Скрыть
А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-4 Должни есмы мы сильнии немощи немощных носити, и не себе угождати: кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию. Ибо и Христос не Себе угоди, но якоже есть писано: поношения поносящих Тебе нападоша на Мя. Елика бо преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася, да терпением и утешением Писаний упование имамы

Воздав славословие, он от молитвы опять переходит к увещанию и, обращая речь к сильнейшим, говорит так: должни есмы мы сильнии (XV, 1). Словом - должни показывает, что это дело обязанности, а не дара. Что же мы должны делать? Немощи немощных носити. Видишь ли, как (апостол) возвысил их похвалами, не только назвавши сильными, но и поставив наряду с собою? И не этим одним он привлекает их к себе, но и указанием на пользу ближнего, без всякого обременения для них самих. Ты силен, говорит он, и, если снизойдешь, не потерпишь вреда, а ему, если ты не будешь сносить его немощей, угрожает крайняя опасность. И не сказал - немощных, но - немощи немощных, привлекая и призывая их к милосердию, как и в другом месте говорит: вы духовнии исправляйте таковаго (Гал. VI, 1). Ты стал силен? Воздай должное Богу, соделавшему тебя сильным. Но ты воздашь должное и в том случае, если уврачуешь немощь изнемогающего. Ведь и мы были немощны, но по благодати сделались сильными. Так должно поступать не только в этом случае, но и по отношению к немощным другого рода. Так, если кто вспыльчив или горд, или имеет какой-нибудь другой недостаток, ты переноси. Как же это возможно? Выслушай, что далее говорит (апостол). Сказав: должни есмы носити, он присовокупил: и не себе угождати. Кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию (ст. 2). Вот что говорит (апостол): ты силен? Пусть немощной получит доказательство твоей силы, пусть узнает твою крепость: угождай ему. И не просто сказал (апостол): да угождает, но присовокупил: во благое, и не только - во благое, но, чтобы совершенный не сказал: вот я влеку его к добру, присовокупил - к созиданию. Таким образом, если ты богат или облечен властью, не себе угождай, но бедному и имеющему нужду, так как этим ты и приобретешь истинную славу, и принесешь много пользы. Ведь житейская слава быстро улетает, а слава духовная остается, если будешь это делать к созиданию. Потому (апостол) требует этого от всех, он не говорит - тот, или другой, но - кийждо вас. Потом, так как он заповедал важное и повелел совершенному оставить свое совершенство, чтобы уврачевать немощи другого, то опять представляет в пример Христа, говоря: ибо и Христос не Себе угоди (ст. 3). Так всегда делает Павел. Когда он рассуждал о милостыне, то на Него указал, говоря: веcтe благодать Господа, яко вас ради обнища, богат сый (2Кор. VIII, 9); когда побуждал к любви, убеждал тем же примером, сказав: якоже и Христос возлюби нас (Еф. V, 25); когда советовал переносить стыд и бедствия, прибег к Нему же, говоря: Иже вместо предлежащия Ему радости претерпе крест, о срамоте нерадив (Евр. XII, 2). Так и здесь показывает, что сам Христос поступал таким образом и что пророк еще издревле предвозвестил это, почему и присовокупил: якоже есть писано: поношения поносящих Тебе нападоша на Мя. Что же значит: не Себе угоди? Христу можно было не подвергаться злословию и не терпеть того, что Он перенес, если бы Он захотел иметь в виду только Себя, но однако Он не захотел, а заботясь о нас, презрел Себя. Почему же не сказал (апостол): истощил Себя? Потому что Он хотел выразить не только то одно, что Сын Божий сделался человеком, но и то, что Он подвергался поруганиям и приобрел от многих худую славу, так как Его считали бессильным. Ему говорили: аще Сын еси Божий, сниди со креста (Mф. XXVII, 40), и: иныя спасе, Себе ли не может спасти (Mф. XXVII, 42)? Поэтому (апостол) и упомянул об обстоятельстве, которое ему было нужно для настоящего предмета, но, однако, и здесь высказывает гораздо более того, сколько обещал. Из его слов видно, что был злословим не только Христос, но и Отец, так как сказано: поношение поносящих Тебе нападоша на Мя. А это, между прочим, означает, что не случилось ничего нового и необычайного. Те самые, которые в Ветхом Завете научились поносить Бога, безумствовали и против Сына Его. А написано это для того, чтобы мы подражали (Сыну Божию). Здесь (апостол) поощряет верующих и к терпению в искушениях, говоря: елика бо преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася: да терпением и утешением Писаний упование имамы (ст. 4), то есть, чтобы мы не отпали. Существуют различные подвиги - внутренние и внешние, чтобы мы, почерпая укрепление и утешение из Писаний, оказывали терпение и чтобы, живя в терпении, пребывали в надежде. Из них одно располагает к другому - терпение к надежде, надежда к терпению, но оба они почерпаются из Писания.

Беседы на Послание к Римлянам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.

О нашей пользе промышляя, Бог сообщил нам Писанию преданное учение и в письменах соблюл сказания о святых.

Толкование на послание к Римлянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду

Это, говорит, написано было прежде, чтобы мы подражали сему. Здесь же увещевает их и к терпению искушений, говоря, да укрепляемые Писанием терпим, и терпением да покажем в себе все живое и постоянное упование. Ибо кто терпит, тот показывает, что имеет в себе упование на будущие блага, а кто не терпит, тот потерял упование.

Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Елика бо преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася: да терпением и утешением Писаний упование имамы

По поводу приведения сказанного места из Писания святой Павел выражает общую мысль о назначении и благотворном действии Божественных Писаний. Он как бы говорит: я привел одно место из Писания, но там и все таково, что может быть обращено нам в научение: с этою целию они и написаны. В наше наказание — в научение нас, — христиан. Все христианство там предызображено. Читай или слушай, вникай и размышляй — и учись. «О нашей пользе промышляя, Бог сообщил нам Писанию преданное учение» (блаженный Феодорит). Всякого пункта христианского учения можно найти там предначертание — явное или сокровенное. Может быть, говоря сие, Апостол имел намерение навесть немощного иудея на мысль, что если по духу христианства нет необходимости держаться различения яств, как какого-либо условия спасения, то это учение не есть какая-либо особенность от прежних Писаний; оно и там содержится: поищи и найдешь.

Как назначение Писания выражено обще, так и благотворное действие его тоже указывается в общих чертах: да терпением и утешением Писаний упование имамы. Главное тут: /даупование имамы. Это упование есть упование спасения, — непоколебимая уверенность, что, веруя так, как веруем, живя так, как живем, и освящаясь таинствами, как освящаемся, мы несомненно содеваем спасение свое. Опора же сего упования — Господь наш Иисус Христос. Если Сам Сын Божий и Бог пришел, воплотился, пострадал, умер, воскрес, вознесся на небеса и седит одесную Бога Отца, то что может быть ненадежно и непрочно в нашем уповании? При всем том, однако ж, могут приходить помышления, колеблющие упование. Что тогда делать? Обращайся к Писанию, и там найдешь утешение, почерпнешь оттуда удостоверения, которые успокоят восстающее внутри смятение помышлений. Если придет смущающее помышление, — хорошо ли мы сделали, что возуповали на Христа, — смотри в Писание, и там найдешь, что Он есть чаяние языков, что на Него, как сказано, языцы уповати имут, что и видим исполняющимся, — что Он есть Отец будущего (то есть настоящего теперь) века, Бог крепкий. Если придет помышление, хорошо ли делаем, что следуем Его заповедям; смотри, что повелел Моисей: когда придет, послушайте Его. Если придет помышление, не ново ли то, что приемлем чрез таинства благодать Духа Святого; читай Пророков, и найдешь, что давно предсказано: во дни оны излию от Духа Моего (Иоил. 2, 29). Так и всякое другое помышление, какое бы ни пришло, может быть развеяно утешением, почерпаемым из Писаний, и оставлять наше упование в покое и силе.

Из сказанного явно, как утешение Писаний влияет на твердость упования нашего. Но как к сим проявлениям духовным относится терпение? В тексте оно стоит на одной линии с утешением Писания: все преднаписано в наше научение, чтоб терпением и утешением Писаний имели мы упование, то есть стояли в нем, были тверды и не падали (см.: святой Златоуст). Как утешение Писаний влияет на твердость упования, очевидно: как влияет на это терпение? Поставим раздельно: все преднаписано в наше научение, да терпением упование имамы. Научение из преднаписанного дает терпение, терпением хранится упование. Под терпением не всегда разумеется перенесение прискорбностей, но иногда постоянство в принятых правилах. Можно в этом значении принять его и в настоящем случае. Будет: научение, почерпаемое из преднаписанного, рождает постоянство в правилах веры, жизни и благодатного освящения, а сие постоянство поддерживает упование. Упование действительно слабеет, коль скоро допускается какое опущение или уклонение в вере, жизни или освятительных порядках Церкви. Постоянная же верность всему этому сообщает упованию дерзновение и воодушевление. А как преднаписанным может воспитываться такое постоянство, это не требует объяснений.

Но можно принять здесь терпение и в значении перенесения прискорбностей. Прискорбности неразлучны с верою и жизнию по вере. Писание, проповедуя всюду такую неразлучность, и словом научения, и примерами терпения воодушевляет на терпение, а терпение оживляет упование и дает ему твердость. Последнее свидетельствуется повсюдными опытами. Святой Златоуст говорит: «много предлежит нам различных подвигов, и внутренних и внешних (неизбежность этого преднаписана), дабы мы, почерпая укрепление и утешение из Писаний, оказывали терпение и дабы, живя в терпении, пребывали в надежде. Одно располагает к другому, терпение к надежде, надежда к терпению; терпение же и надежда почерпаются в Писании».

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать

Должны. Апостол теперь уже говорит не о том, что побуждает нас снисходить к немощным в вере (ср. 14:21), а о том, что обязывает нас к этому: это - пример Христа (ст. 3-й). Апостол продолжает здесь речь о различии во мнениях. Раньше (14:2) он, обращаясь к сильным, взывал к их благородству, теперь же вменяет им в обязанность щадить слабых верою.

Ст. 1-4 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду

Свои наставления к сильным в вере Апостол подтверждает примером Самого Господа Иисуса Христа, Который проявил самое совершенное самопожертвование для спасения немощного человечества.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 1-4 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня (Пс.68:10). А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из писаний сохраняли надежду.
Ст. 1-4 Должни есмы мы сильнии немощи немощных носити, и не себе угождати: кииждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию. Ибо и Христос не себе угоди, но якоже есть писано: поношения поносящих тебе нападоша на мя. Елика бо преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася, да терпением и утешением писаний упование имамы.


      Продолжая речь за немощных, т.е. за неусовершившихся в Христианской жизни и не достигших высшего сознания духа и силы Христианской веры, не только во взгляде на различие в пище, но и в других предметах, Апостол Павел опять убеждает Христиан ко взаимной снисходительности и терпению, хотя бы это было и тяжело, потому что долг Христиан быть самоотверженными, по примеру Иисуса Христа, пострадавшего не за Себя, о чем сказано и в Писании (Пс.68:10), а Писание должно служить нам к укреплению в надежде на лучшее будущее. Изъясняя слова: не себе угождати, преосвященный Феофан пишет: «двинувшись от себя, кого мы встречаем? Бога и братий. Бог благоугождается внутренним настроением – верою, страхом Божиим, преданностию Богу, сердечным к Нему прилеплением и упованием. Внешняя же деятельность вся почти у нас идет в соприкосновении с братиями, и тут-то главное; не себе угождать, не своих си искать, – чего бы это ни касалось. Казалось бы, что от этого разоришься, или подавлен будешь, а на деле бывает так, что этим только прочно и зиждется благо каждого и всех. Откуда сила на это? От любви, которая все братнее считает своим, ибо любит их как себя. Противоположно ей самоугодие, источник всего недоброго и всех нестроений между нами, больших и малых. Как только потянулся кто к угождению себе – тотчас ущерб другому, от него неприятность, а далее и раздор. Апостол упомянул о подавлении самоугодия, потому что у него речь о воздержании от яств, чтобы не соблазнить брата... Отвернувшись же от себя, на ближняго обращай взор, как говорит в другом месте: не своих си кийждо, но и дружних смотряйте (Флп.2:4), или: никтоже своего си да ищет, но еже и ближняго своего (1Кор.10:24). Апостол и сам всегда так действовал, почему и предлагал себя в пример: якоже и аз во всем всем угождаю, не иский своея пользы, но многих, да спасутся (1Кор.10:33)». «Итак, заключает святой Иоанн Златоуст, богат ли ты, облечен ли властию, не себе угождай, но бедному и имеющему нужду. Чрез это ты и приобретешь истинную славу, и принесешь много пользы. Житейская слава скоро пролетает; а слава духовная пребывает постоянно, если будешь это делать к созиданию... Сам Христос поступал таким образом: не себе угоди». Объясняя потом слова 4 стиха, святой Иоанн Златоуст говорит: «много предлежит нам подвигов внутренних и внешних (неизбежность этого предписана), дабы мы, почерпая укрепление и утешение из писаний, оказывали терпение и дабы, живя в терпении, пребывали в надежде. Одно располагает к другому, терпение к надежде, надежда к терпению, терпение же и надежда почерпаются в Писании...»

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.

От частного текста Писания, приведенного в 3-м стихе, Апостол переходит к общему и говорит, что все Писание имеет целью назидание, научение христиан, чтобы утвердить их в надежде спасения Иисусом Христом, через дарованные им средства. Все это и изображено в Писаниях. Внимательно их читая, мы можем утвердиться в постоянстве (терпении) упования, и в утешении от надежды на спасение при такой вере.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible