Скрыть
но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Этого смиряет, и этого возносит. Как добрый судия, смиряет нечестивых, возносить же смиренных сердцем. Должно же понимать это о двух народах, разумею Иудеев и уверовавших язычников. Ибо первые смирены за высокомерие, а вторые вознесены за смиренномудрие. Той поставляет цари и преставляет (Дан. 2,21), воздвизает от земли нища и от гноища возвышает убога (Пс. 112,7). Он, смирив тех, которые от обрезания, возвысил тех, которые от язычников.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 7-9 «Яко ниже от исход, ниже от запад, ниже от пустых гор»: «Яко Бог судия есть». Исходами Пророк назвал восток (так показывает и пятое издание), а пустыми горами – северныя и южныя страны; потому что оныя по чрезмерному холоду и жару остались совершенно необитаемыми. Посему Пророк учит, что не возможно избежать суда Божия; потому что достигнет ли кто востока, покусится ли уйдти на запад, или на юг, или на север, – везде подлежит Божию приговору. Потом учит, что перемены в жизни бывают по Божию определению.

«Сего смиряет, и сего возносит». «Яко чаша в руце Господни, вина не растворена исполнь растворения, и уклони от сея в сию». О сей чаше учит и пророчество божественнаго Иеремии. Ибо повелевается ему Богом всяческих взять чашу, и напоить Иерусалим, и князей, и сопредельные народы (Иер.25:15–28). Вином же называет Пророк наказание, потому что подобно упоению отъемлет силу, и нарушает стройность в составах. Посему пророческое слово сказует, что праведный Судия, иногда на нас, а иногда на них налагает наказание; и ныне одного возносит, а другаго смиряет, и иным опять дает высоту, и напасти пременяеть, и благоденствие прелагает. Пленным в Вавилоне не просто внушалось говорить это, но предвозвещались им, и рабство Вавилонян, и собственная их свобода; потому что, по истечении не многаго времени, Кир сокрушил силу Вавилонян, и возвратил прежнюю свободу Израильтянам.

«Обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешнии земли». Самое тяжкое наказание назвал «дрождием». Я, говорит, испил более устоявшееся, то есть, подвергся меньшим бедствиям, а Вавилоняне испиют самые подонки, то есть, потерпят бедствия жесточайшия тех, какия причинили. Я, семдесять лет быв в рабстве, возвращен, они же преданы будут вечному рабству.

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко Бог Судия есть: сего смиряет и сего возносит.

Бог, говорить, есть истинный и праведный Судия: потому что Он знает все и знает, прежде, нежели что либо получило бытие, по словам Сосанны, и одного из людей унижает, а другого возвышает, по своему усмотрению, соразмерно делам каждого, а равно и соответственно праведному Его суду.

Слова Исихия: Господь делает нищим и богатым, смиряет и возвышает (1Цар. 2,7), впрочем не без причины, но чтоб испытать иных богатством, а других бедностью. Афанасий, изъясняя это в высшем смысле, говорит: унизив обрезанных, возвысил язычников. Слова блажен. Августина из 29-й главы рассуждений его, где он обращается к Богу: лучше же Ты сам во всем, и все сие в Тебе. Ибо всемогущество Твое объемлет все и никто не может убежать от Твоей власти, ибо кто не искал к себе Твоей милости, тот не может избежать и Твоего гнева, так как ни от востока, ни от запада (т. е. как написано здесь), ни от пустых гор. Ибо Бог судья есть.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Сь. 7-8 яко ниже от исход, ниже и запад, ниже от пустых гор. Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит

Пророк предлагает здесь наилучшее средство ко уврачеванию гордости, показывая, что возвышение людей не от земли происходит, но от Бога. Сие бо наипаче ослепляет очи людей, что они, обращая взоры то на десно, то на шуее, повсюду ищут средств, дабы удовлетворить своему желанию, и как-нибудь возвыситься. А понеже вне мира не исходят и не возносят мыслей своих к Богу, сего ради Пророк утверждает, что они весьма заблуждают и обманываются; ибо возвышение и унижение зависят от единой руки Божией. И хотя многие или своею хитростию, или пособиями мира иногда восходят на высоту, однако и сие не по слепому случаю делается, но по Божиим сокровенным судьбам. Господь скоро низлагает их с высоты и аки плевы или сор измещет вон. И потому Пророк не просто здесь присвояет Богу суд, но определяет, каков он есть, дабы показать, что Бог, сего смиряя, а инаго возвышая, распределяет человеческия дела, как Ему угодно. Намерение учения сего клонится к тому, дабы верные во всем покорялися Богу, и суетною на людей надеждою не прельщалися; в случае же нападения гордых нечестивцев, прибегали к судилищу Бога.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Яко Бог Судия есть: сего смиряет, и сего возносит. 

Причина, почему не должно гордиться, – потому что над всеми, всюду, есть небесный Судия, Который смиряет нечестивых, возносит же смиренных сердцем. «Это должно понимать, – говорит св. Афан., – о двух народах – Иудеях и уверовавших язычниках».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-8 яко ниже от исход, ниже и запад, ниже от пустых гор. Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит

Вера евреев в получение защиты («возвышение») покоится не на ожидании человеческой помощи от народов, живущих от Иудеи на восток, запад или на пустыню (точнее можно бы перевести «не от скал пустыни», т. е. от Идумеи), а на вере в одного Господа, от Которого только и зависит «унижение или возвышение». При перечислении стран света не упоминается север потому, что отсюда-то и шли ассирияне. Ожидать евреям защиты от каких-либо соседних народов невозможно было, потому что последние всегда враждебно относились к ним и эти чувства, конечно, не изменились с нападением ассириян.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 7-8 яко ниже от исход, ниже и запад, ниже от пустых гор. Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит

Спасительная помощь, которой ожидает Израиль, не есть какая-либо земная помощь; ему поможет не народ какой-либо с востока или запада, или юга, но Бог Праведный Судия, и он смирит врагов (сего) и даст победу Израилю (сего). В ст. 7, очевидно, после гор нужно дополнить: «приходит к нам помощь». От пустых гор – конечно, разумеются горы идумейской и аравийской пустыни, след., юг.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 8–9 Яко Бог Судия есть: сего смиряет, и сего возносит. Яко чаша в руце Господни, вина нерастворена исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешнии земли

Все зависит, говорит псалмопевец, от всемогущества и правосудия Божественного. Господь Бог одного смиряет, т.е. унижает, а другого возвышает, возносит. Чтобы сильнее и выразительнее представить сию истину, псалмопевец употребляет подобие, бывшее в обыкновении у древних и состоявшее в том, что хозяин или начальник пира (в Евангелии он назван архитриклином) (Ин. 2:8–9), угощая своего гостя вином, имел право требовать, чтобы гость пил столько, сколько угодно хозяину. Перенося этот обычай на действия Промысла Божия, псалмопевец говорит, что Господь Бог держит в руках чашу вина крепкого (нерастворена) и чистого и, растворяя его по Своему усмотрению, дает из нее пить, уклоняя ее то в ту, то в другую сторону. Эта чаша вина означает судьбы Божии. Господь Вседержитель, по неисповедимым судьбам своим, иногда тот, иногда другой народ наделяет счастьем или подвергает бедствиям. Но в чаше Господней остаются дрождие («осадок, отстой» (ц.слав.). – Ред.), которые никогда не истощаются, и они уготованы для всех грешников на земле. Этими словами выражается та мысль, что сила Божия в управлении народами и царствами земными не истощается, что Промысл Божественный хотя и смягчает определенные Им тому или другому народу наказания, хотя и растворяет вино в чаше (исполнь растворения), но Он никогда не оставит своих действий и не попустит, чтобы жизнь народов развивалась, возрастала и усиливалась независимо от Его святых намерений и предначертанных целей. И потому нечестивые не должны гордиться своими успехами, для них остались еще дрождие, – и они испиют чашу горести в свое время.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible