Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Скоро услыши мя Господи, исчезе дух мой. Прилично — произносить это в крайних обстоятельствах, когда бедствует у кого душа. Но не в человеческих делах следует этим пользоваться.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Скоро услыши мя, Господи, изчезе дух мой: не отврати лица твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров
Что говоришь ты? Побуждаешь врача спешить к уврачеванию тебя? Нет; но страждущие души, равно как и больные люди, обыкновенно призывают врачей, хотя еще не пришло время, и требуют скорее доставить исцеление. Так и он просит и присовокупляет причину: «дух мой исчез». Бог может и из мертвых воскресить, а тем более избавить прежде смерти; но, как я сказал, здесь обнаруживается слабость природы. Псалмопевец знал, что для Бога все легко, но не мог переносить удара бедствий. «Не отвращай лица Твоего от меня, (а иначе) я уподоблюсь сходящим в могилу». Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «не скрой лица твоего от меня» (μὴ κρύψης). А отчего бывает это отвращение? Сам Бог говорит чрез Исаию: «рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать…, грехи ваши отвращают лице Его от вас» (Ис.59:1–2). Итак, когда мы сделаем что-нибудь греховное, то Он отвращается от нас. «Чистым очам Твоим, говорит пророк, не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь» (Авв.1:13). Потому Он отвращается и от людей надменных: «на кого Я призрю, говорит, на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66:2)?
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Скоро услыши мя Господи, изчезе дух мой». Сим выразил Пророк чрезмерность грусти; потому что крайне скорбящим свойственно страдание сие.
«Не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров». Если возгнушаешься молитвою моею по причине греха; то немедленно предан буду смерти. Смерть Пророк иносказательно назвал «рвом». Как заключенному во рве не возможно выдти без помогающих: так умершему не возможно возвратиться к жизни, если не угодно сие будет Богу.
Евфимий Зигабен (†1118)
Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой.
Скоро, прибавляет, услыши молитву мою, Господи; потому что едва не выходит и не оставляет меня мертвым душа моя.
Слова Златоуста: Что ты говоришь? Ты побуждаешь врача ко врачеванию? Вовсе не так. Но и это свойственно душам угнетенным скорбью, как делают и больные, просить врачей, хотя и не позволяет время доставлять скорое освобождение. Посему и прилагая причину, он говорит: оскудел дух мой.
Не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров.
Не отврати, продолжает, Господи, лица Твоего от меня, и не оставь меня: потому что если Ты оставишь меня, я скоро умру и уподоблюсь мертвым; так как мертвые отходят в ров, т. е. в гроб; и действительно лишенный Твоей помощи и благодати мертв. Отвращает же лице свое Бог, когда лишает злых людей милостивого призрения и промышления своего, после чего они делают дела недостойные взора Божия; почему Аввакум сказал, что чистое око не видит зол: чистое око не может видеть зла (Ав. 1, 13).
Слова Евсевия: Доколе лице Твое удостоивает меня просвещения своего, дотоле свет Твой во мни и дотоле я могу говорить: знамение явилось на нас света лица Твоего. А когда отвратишь лице Твое, что знаменует гнев, тогда я узнан буду тьмою и уподоблюсь падающим с высоты в ров зол. Феодорита: Ибо если Ты возгнушаешься за грех униженным сим прошением моим, то я немедленно предан буду смерти. Ибо рвом по известному обороту выражения назвал смерть; потому что как невозможно заключенному в ров (в темницу) уйти без содействия других, так и умершему—ожить без воли Божией.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Исчезе дух мой. С Евр.: «Дух мой изнемогает». Исчезе – изнемог, ослабел дух мой. Не отврати лица Твоего от Мене, и уподоблюся низходящым в ров. С Евр.: «Не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу». Т.е. «немедленно буду предан смерти. Пророк, – говорит бл. Феод., – смерть назвал рвом. Как заключенному во рве невозможно выйти без помогающих: так умершему невозможно возвратиться к жизни, если не угодно сие будет Богу».
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Скоро услыши мя, Господи, изчезе дух мой: не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров
Да приидет она поскорее, потому что внутреннее стеснение (исчезе дух мой) и внешняя опасность (уподоблюся низходящим в ров) велики.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Скоро услыши мя, Господи, изчезе дух мой: не отврати лица Твоего от Мене, и уподоблюся низходящим в ров
Угрожаемый опасностию жизни, пророк умоляет Господа о скором услышании его молитвы и вместе с тем просит, чтобы Господь не отвращал лица Своего от него. «Дух мой изнемогает, – говорит он (пер. с евр.), – и я близок к состоянию отчаяния и погибели».
Отвратить лице Свое, отвернуться и, следовательно, скрыть лицо свое от кого-нибудь – значит выразить пренебрежение к нему за какой-нибудь проступок, или вообще за дурное и достойное осуждения поведение, выразить тем гнев свой и негодование на кого-нибудь. Если гнев человека может причинить нам немало скорбей, страданий и бедствий, то какие скорби, страдания и бедствия могут постигнуть нас, когда, вследствие наших грехов и беззаконий, отвратит Свое лицо от нас не человек, но Сам Господь, Владыка неба и земли, во власти Которого находятся счастие и несчастие, жизнь и смерть всех существ, Им сотворенных! Когда Он отвращает от нас лице Свое, Свой милостивый взор, тогда наступает конец нашему благополучию, все расстраивается и спутывается в нашей жизни, в наших отношениях, все обращается против нас и делается для нас источником бедствий и страданий, от которых мы, наконец, неминуемо погибнем и исчезнем с лица земли, если Господь не смилуется над нами и не обратит на нас Своего промыслительного взора.
«Скроешь лице Твое, – говорит пророк в другом месте, – и все Твои создания мятутся; отнимешь дух их – умирают, и в персть свою возвращаются» (Пс. 103:29). В бедствиях, от которых пришел в уныние и изнеможение дух пророка, он видит ясное указание на то, что Господь прогневался на него, отвратил от него лице Свое. Поэтому-то и вырывается из уст его моление: не отврати лица Твоего от Мене, и уподоблюся низходящим в ров, – прекрати, Господи, Свой гнев на меня, воззри на меня милостивым оком, иначе уподоблюсь я нисходящим в могилу, т.е. мне не избежать угрожающей мне смерти. Объяснение священной книги псалмов.