Скрыть
Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес

Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли. В изумление приводит Пророка ведение имени Божия, данное людям. Ибо уже не одним только живущим во Иудеи ведом Бог.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес

«Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли». Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): как велико (τί μέγα) имя твое.

В предыдущем псалме пророк сказал: «Исповедаюсь Господу по правде Его и пою имени Господа Вышнего» (Пс.7:18). Здесь он исполняет обещание, вознося Ему песнопе­ние. В том псалме он говорил от одного лица: «Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня», а здесь от лица многих: «Господи, Господь наш! Как чудно имя Твое по всей земле!» Но умолк­ните и слушайте внимательно. Если на зрелище, когда поют сатанинские хоры, бывает великая тишина, чтобы слышать те пагубные песни, между тем как там хор состоит из шу­тов и плясунов, управляет ими какой-нибудь простой музы­кант, поется сатанинская и пагубная песня, воспевается нечи­стый и злой бес, то здесь, где хор состоит из мужей свя­тых, управляет им пророк, песнь поется не по внушению сатаны, а по благодати Духа, и воспевается не бес, а Бог, не должно ли хранить глубокое молчание и слушать с трепет­ным благоговением? В нашем хоре участвуют и горние силы, потому что и горние хоры, херувимы и серафимы, испол­няют тоже дело – непрестанно воспевают Бога. Из этих хоров некоторые являлись и на земле и пели вместе с бодрствовавшими пастырями (Лк.2:13). Выслушаем же и это песнопение. Воспевающие царей земных говорят им о вла­сти, о трофеях, о победе, исчисляют побежденные ими народы, называют их победоносцами и покорителями варваров, и т. д. Подобную песнь воспевает и блаженный Давид. Он говорит о победе, о трофее, о покорении врагов, не та­ких, как те, но гораздо опаснейших. И смотри, как начи­нает он: «Господи, Боже наш!» Для других, неверующих в Бога, Он есть Господь в одном отношении, а для нас в двух: потому, что Он создал нас из ничего, и потому, что мы знаем Его. Видишь, как пророк в самом начале высказывает главное Его благодеяние. Если ты узнаешь, как Он сделался твоим Господом, как Он нас, отчуждив­шихся, бывших врагами и омертвевших, сделал своими и оживотворил, то ясно увидишь, что это есть главное Его благо­деяние.

Этому удивляясь, пророк и говорит: «как чудно имя Твое», т.е. удивительно в высшей степени; а как именно удивительно, он не сказал, – потому что не мог измерить этого, – только выразил усиленно и возвышенно. Где те, которые исследуют существо Божие? Если пророк, высказав имя Его, так уди­вился, что пришел в изумление, то какое извинение могут иметь те, которые говорят, будто они знают существо Божие, тогда как пророк не мог знать даже того, как удивительно имя Его? «Как величественно имя Твое».

Этим именем разрушена смерть, связаны бесы, отверсто небо, открыты двери рая, ниспослан Дух, рабы сделались свободными, враги – сынами, чужие – на­следниками, люди – ангелами. Что я говорю: ангелами? Бог стал человеком, и человек Богом; небо приняло естество земное, и земля приняла Сидящего на херувимах среди во­инств ангельских; отнято средостение, разрушена ограда, сое­динено разделенное, рассеян мрак, воссиял свет, поглощена смерть. Представляя все это и гораздо большее этого, пророк громогласно говорит: «как величественно имя Твое по всей земле!» Где те­перь сыны иудейские, бесстыдно отвергающие истину? Охотно же­лал бы я спросить их, о ком говорится это. Скажут: о Все­держителе? Но имя Его не было «чудно» по всей земле, как сви­детельствует и Исаия, когда говорит: «всякий день имя Мое бесславится» (Ис.52:5). Если же служившие Ему были ви­новниками хулы на Него, то как же оно было «чудно»? Что оно чудно по существу своему, это, несомненно; между людьми же оно тогда у многих не было чудно и даже подвергалось прозрению. Но теперь – не так; когда пришел Единородный Сын Божий, тогда имя Его везде стало чудным вместе с Хри­стом. «От востока солнца», говорит пророк, «до запада велико будет имя Мое между народами» (Мал.1:11); и еще: «на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; а вы хулите его» (Мал.1:11,12); и другой; «земля будет наполнена ведением Господа» (Ис.11:9); и еще: «только ложь наследовали наши отцы, пустоту» (Иер.16:19).

Видишь ли, что все это сказано о Сыне? Его имя сде­лалось чудным по всей земле. «Ибо величие Твое превознеслось выше небес». Другой переводчик (Симмах) говорит: Ты, который положил хвалу Твою превыше небес. Сказав о земле, он обращает речь и к небу, как обыкновенно и всегда делает, когда представляет всю вселенную прославляю­щею своего Владыку. Тоже самое выражая и здесь, он гово­рит: чудно внизу, чудно и вверху. Не люди только, но и ан­гелы воспевают совершенное Им и воссылают благодарность за благодеяния, оказанные людям, как сделали они в начале, составив на земле свои хоры. Таким образом, он говорит или то, что и ангелы воспевают, или хочет изобразить вели­чие Божие. Когда Писание хочет выразить что-нибудь великое, то указывает на расстояние между этими предметами, напр., когда говорит: «как небо высоко от земли» (Пс.102:11); и еще: «как далек восток от запада, так удаляет Он от нас преступления наши» (Пс.102:12). Итак, здесь пророк изумляется совер­шившемуся, как оно велико, как важно, потому что существо, которое ниже всех, Бог поставил выше всех.

Беседы на псалмы. На псалом 8

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес

Частица: «яко» употреблена здесь не для сравнения, но для утверждения речи. Имя Твое, Владыка, говорит Пророк, громогласно песнословится. Все именуют Тебя Творцем неба и земли. Сказанное же: «взятся великолепие Твое превыше небес», означает: все познали, что Ты владычествуешь над небом и землею и над всем. Хотя Сам Ты всегда имел великолепие, но не всегда сие ведомо было людям. Подобное сему предрекает и блаженный Аввакум. Ибо, сказав: «Бог от юга приидет, и Святый из горы приосененныя», присовокупил: «покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв.3:3). Да и Сам Бог, явившись Иакову, когда вопрошал об имени, изрек: «вскую вопрошаеши ты имене Моего, еже чудно есть» (Быт.32:29)?

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 2-3 Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника

Точно! Величие имени Иисуса превыше постижения разумных тварей земли и неба: постижение его непостижимо приемлется младенческой простотой и верой. С таким же бескорыстным настроением должно приступать к молению именем Иисуса и пребывать в этом молении; постоянство и тщательность в молении должны быть подобны непрестанному стремлению младенца к сосцам матери: тогда моление именем Иисуса может увенчаться полным успехом, невидимые враги могут быть попраны, окончательно может быть сокрушен «враг и местник» (отмститель). Враг назван местником, потому что у молящихся, особенно по временам, а не постоянно, он старается отнять после молитвы то, что приобретено ими во время молитвы. Для решительной победы необходима непрестанная молитва и непрерывающаяся бдительность над собой.

Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой

Евфимий Зигабен (†1118)

Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес

Господи Господь наш, яко (как) чудно имя Твое по (на) всей земли

Иисус Христос есть Господь не одних верующих, но и неверующих; только Господом неверующих Он может быть назван единственно как их Творец; для в верующих же он Господь вдвойне, и как Творец их, и как Бог: потому то и имя Господа в приведенном выше месте повторено два раза. Это восклицают церкви верующих, обращаясь с своими словами к Иисусу Христу: о Господи, как бы так говорят они, Творец наш! О Господи наш, Ты, который еще так недавно познан нами, как Господь! – Весьма чудно имя Твое по всей земли! Одно призывание этого имени отгоняет демонов, воскрешает мертвых, удаляет болезни, изменяет стихии и имеет власть над всем. Здесь имя Господне названо чудным или дивным; но в другом месте пророк называет имя Господне также страшным. Таким образом чудно или дивно имя Господне по тем сверх естественным действиям, которыми сопровождается его призывание; страшно же потому неизглаголанному могуществу, которое проявляется в этих действиях. Обратите внимание на то, как пророк Давид, в этом названии Господа – Господом нашим, сопричислил к нам и самого себя, провидя без сомнения тайну будущего и ту спасительную веру в распятого, которая впоследствии охватила все концы миpa. Но чем оправдаются сами иудеи против того, что имя Бога Вседержителя в прежнее время было в пренебрежении у большей части народов, и притом в пренебрежении по той собственно причине, как говорит сам Бог чрез пророка Исаию, что имя Его ради их (или то есть ими иудеями) хулилось во языцех (Ис. 52,5)! Отсюда между прочим становится очевидным то, что сказанные выше слова, – где, говорится, что имя Господне чудно по всей земли, – без всякого сомнения относятся ко времени христианскому.

Яко (ибо) взятся (вознеслось) великолепие Твое превыше небес

Великолепием пророк называет здесь вочеловечение Божие, которое и в самом деле полно величия, превосходящего всякий ум. Это самое великолепие возвысилось, говорит он, над самыми силами небесными, как непостижимое для них и изумительное. И изумляются такому таинству Божию не только люди, но и самые ангелы небесные. Или иначе: пророк, желая показать нам беспредельное могущество божественной природы, говорит: вознеслось великолепие Твое превыше небес, так как земля не могла вместить этого великолепия. О чем другой пророк говорит в следующих выражениях: Покры небеса добродетель Его и хваления Его исполнь земля (Аввак. 3,3).

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.2   Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес

Ст.2   Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!
 

Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли. Воззвание это обращено к Господу Иисусу Христу; частица яко, по замечанию бл. Феодорита, поставлена здесь не для сравнения, а для утверждения. Истинно чудно имя Твое, Господи! ибо «этим именем разрушена смерть, связаны бесы, отверсто небо, открыты двери рая, ниспослан Дух» (Злат.). 

Яко взятся великолепие Твое превыше небес. Симмах переводит: «Ты, Который положил хвалу Твою превыше небес». «Не люди только, но и Ангелы воспевают совершенное Тобою» (Злат.). Или: величие Твое, Господи, превосходит все, что есть не только на земле, но и в самых небесах: – оно превыше небес. С Евр.: «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес»! Таково величие Спасителя мира, седящего одесную Бога Отца!

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес

«Земля» и «небеса» можно понимать двояко. Под землей разумеется все тварное на земном шаре, которое разнообразием, красотой своих предметов, разумным их устройством ясно говорит о величии Творца их. О том же говорят и небеса, светила небесные и все атмосферные и астрономические явления. В святоотеческой литературе под землею разумеются люди, под небесами - мир ангелов. Те и другие восхваляют Бога. Первое понимание более согласно с последующим содержанием псалма.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Го́споди, Госпо́дь наш, я́ко чу́дно и́мя Твое́ по всей земли́, я́ко взя́тся великоле́пие Твое́ превы́ше небе́с.

В восьмом Псалме две части. Из них первая (стихи: 2–4) – прославление чудного Имени Господа, от созерцания великолепия Его превыше небес «в делах перст Его», луне и звездах, кои сделаны Им.

«Аки бы сказал Пророк: Боже Самобытный (Егова), Источнике существа Своего, от Которого проистекают вся существующая, Ты еси Господь наш, и вместе всей твари... «Великолепие» есть величие, приличное великим государям, которые великим иждивением созидают дома и грады, содержат превеликое число рабов, устрояют флоты, вооружают воинства, и прочая сим подобная, великая дела творят: но все сие - это ничто в отношении к величию Бога» (Арх. Ириней).

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес

Весь псалом этот есть восторженная песнь или хвала величеству, премудрости и благости Божией ко всей твари, в особенности же к человеческому роду. Размышляя о величестве Существа Божия, пророк приходит в удивление, как это столь великий Бог столько возлюбил человека и так благоволит к нему, что удостаивает его Своего посещения, великих милостей и благодеяний, и в этом удивлении восклицает: Иегова, Господи наш! Как величественно имя Твое по всей земли! Ты вознес величие Твое превыше небес! Таково величие Спасителя мира, сидящего одесную Бога Отца! Так чудно имя Господа нашего Иисуса Христа, к Которому лично и непосредственно относятся изречения следующих стихов псалма.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible