Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее».
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Растаяся земля и вcи живущии на ней. По праведному суду Твоему соделал Ты, что растаяла земля, то есть Иерусалим, и все живущие на ней. Но можно понимать это двояко: и в добрую сторону, растаяся — в значении: перестала быть сильною в лукавстве, и в худую — в обозначение постигшего их наказания. Аз утвердих столпы ея. Столпы Иерусалима суть святые Апостолы, по сказанному: столп и утверждение истины (1Тим. 3,15). И Апостол говорит: и познавше благодать данную ми, Иаков и Кифа и Иоанн мними столпи быти (Гал. 2,9).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Растаяся земля и вси живущии на ней»; потому что Я – Судия целой вселенной, и на всех наложу достойныя наказания.
«Аз утвердих столпы ея». Я – над всем властелин, как Создатель всего. Ибо Я сотворил и основал землю, как некиими столпами подпирая ее Моими уставами, «повеление положих, и не мимо идет» (Пс.148:6). Посему, и как судия не хочу наказывать, но предсказываю наказания, чтобы согрешающих угрозою соделать целомудреннейшими, и увещаваю, и советую возненавидеть всякий вид беззакония, позаботиться же о правдивом и скромном образе мыслей. Сему учит и в присовокупляемом:
Евфимий Зигабен (†1118)
Растаяся земля и вcи живущии на ней.
Таяние есть разрушение силы. Итак, истаяла, то есть, разрушится земля, когда наступит будущий суд. Ибо небо, говорит, и земля прейдут (Матф. 24,35). Притом и жители земли разрушатся, ибо все умрут.
Слова Афанасия: Производя, говорит, праведный суд, Ты сделал то, что Иepyсалимская земля и живущие на ней тают.
Аз утвердих столпы ея.
Я, говорит, повелю земле, и она тотчас разрушится, так как Я и в начале создал и утвердил ее; а столпы земли суть повеления Божии, утверждающая, по словам Феодорита, землю. Они-то и держат землю, которая основана на ничем. Можно понимать и иначе: таянием можно назвать такое тление, по которому земля растленна была идолопоклонством и другими грехами человеческими; а Я, сжалившись над погибавшим творением Моим, утвердил Апостолов, которых, согласно с великим Василием, можем разуметь под столпами земли, так как Апостолы своим учением утверждают всех христиан, находящихся во всех частях земли. Так и Апостол Павел назвал их, сказав: Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами (Гал. 2,9). Некоторые говорят, что земля Иерусалимская истает и будет сожжена римлянами, но и в таком случае столпы Иерусалимской земли суть Апостолы по вышеозначенной причине. Сказано: ея, потому что Апостолы по плоти происходили из Иерусалима. Или говорит, что и тогда, как истает Иерусалим, он опять будет утвержден столпами веры Апостолами.
Почему и Василий говорит: Заметь, что столпами названа содержащая землю сила. Так и Иов сказал о Боге: держащий висящую на ничем землю (Иов. 26,7).
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Растаяся земля и вси живущии на ней, аз утвердих столпы ея
Сей стих непосредственно связывается с предыдущим. Ибо Бог подверждает здесь вышереченныя слова: егда прииму время, Аз правоты возсужду, доказывая оныя со стороны всемогущества Своего, аки бы рек: хотя бы вся громада мира сего разрушилась и пала, но Я сохраню верных Моих без всякаго вреда. Пророк, без сомнения, взирает здесь и на самый чин природы. Хотя бо земля занимает нижнее место в небесной атмосфере, однако не на другом основании утверждается, как на воздухе. Воды, содержащияся в недрах ея, могли бы проникнуть в жилы ея и оную потопить и разрушить, ежели бы не утверждалася она на сокровенной Божией силе: но Пророк восходит выше, и глаголет, что хотя бы земля разрушилась и пала, но Господь силен есть дать ей новую твердость.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Растаяся земля, и вси живущии на ней, Аз утвердих столпы ея.
С Евр.: «Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее». «Растаяла земля, т.е. Иерусалим, – поясняет. св. Афан., – и все живущие на ней (в Иудее). Но можно понимать это двояко – и в добрую сторону – растаяся в значении: перестала быть сильною в лукавстве, или в худую – в значении постигшего ее наказания. Столпы Иерусалима суть св. Апостолы (1Тим. 3:15)». – Растаяся земля, т.е. накажется, – «потому что Я – Судия вселенной и на всех наложу достойные наказания. Я над всеми Властелин, как Создатель всего. Я сотворил и основал землю, как некиими сполпами подпирая ее Моими уставами. Псал. 148:6». Но теперь не наказываю, а предсказываю наказания согрешающим (Бл. Феод.).Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 3-4 Егда прииму время, аз правоты возсужду. Растаяся земля и вси живущии на ней, аз утвердих столпы ея.
Ты сам обещаешь назначить время для суда над врагами
В 3-4 ст. представляется говорящим Бог. Он произнесет Свой суд в назначенное Им время и суд справедливый, когда воздастся каждому то, что он заслуживает. На кого должна излиться кара Божия, видно из последующих слов, «Земля колеблется», т. е. все жители Иерусалима пришли в трепет при появлении грозных и многочисленных полчищ Сеннахирима. Господь «утвердит столпы ее», не даст врагам расшатать могущество и силу Иудеи. Так как «столпами» Иудеи, на которых покоилось ее величие и значение, было имя Иеговы, то утвердить столпы, значит - не дать в посмеяние этого великого имени и держащихся его. Известно, что Рапсак, полководец Сеннахирима, издевался над верой евреев в Иегову.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Растаяся земля и вси живущии на ней, аз утвердих столпы ея
Вся земля в возмущении и расстройстве от страха пред ними, но Я снова установлю надлежащий порядок. Растаяся земля нужно считать продолжением речи Божией; растаяла от страха наступающего суда, какой совершает Творец мира (утвердих столпы – относится к физическому творению); но можно также разуметь растаяние от страха пред нечестивыми врагами, наказанием которых Бог восстановит потрясенные основания нравственного порядка.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 3–4 Егда прииму время, Аз правоты возсужду. Растаяся земля и вси живущии на ней, Аз утвердих столпы ея
Слово земля употреблено здесь не в собственном смысле, а в значении собирательной единицы, как и во многих других местах (Пс. 67:9, 71:19), посему и выражение растаяся земля нужно понимать в переносном смысле: народы и царства земные смутились от страха, пришли в состояние расстройства и политического расслабления. В таковом же, переносном, значении употреблено последующее изречение: аз утвердих столпы ея. Столпы земли – то же, что: «устои, законы и власти, установленные в государствах». Время царствования Сеннахирима было временем высокого могущества Ассирийского царства, которое угрожало лишением самостоятельности многим соседним с этим царством странам и царствам земным (см. 4Цар. 18:33–35; Ис. 36:18–19). Таким образом, вслед за изъявлением намерения и желания иудеев исповедать имя Бога своего и возвестить о чудесах Его (ст. 2), и Сам Господь, устами псалмопевца, как бы отвечает на исповедание Своим Божественным словом: Егда прииму время, т.е. когда наступит предназначенное Мною время (а оно скоро наступит), Я восстану и произведу праведный суд (Аз правоты возсужду, как и в Пс.9:9). Вся земля пришла в расстройство (растаяся); Ассирийское царство своими воинственными набегами и захватами навело страх на всех живущих на земле, но вот Я открою суд Свой и воздам каждому по достоинству и тогда утвержу (утвердих) столпы ея, т.е. снова установлю твердый и надлежащий порядок на земле. Св. отцы (Василий Великий, Афанасий Александрийский) под столпами, в пророческом смысле, разумеют здесь апостолов, которые косневшие в нечестии и идолопоклонстве народы утвердили в Христовой вере [7, с. 59о; 3, с. 254]. Так и апостол Павел называет их (см. Гал. 2:9), т.е. столпами Церкви.