство под властью Христа, от тени к истине, от образа и буквы к духовному служению. Какое же передвижение будет для еллинов? От неверия они приходят к вере во Христа, от первоначального неведения к чистому познанию истинно Сущего Бога, от мрака к свету. Передвижение же общее, свойственное всякому призванному по вере, как Иудею так и Еллину, это – от мудрования о плотском к избранию жизни святой и чистой, и к хождению в духе, по слову блаженного Павла (Рим.8:4, 9), от почитания того, что в мире, к любви к премирному. А что, принимая божественное и священное крещение, мы окропляемся кровью Христа в очищение греха, в этом как можно сомневаться? Итак, путь к передвижению и окроплению для живущих в доме Иудовом есть спасительное крещение, то есть всякое место отверзаемое, или всякий источник открывающийся и изливающий воду очищения.

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

1. В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты

 Какой же это источник научает Сам Господь устами Иеремии: "Меня, источник воды живой, оставили" (Иер.2:13); и в священном Евангелии говорит: "кто жаждет, иди ко Мне и пей" (Ин.7:37); и: "вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Ин.4:14). Сей источник стал отверст дому Давидову; потому что от родства Давидова восприял естество человеческое; – стал отверст и живущим в Иерусалиме «в предвижение», совершившееся от завета ветхого в завет новый, и в окропление святым крещением, с которым прияли мы отпущение грехов. 

Толкование на пророка Захарию

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О святом Крещении

 

Сектанты говорят: Под водой должно разуметь Христа: «в тот день откроется Источник дому Давидова» (Зах.13:1), т.е. Христос (Дух. Христ. 11 г., №9, 73).

Православный ответ: Этот «Источник» истины и сказал крестить во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф.28:19), и Апостолы крестили в воде (Деян.8:36-38).

Оружие правды

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты

Уничтожение идолопоклонства и удаление лжепророков

За раскаянием, естественно, следует очищение от греха и освящение. Доступность этого очищения изображается под видом источника очистительной воды для дома Давидова и для жителей Иерусалима, т. е. для всех без исключения иудеев, без различия их положения.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты. 

Исполнение [пророчества], начавшееся так поразительно и величественно, продолжалось в последствиях дальнейшей апостольской проповеди, направленной к обращению Израиля к отвергнутому и убитому ими Мессии (Деян.3, Деян.5), продолжается во весь период существования Церкви, проявляясь в тех или других отдельных случаях обращения Иудеев в лоно Христовой Церкви, и окончится вполне, когда остаток Израиля во всей своей совокупности как народ обратится к пронзенному его отцами Мессии (Рим.11:25-26). Этот покаянный плач обращающихся людей с просьбою о помиловании их к некогда презренному ими Спасителю их, к этому Судии и Царю мира приведет их к существенному обновлению, между тем как Бог, изливающий на Израиля дух благодатной молитвы, кающимся откроет родник своей благодати, откроет как средство для очищения их от грехов и освящения жизни. «В тот день, – говорит пророк, – откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты», Бог откроет всему обращающемуся к Нему народу родник, из которого потечет вода, вода кропления, уничтожающая грехи и нечистоту. Образ взят частью от очистительной воды, «воды греха», употребляющейся для очищения левитов при их посвящении (Числ.8:7), частью же от воды кропления, «воды нечистоты», воды, уничтожающей нечистоту и приготовляющейся из жертвенного пепла рыжей телицы для очищения смертной нечистоты (Числ.19:9). Как телесная нечистота есть образ духовной нечистоты , нечистоты греха (Пс.50:9), так и земная вода кропления есть образ, символ воды духовной, уничтожающей грехи – той духовной воды кропления, которая, будучи приготовлена через жертвенную смерть Господа Иисуса Христа, через Его пролитую за людей кровь, кропится на вступающих в общество Господа в благодатной воде крещения для уничтожения грехов их по слову апостола, который говорит: «кровь Иисуса Христа очищает нас от всех грехов» (1Ин.1:7,5:6).

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible