Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
въ ми́рѣ вку́пе усну́ и почі́ю, я́ко Ты́, Го́споди, еди́наго на упова́нiи всели́лъ мя́ еси́.
Святые отцы
- Антоний Великий, прп. (†356)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Антоний Великий, прп. (†356)
В мире вкупе усну и почию, яко ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси
Итак, познайте, дети мои, пользу уединения. Господь наш часто уединялся и показал в Себе пример любви к уединению. Пророк Давид говорит Богу об уединении: Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси. И пророк Илия получал от Ангелов духовную пищу не посреди многочисленного народа, не в городе или селении каком-нибудь, но в пустыне. Все необыкновенные происшествия, случившиеся со святыми в пустынях, описаны и преданы нам для нашего наставления, чтобы и мы подражали им и любили уединение, которое приближает нас ко Господу, делает нас совершенными и доставляет нам духовное утешение. Те люди, которые уединяются и любят смирение всем сердцем своим и всею силою своею, получают более славы и уважения, нежели живущие в городах и селениях.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
В мире вкупе усну и почию, яко ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси
Вот и другой немаловажный вид промышления Божия, состоящий в том, что преданные Богу наслаждаются миром. «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» (Пс. 118:165). Обыкновенно, ничто так не доставляет мира, как познание Бога и приобретение добродетели, истребляющие внутреннюю борьбу страстей и не попускающие человеку быть в войне с самим собою. Подлинно, если кто не наслаждается таким миром, то, хотя бы отвне окружал его глубочайший мир, хотя бы никакой враг не нападал на него, он несчастнее всех во всей вселенной, на которых нападают враги.
Не так жестоко ведут войну скифы, фракийцы, сарматы, индийцы, мавры и другие дикие народы, по своему обыкновению, как гнездящиеся в душе непристойные помыслы и порочные пожелания, любовь к богатству, желание власти, привязанность к предметам житейским. И действительно так, потому что та война – внешняя, а эта – борьба внутренняя. А что бедствия, рождающиеся внутри, гораздо хуже бедствий, происходящих отвне, и обыкновенно причиняют больший вред, это можно видеть во всем. Так дерево больше повреждают черви, зарождающиеся внутри, и крепость и здоровье тела больше расстраивают болезни, зарождающиеся внутри, – чем случающиеся снаружи; и города разрушают не столько внешние враги, сколько домашние: так точно и душу обыкновенно не столько заражают бедствия, нападающие отвне, сколько болезни, зарождающиеся внутри. Но кто, имея страх Божий, совершенно прекратит эту войну, обуздает страсти, задушит различных зверей – порочные помыслы, и не дозволит им скрываться внутри, тот будет наслаждаться чистейшим и глубочайшим миром. Этот мир Христос, пришедши, даровал нам (Ин. 14:27); этого мира и Павел желал верующим, повторяя в каждом послании: «благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (1Кор. 1:3; Гал. 1:8 и др.). Кто имеет этот мир, тот не боится не только врага и варвара, но и самого диавола, а посмевается над всеми полчищами злых духов, бывает благодушнее всех людей, не обременяется бедностью, не изнуряется недугами и болезнями, и не смущается никакими другими человеческими, неожиданно случающимися, бедствиями, потому что он имеет душу, способную перенести все это мужественно и весьма легко, душу крепкую и здравую. Дабы вам убедиться, что это справедливо, представим пример. Пусть будет какой-нибудь завистник, и пусть никто не восстает против него: какая ему от того польза? Он восстает сам против себя, изощряет на себя помыслы, опаснейшие всякого меча, раздражается всем видимым, мучится при виде каждого, встречающегося ему человека, и не чувствует ни к кому доброго расположения, но считаете всех вообще своими врагами. Какая же ему польза от внешнего мира, когда он сам неистовствует и беснуется, как общий враг человеческого рода, и ходит везде, нося внутри себя такую войну, бесчисленное множество копий и мечей, и желая лучше подвергнуться тысяче смертей, чем видеть кого-нибудь из подобных себе существ пользующимся добрым мнением и благополучием? Также предавшийся страсти к богатству носит в душе своей бесчисленные войны, брани и смятения, находится в страхе и беспокойстве и не может быть в хорошем расположении духа ни на малейшее время. Но не таков тот, кто освободился от страстей; напротив, он пребывает в тихой пристани, наслаждается любомудрием и не подвергается никакой подобной неприятности. Потому-то и пророк, наслаждаясь сам этим даром промысла Божия, говорил: «спокойно ложусь я и сплю», выражая, что для человека, не имеющего этого мира, не открыта даже общая всем пристань, но заграждена и она, пристань сна и ночи. Страсти нарушают даже отдых, даруемый природою, и совершенно преодолевают силу сна своим жесточайшим насилием. Преданные зависти, ненависти, любостяжанию и хищению, нося с собою всюду войну и имея внутри скрывающихся врагов, куда бы ни пошли, нигде не могут избежать этой борьбы; хотя бы они оставались и дома, хотя бы лежали на постели, подвергаются туче стрел, смятению, которое сильнее всяких волн, терпят убийства, вопли, стенания и другие бедствия, которые гораздо жесточе случающихся на войне. Но не таков праведник: он и бодрствуя наслаждается спокойствием, и во время ночи с великим удовольствием предается сну.
А что значит: вкупе? (вместе) Сосредоточившись, говорит, в самом себе, углубившись в самого себя, не развлекаясь бесчисленными заботами, не помышляя о делах того или другого, не рассеиваясь помыслами своими по всей вселенной, но помышляя о самом себе, о том, что полезно мне и что особенно пристойно человеку, «ибо Ты, Господи, одного меня вселил с надеждою». Смысл слов его следующий: упованием благ будущих и надеждою на Тебя я обуздал все мои страсти. Подобным образом и Павел говорит: «ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое» (2Кор. 4:17,18). Действительно, нет никакого трудного дела, которое не сделалось бы легким при надежде на воздаяние от Бога. Поэтому он и говорит: «одного меня вселил с надеждою». И слово «одного» немалую заключает силу наставления.
Что значит «одного» (κατά μόνας)? Значит: без людей порочных. Я наслаждаюсь, говорит, этим миром пред Тобою и живу наедине, избегая людей развратных. И весьма справедливо. Как тела часто погибают от заразы испорченного воздуха, так точно и душа часто терпит вред от общения с людьми порочными, и как здоровый глаз, взирая на больного, поражается, и страждущий чесоткою сообщает свою болезнь и здоровым, так точно случается часто и с душою от общения с людьми порочными. Поэтому и Христос заповедал не только избегать таких людей, но и отвергать их: «если же», говорит Он, «правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Мф. 5:29), разумея в этой заповеди не глаз, – так как что худого может сделать глаз, когда душа находится в здоровом состоянии? – но друзей, близких к нам, сделавшихся как бы нашими членами и вредящих нам, повелевая не дорожить их дружбою, чтобы безопаснее соделывать собственное спасение. Поэтому и сам пророк далее говорит: «не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду» (Пс. 25:4). И Иеремия ублажает того, кто «сидит уединенно и несет иго в юности своей» (Плач. 3:27-28). Поэтому не будем считать маловажным вредом общение с дурными людьми, но прежде всего другого станем избегать таких людей, хотя бы это были жены, хотя бы друзья, или кто бы то ни был.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
В мире вкупе усну и почию: яко Ты Господи единаго на уповании вселил мя еси
Отгнав от себя всякий мятеж и раздвоение помыслов, и приведя их в мирное положение, научив таким образом мудрствовать о благом Твоем Промысле, в надежде воскресения, приму я и смерть. Ибо сном назвал здесь смерть. Весьма кстати, ведя речь о Промысле, с памятованием о смерти совокупил надежду. Поелику многие, подвергшись злоключениям в настоящей жизни, терпя обиды от лукавства живущих с ними, достигают конца жизни, не получив ни малаго пособия; то великий Давид учит не огорчаться, потому что с смертию соединена надежда, и по смерти будет воздаяние.
Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Спокойно ложусь и сплю: ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности
Как может чувствовать себя человек неверующий? – Если для него нет Бога, а все держится слепым случаем, то где гарантия того, что чрез минуту все может закончиться катастрофою. Если бы право было неверие, тогда кругом стоял бы сплошной страх и ужас, и апатия: к чему все эти здания, работы, когда нет надежного фундамента, ибо разве слепой случай есть надежный фундамент?.. А между тем атеисты усиленно строят и работают… Как объяснить это? – А объясняется просто: неверующие живут, в сущности, тоже верою, что и христиане, именно, что все содержится всемогущим Существом, а отрицают Бога только по особым своим расчетам. А вернее, атеисты совершенно и не задумываются над абсурдностью ложного неверия, живя, так сказать, за счет других, то есть верующих, безсознательно пользуясь от христиан их непобедимой верою в бытие Личного премудрого и всеблагого и всемогущего Бога, Творца и Промыслителя мира, без которого ничто не совершается в мире, даже волос с головы нашей не падает (Лк. 21:18 и др.).
Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)
Евфимий Зигабен (†1118)
в мире вкупе усну и почию, яко ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси
В мире (с миром) вкупе усну и почию
Отложив в сторону мучивший меня страх, я засну, говорит пророк, сном безмятежным, да и не только засну, но и посплю вдоволь. Выражение вкупе значит тоже, что вместе или зараз; то есть я сделаю, говорит он, то и другое одновременно: и усну и почию. Выражением почию пророк обозначает глубокий и продолжительный сон. Можно понимать место это и так еще, что пророк говорит здесь не об обыкновенном сне, а предсказывает о своей собственной кончине, что умер он—не насильственною, а естественною смертию. Вкупе же в таком случае надо будет понимать как сказанное о теле и о душе, т. е. усну я, как бы говорит пророк, с миром—вместе как телом, так и душею, (усну в мире) телом, потому что ему не утрожают более враги видимые; (усну в мире) душею, потому что она безопасна от врагов невидимых. Затем почию будеть иметь следующий смысл: почию, иначе засну на продолжительное время, до дня воскресения.
Яко Ты Господи единаго на уповании вселил мя еси
Ты поселил, говорит, меня отдельно от людей нечестивых, в надежде спасения. Некоторые толкователи утверждают, что пророк предсказывает здесь о воскресении из мертвых, представляя как бы самое тело обращающимся с этими словами к Богу. «Господи,—как бы так говорит оно,—Ты разлучил меня с союзником моим—душею, вселив во гробе, разлучил однако же не со всем, но в надежде воскресения, когда я снова восприиму в себя эту душу». Слово яко оказывается здесь как будто не нужным. Как в этом, так и во многих других местах оно составляет лишь одну из особенностей языка св. Писания В. Завета, неимеющую в речи ни какого логического значения. Здесь, впрочем оно пожалуй могло быть употреблено и в смысле утверждения, вместо: подлинно или действительно.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
в мире вкупе усну и почию, яко ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.
Аки бы сказал: пусть нечестивые остаются при своем жестокосердии и неблагодарности: аз же на Господа уповати буду, и в сем уповании спокойно поживу, приемля сладкий сон, и купно наслаждаяся миром.
Дает причину, чего ради надеется мирную и спокойную жизнь препровождать. Понеже де имеет покровителем Бога, Который хранит его и во уединении суща, аки в многолюдстве, и потому ничего не боится, аки бы был окружен множеством телохранителей.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.9 спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.
В мире вкупе усну и почию, т.е. а я же, озаренный Твоим светом, получив благодатное утешение среди самых несчастий, спокойно засыпаю и почиваю; по св. Злат., «и бодрствуя, наслаждаюсь спокойствием, и во время ночи с великим удовольствием принимаю сон»; вкупе, т.е. сосредоточившись, углубившись в самого себя, не развлекаясь заботами, но помышляя о себе самом (Злат.); или: в мире умру и вместе успокоюсь: «яко Ты Господи, единого на уповании вселил мя еси; потому успокоюсь, что Ты, Господи, Сам утвердил меня в надежде на Тебя, на Твое благоволение»; по бл. Феод., в надежде воскресения и воздаяния. Единого, по св. Злат., значит: наедине, без людей порочных. «Я наслаждаюсь этим миром пред Тобою, Господи, и живу наедине, избегаю людей развратных» (Св. Злат.). С Евр.: «спокойно ложусь я, и сплю: ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 7-9 Мнози глаголют: кто явит нам благая? знаменася на нас свет лица твоего, Господи. Дал еси веселие в сердцы моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася: в мире вкупе усну и почию, яко ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси
Сам же Давид, уже получивший помощь от Бога, спокойно засыпает. По заключительным словам псалма последний можно назвать вечерней молитвой к Богу, дополняющей третий псалом, как молитву утреннюю (ср. III:6)
Искренняя вера в Бога всегда оправдывается. Окружавшие Давида немногие преданные ему люди, близки были к отчаянию, когда у них не оказалось никаких средств пропитания и взывали к Богу: «яви нам свет» - и тогда Господь помог им (см. введение к псалму). В этом Давид видит над собой руку Бога, почему, вверяя себя Его защите, «спокойно ложится и спит», хотя вблизи его враги.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Переходя к заключительной третьей части Псалма (стихи: 7–9) Давид за точку отправления для своей речи берет обычные, и тогда, как и в наши дни, выпады неверия, слепого в предрассудках своих: «мнози глаголют: кто явит нам благая». И вот, в противоположность таковым, он и свидетельствует, что на нас (верующих) всегда ознаменован Свет Лица Божия, как и в данном случае возвеселилось сердце его от неожиданного, как видно, умножения для Давида с его спутниками пшеницы, вина и елея. И потому-то, в таком настроении мира и покоя и водворяется он для сна. Однако, не усталость физическая и не какие-либо думки иль чувствования недружелюбные по отношению к врагам определяют собой основной фон, заканчивающего свой день, можно сказать засыпающего, Давида: а все та же устремленность к Богу и упокоение сердца в Нем: «яко Ты, Господи, единого во уповании вселил мя еси», завершает он свой Псалом.
«В мире...» «Аки бы сказал: пусть нечестивые остаются при своем жестокосердии и неблагодарности, я же в уповании на Господа спокойно поживу, приемля сладкий сон. Так в светлом сознании пребывал Давид, что де имеет он покровителем Бога, Который хранит его и во уединении суща, аки в многолюдстве, и потому ничего не боится, как бы окружен был множеством телохранителей» (Ириней).
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси
В этом последнем стихе псалма пророк еще раз выражает уверенность в том, что он, всегда находясь под неусыпным покровительством над ним Промысла Божия, может быть всегда спокойным, и в бодрственном состоянии, и во сне. И не просто это выражает, а опять в виде молитвенного обращения к Богу, как бы так говорит: я, Господи, на Тебя надеюсь, и Ты, утвердив меня в этой надежде, сохраняешь меня в мире и безопасности одного, вне сообщества людей порочных, лживых и злых.
Таким образом, все содержание 4-го псалма может служить наставительным уроком о высоком достоинстве упования на Бога и всецелой преданности в волю Божию. Урок этот имеет особенную важность для отрекшихся от мира. «Сын Иессеев, – говорит св. Ефрем Сирин, – настроив цевни свои, воспевает: «Блажени непорочнии в пути Господни, ходящий в законе Его» (Пс. 118:1). И Спаситель наш в Евангелии жизни сказал: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят; блажени сетующие, яко тии утешатся; блажени плачущие, яко тии возвеселятся (Мф. 5:4–8; Лк. 6:21–23). Отрекшимся от мира и от суетных дел его, возненавидевшим похоти его и гнушающимся утехами его, в Евангелии спасения дано обетование воздаяния – непреходящий чертог и нескончаемая жизнь. Из любви к Господу своему оставили они в мире семьи, родных, родителей, богатства и имение; ибо слышали, что блажени нищии духом. И за сие ожидает их горнее Царство. Тела свои соделали они храмом Духа Святого, строгостью жизни препобедили похоти, несли иго тяжких трудов, из любви к Господу своему презирали жизнь свою. Христос взывает к ним, говоря: приидите, потрудившиеся во имя Мое, войдите в чертог, из которого никогда не выйдут званные» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).