Скрыть
the remnant of Israel; they shall do no wrong and utter no lies, nor shall a deceitful tongue be found in their mouths. Then they will pasture and lie down, and no one shall make them afraid.A Song of Joy

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 10–13 Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары. В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне. Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их

Когда Господь даст народам верующим язык избранный, и все призовут имя Господа и понесут иго Его, тогда даже из за рек Эфиопии, откуда пришла царица Саба [Савская], чтобы послушать мудрости Соломона (3Цар. 10:4), принесут жертвы Господу: И Ефиопия прострет руки свои к Богу (Пс. 67:32), а эфиоплянка вступит в брак с истинным Законодателем, Который поразил Египет десятью казнями (Исх. 2:21–22), хотя синагога еврейская будет завидовать. А в словах: Оттуда поклонники Мои, дочь рассеянных Моих, принесут Мне дары заключается такой смысл: О Израиль, о синагога, некогда бывшая дочерью, которую Я рассеял по всему миру, хотя ты завидуешь, хотя ты мучишься ревностью, однако Мне будут принесены жертвы из Эфиопии, т. е. от народов языческих. В тот день, т. е. когда уверует множество язычников, даже ты не будешь в смятении от всех заблуждений своих, которыми ты вероломствовала против Меня, избирая Варавву и распиная Сына Божия (Ин. 18:40). Тогда удалю из среды твоей книжников, священников и фарисеев, хвастающихся превозношением твоим, и ты уже не будешь величаться на горе святой Моей; но будет у тебя народ бедный, люди некнижные и рыбари, которые будут возлагать надежду на имя Господне. Остатки Израиля, т. е. не то множество, которое взывало: Распни, распни Его! (Ин. 19:6), не первосвященники и знатные, а именно остатка не будут делать неправды; веруя истине, они не скажут лжи на Христа, и не найдется среди их языка коварного, ибо они знают, что всякая ложь от диавола (Ин. 8:44). Так как они будут пастись сами собою и говорить: Господь пасет меня, и ни в чем у меня не будет недостатка, на месте обильного пастбища, – там поставил меня, и на воде покойной воспитал меня. Душу мою обратил (Пс. 22:1–2); то никто не наведет на них страха, когда вера верующих одержит верх над превозношением гонителей. Пусть так будет понято в отношении к первому пришествию Иисуса Христа, которого Иудеи еще ожидают в конце, и надеются, что они будут жить в Иерусалиме, где подобно стадам животных они будут иметь изобилие даров телесных и богатств Иуды и будут питаемы свежею травою, и уже не будет никого, чтобы устрашать их, так как все народы будут принижены и подчинены им. – А мы, получая случай из этого баснословия утвердить истинную историю, говорим [или: будем говорить], что, когда нам дан чистый, или избранный, или ясный (как перевел Симмах) язык, мы оставляем в реках Эфиопии всю черноту души и грязный цвет, и яд дракона, который окрасил нас или грехами, или пороками, оставляем вместе с учителями превратных догматов, орошавших нас прежде, и будем приносить Христу дары вместе с рассеянным некогда Израилем. В тот день взойдет для нас день Христов, и каждому из нас будет сказано: «Ты не будешь в смятении от всех злых ухищрений своих», т. е. от нечестивейших помышлений, с которыми мы прежде действовали против Господа и будет отброшена всякая гордость и все безчестное, с чем мы восставали против Господа и против святой Горы Его, Господа нашего и Спасителя, и вместо высоких, но безсодержательных наименований [титулов] у нас будет народ кроткий и смиренный, так что мы не будем мыслить ни о чем высокомерном и надменном, ни о том, что не угодно Богу. Вместе с тем обрати внимание и на то, что в день суда и при кончине мира будут уничтожены все наименования почестей, и останется один народ и [одно] стадо под управлением единого кроткого и смиренного Пастыря. Тогда по вступлении [в царство Божие] полноты народов (ибо Бог всех заключил под грехом, чтобы и умилосердиться над всеми (Рим. 11:32), Израильский народ будет бояться имени Божия. И остатки Израиля уже не будут более делать несправедливости, в которой они отрицали Господа, и не будут говорить тщетного, утешая себя нелепыми баснословиями; не найдется среди них языка лживого, когда чрез них будет говорить Христос, Который есть истина. В самом деле тогда они будут пастись сами в одном стаде и будут находить успокоение в Церкви, и нападений истинного Навуходоносора не будут уже бояться. Видя это и читая о столь великих таинствах, ты воскликнем с Апостолом скажем: О глубина богатства, премудрости и ведения Божия! Сколь неиспытуемы суды Его и не исследуемы пути Его (Рим. 11:33); чувствуя это и размышляя об этом, и пророк предугадывает относительно судов Божиих: «В ночи я размышлял в сердце своем и терзался духом своим и говорил: «Ужели на веки отвергнет Бог и уже не продолжит далее оказывать милосердие, и ужели во гневе Своем удержит милосердие Свое?» и сказал: Ныне я начал: это перемена десницы Всевышнего (Пс. 76:7–8, 11). И смысл этого места такой: моя мысль о том, что Господь на веки оставил грешников и что милосердие Его удерживается заступающим место гневом, пришла к такому выводу: это было с тем, чтобы изменением десницы Своей, десницы Всевышнего, изменит все и умилосердится над теми, которых Он прежде оставил. Итак, и мы, и остатки Израиля, зная, что имеет воздать за всякое слово праздное (Мф. 12:36) и что рассеет Господь все уста льстивые, уже не будем говорить суетного. Ибо суета сует и все – суета (Еккл. 1:2) и: Совершенная суета – всякий человек живой (Пс. 38:6). И не будем произносить устами своими лжи; но, получив силу попирать ногами змей и скорпионов и всякую силу вражию (Лк. 10:19), уже не будем бояться никакого страшилища, не будем опасаться засады волков, так как Христос – страж; но будем говорить: Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого я буду бояться? (Пс. 26:1) и прочее содержащееся в двадцать шестом Псалме.

Толкование на пророка Софонию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И оставлю в тебе люди кротки и смиренны, и будут благоговети о имени Господни останцы Израилевы, и не сотворят неправды, и не возглаголют суетных, и не обрящется в устех их язык льстив

Опять говорит Сиону или святому городу, говорю, Иерусалиму, которому обещает, что в нем останется народ весьма кроткий и смиренный. Синагога иудейская дерзко поступила против Спасителя всех Христа, стала убийцей Господа и за это подвергается праведному наказанию. Но она не вся погибла; немалое количество из них уверовало. А эти были кроткие, не воспламенявшиеся неистовым гневом против Христа, подобно тем, которые привели Его тогда к Пилату и кричали, говоря: «возми, возми, распни Его», и к этому присовокупляли: если сего не умертвишь, «неси друг Кесарев» (Ин.19:12, 15). Что может быть бесчеловечнее этого? Призывая на свои головы даже самую праведную Его кровь, они безрассудно говорили: «кровь его на нас и на чадех наших» (Мф.27:25). Итак, не участвовали в такой жестокости люди кроткие, а также смиренные, потому что они подчинялись Христу и под иго Его преклонили свои духовные выи, и по любви к Нему с большой радостью внимали Его словам: «приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии, и аз упокою вы: возмите иго мое на себе и научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым» (Мф.11:28–29). Итак, и в этом они были подобны Христу, Который ради нас обнищал, как бы пренебрег подобающей Ему как Богу славой и свойственным Его природе превосходством, чтобы для устроения нашего спасения перенести рабское состояние. Итак, повинующиеся Его законам, подобно Ему, смиренно думают о себе. Сии «будут благоговети о имени Господни»; ибо они были весьма богобоязненны и, преимущественно пред другими, божественные ученики, которые соделались светом миру. Боголюбивые и благие, они, говорит, будут отвращаться неправды и пустословия («не возглаголют суетных», говорит), и неискреннего языка; ибо это – лукавство. Вот их духовная красота и как бы некоторый превосходнейший венец из достоинств добродетелей. Где кротость и смирение, и стремление к правде, язык, незнающий пустословия, и тем менее – греховных слов, напротив – всегда правдивый и слуга искренности, там всенепременно обнаруживается славная и совершеннейшая добродетель; а такая добродетель и свойственна сущим во Христе, потому что красота благочестия открывается не в законе, но, напротив, блистает в силе евангельского учения.

Зане тии пожируют и угнездятся, и не будет устрашаяй их

Некогда книжники и фарисеи нерадиво пасли народ Иудейский; ибо законом заповедано было им руководить народом и за это они были почтены преимуществами священства. Итак, они были пастыри, наемные впрочем, и как бы приставленные к чужим стадам, – видели «волка грядуща и оставляли овцы», – по слову Спасителя (Ин.10:12). А что они весьма небрежно относились к словесным овцам своим и оставляли их зверям, вернее же сами были волками, – это всякий легко увидит из сказанного устами пророков. Так, один, как бы от лица Божия, говорил: «горе пастырем, иже расточают и погубляют овцы паствы» их (Иер.23:1); другой же: «сия глаголет… Господь: оле, пастыри Исраилевы, еда пасут пастырие самих себе? не овец ли пасут пастырие? се, млеко ядите…, а… изнемогшаго не подъясте, и сокрушеннаго не обязасте и заблуждающаго не обратите, и погибшаго не взыскасте, и крепкое оскорбисте трудом…. И разсыпашася овцы моя, понеже не имеяху пастырей, и быша на изъядение всем зверем селным» и птицам небесным (Иез.34:2–5); в другом месте говорит к самим пастырям: «пасите овцы заколения. Яже стяжавшии закалаху и не раскаявахуся, и продающии я глаголаху: благословен Господь, и обогатихомся» (Зах.11:4–5). Так губили пастыри стада словесных овец, не отгоняя от них зверей, напротив, сами подражая зверям. Когда же потом воссиял Христос, Пастырь Добрый, полагающий душу Свою за овцы (Ин.10:11); тогда мы пасемся с рачительностью. Мы имеем пастбища при источниках, по написанному (Ис.49:10), и отдых в стойлах, то есть: мы водворены в церквах и святых храмах; и нас никто не устрашает и не расхищает, ни лев не попирает, ни вор не подкапывает, и никто к нам не приходит, «да украдет и убиет и погубит» (Ин.10:10). Напротив, мы живем в безопасности и ограждении, и участвуем во всяком добре, имея своим начальником самого Спасителя всех, говорю, Христа. И это открыл нам Бог и Отец, говоря нам устами Иезекииля: «сия глаголет… Господь:… спасу овцы моя,… и разсужду между овном и овном. И возставлю им пастыря единаго,… раба моего Давида,… и будет им пастырь» (Иез.34:20–23).

Толкование на пророка Софонию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

    Ст. 12-13 Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне. Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их.

    
И сие ясно указует нам на лик апостольский, ублажая Который, Владыка сказал: «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Матф. 5:5); и еще: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф. 11:29). Их-то и и блаженный Софония называет людьми «смиренными и простыми»: потому что не таковы Израильтяне, но «народ глупый и несмысленный» (Втор. 32:6.), и по словам другого Пророка: «в шее твоей жилы железные» их и «лоб твой – медный» (Ис. 48:4). Сих-то свободных от неправды Пророк называет имеющими язык чуждый льсти.

Толкование на пророка Софонию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-13 В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне. Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их

Затем, зло и грех исчезнут и из среды теократической общины, которая, уменьшившись количественно, качественно будет состоять из людей праведных

После суда Божия лучшее будущее наступит и для иудеев. «Когда совершится сие, и язычники сподобятся спасения; тогда и вы, живущие в Иерусалиме, верою приняв спасение, освободитесь от прежнего злочестия, не будете презирать заповедей Моих и величаться ветхозаветным храмом» - так перифразирует ст. 11 блаженный Феодорит (с. 54). Средство очищения нравственного и социального состояния современной иудейской общины от ее моральных недугов, пророком и здесь, как и ранее, гл. I, ст. 4-6, 8-9, 12, указывается в истреблении нечестивых, в удалении всего не отвечающего идеалам теократии, прежде всего гордости и самомнения. Напротив, от погибели спасется лучшая часть народа, именно те смиренные и уничиженные (ст. 12), которых еще ранее, гл. II. ст. 2, пророк выделял из общей греховной массы народа и призывал к жизни, достойной народа Божия. Эти благочестивые люди из суровой школы бедствий времени плена вынесут опытное сознание бессилия плена и полной зависимости его блага от Бога; поэтому они всецело преданы будут воле Божией, во всем возлагая надежду на Бога (12b. ). Вместе с тем, образованная из них община будет общиною людей в собственном смысле праведных: ложь, неправда, несправедливость и, вообще, всякого рода зло нравственное не будут иметь место среди членов этой общины. А такой нравственной высоте общины будет соответствовать и внешняя, беспечальная и безопасная, жизнь ее (13 ст.). Разумеется, все, указываемые здесь, черты нравственного совершенства в послепленной иудейской общине осуществились лишь отчасти, и в полной мере они приложимы лишь ко временам евангельским Блаженный Феодорит к ст. 12-13 замечает: «сие ясно указует нам лик апостольский, ублажая Который, Владыка сказал: блажени кротции, яко тии наследят землю (Мф V:5); и еще: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем! и обрящете покой душам вашым (Мф XI:29). Их-то и блаженный Софония называет людьми кроткими и смиренными, потому что не таковы израильтяне, но людие буии и немудри (Втор XXXII:6) и по словам другого пророка: жила железна выя твоя, и чело твое медяно (Ис XLVIII:4)» (с. 54).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible