المواراة
58:8 كَمَا يَذُوبُ الْحَلَزُونُ مَاشِيًا. مِثْلَ سِقْطِ الْمَرْأَةِ لاَ يُعَايِنُوا الشَّمْسَ.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Яко воск растаяв отимутся: паде огнь на них, и не видеша солнца

Паде огнь на них, и не видеша солнца. Вверженные в огнь вечный, не увидели они Солнца правды. Это подобно сказанному: да возмется нечестивый, да не видит славы Господни (Ис. 26:10).

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 9-10 Яко воск растаяв отимутся: паде огнь на них, и не видеша солнца. Прежде еже разумети терния вашего рамна, яко живы, яко во гневе пожрет я

К сему Пророк прилагает еще оные плачевные слова о достойных сожаления, сказуя: «паде огнь на них, и не видеша солнца». Значение же сего речения объясняет другой толковник, сими словами выражаясь о преждевременном извержении из матерних ложесн недоношенного младенца. «Изверг» женский, говорит он, не увидит солнца (Иов. 3:16). Итак, поелику в начал псалмопения сказано: «отчуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева» (Пс. 57:4), а это значит то же, что рождены недоносками, и причиною такого их недостатка, как утверждает Пророк, уподобление змею и аспиду; то посему и теперь, возвращаясь к тому же образу речи, продолжает, что, будучи несовершенными в отношении к естеству, по своей порочности соделавшись недоносками, изринуты и ниспали из умопредставляемых нами ложесн, став сами для себя огнем, по причине вещественного произволения, почему не узрели и солнца. А солнцем указуется истинный свет, к которому не обратил взора недозрелый род иудеев.

И последующая за сим речь состоит в строгой связи с предыдущею. Ибо, что Пророк наименовал там «глухим аспидом», то теперь, изменив образ речи, называет неразумным «тернием»; потому что разумение бывает следствием слышания, а кто не приемлет слуха, тот вместе с слухом отвергает, без сомнения, и разумение. Посему, как там, упомянув о родовом наименовании змея, выставляет самый злой в целом роде вид этого зверя, называя «аспида»: так и здесь, наименование терна представив, как бы родовым каким, выставляет самый несносный вид терна, назвав его «рамном», которого иглы остры, спицы часты, уязвления приближающимся вредны и ядовиты.

Однако же, будете ли вы терниями, говорит Пророк, или даже в терниях «рамноме», так как почитаете себя еще «яко» живыми (ибо не в подлинном смысле жив, кто не имеет истинной жизни); гнев «пожрет» вас. И как жизнь грешников не в подлинном смысле есть то, чем называется, а только именуется сим (что разъединено с истинною жизнью, то не жизнь); так и гнев в Боге, хотя грешникам представляется гневом и так ими именуется, тем паче не есть гнев, но «яко» гнев для именующих гневом воздаяние, праведно Богом распределяемое. Посему вот что значат слова: «яко живы», и: яко «во гневе пожрет» вас; – вас, которые не в действительной жизни, пожрет Он, Который недействительно во гневе.

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Яко воск растаяв отъимутся: паде огнь на них, и не видеша солнца

Подобно воску, который близ огня и тает, будут они истреблены и лишатся жизни. В сем смысле сказал Пророк: «и не видеша солнца», потому что умершие не могут видеть луча солнечнаго.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Яко воск растаяв отимутся: паде огнь на них, и не видеша солнца

Как тает воск от огня, так грешники исчезнут от лица Божия.

Дневник. Том I. 1856

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко воск растаяв отимутся: паде огнь на них, и не видеша солнца

Яко воск растаяв отъимутся

Бог, говорит, натянет лук свой, то есть, казнящую силу, и накажет злых, доколе совершенно не ослабеют, и как воск, будучи придвигаем к огню, растопляется тотчас, так удобно и они истребятся соответственно пагубному и бесчеловечному своему намерений.

Паде огнь на них и не видеша солнца

Упомянув прежде о воске, по связи Давид прилагает здесь и об огни, называя огнем ярость и гнев Божий, постигающий грешников от Бога: пал, говорит, на грешников гнев Божии; и они тотчас исчезли и не остались в живых до следующего дня. Сие то означает: не увидели солнца; ибо умершие уже не могут видеть свет сего солнца, как изъясняет Феодорит.

Слова Афанасия: Быв, говорит, ввержены в вечный огонь, они не увидали солнца правды. Сему подобно и следующее место: да истребится нечестивый и не увидит славы Господа!

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Яко воск растаяв отъимутся: паде огнь на них, и не видеша солнца

Употребляет третие подобие, которым показывает, что Богу не меньше удобно в ничто обратить могущество сильных, коль удобно солнцу или огню воск растопить, который, как бы тверд ни был, не может противостоять солнечному жару, или палению огня, но вдруг растопляется, и погибает: тако, глаголет, они растаяв погибнут. Огнь гнева Божия падет на них, и тии не узрят солнца.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.9   Я́ко во́скъ раста́явъ отъи́мутся: паде́ о́гнь на ни́хъ, и не ви́дѣша со́лнца.
Ст.9   Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины.



«Подобно воску, который близ огня и тает, будут они истреблены и лишатся жизни. В сем смысле сказал пророк: и не видеша солнца; потому что умершие не могут видеть луча солнечного» (Бл. Феодорит).
«Вверженные в огонь вечный, не увидели они солнца правды» (Св. Афанасий).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Яко воск растаяв отимутся: паде огнь на них, и не видеша солнца

«Да исчезнут, как распускающаяся улитка», которая по той мере, как выходит из своей раковины, становится беззащитной не только от зверей или птиц, а даже и от насекомых. - «Да не видят солнца, как выкидыш» - пусть их влияние не упрочится, не имеет успеха и преобладания, как безвреден мертворожденный.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 8–9 Уничижатся яко вода мимотекущая: напряжет лук Свой, Дóндеже изнемогут. Яко воск растаяв отъимутся: паде огнь на них, и не видеша солнца

Слово лук значит «оружие», которое употреблялось в древние времена. В этих стихах псалмопевец посредством новых сравнений и подобий продолжает изрекать утешения для праведника, начатые им в предыдущем 7-м стихе. Он говорит здесь, что пагубная сила и могущество нечестивых врагов его будут кратковременны, как вода мимотекущая, т.е. такая вода, которая, широко разлившись по поверхности земной, бывает подобна великой реке, а потом, протекши по разным направлениям, постепенно истощается и скоро совсем уничтожается, так что не оставляет после себя ни одной капли. И Господь Бог, карая нечестивых, «не перестанет, – по словам блж. Феодорита, – поражать их наказаниями до тех пор, пока не сокрушит их силу» [6, с. 266]: Он напряжет лук Свой, Дóндеже изнемогут. Стрелы, пущенные из натянутого лука, поражают если не насмерть, то причиненными ранами совсем лишают силы человека. Точно так же Господу Богу возможно и легко уничтожить могущество сильных и злобных врагов моих, говорит Давид, как легко и удобно солнцу или огню растопить воск, который, как бы ни был тверд, не может противостоять солнечному жару или силе огня, но быстро растопляется и пропадает. Так и они, говорит, будут истреблены (отымутся) и погибнут. Как скоро пал на грешников огнь гнева Божия, они тотчас исчезли и не остались в живых до следующего дня, до восхождения солнца: «не увидели они солнца».

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible