Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Помощь наша – в имени Господа, сотворившего небо и землю.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю
Видишь ли силу Защитника? Видишь ли Его могущество? Он разрушил и сами средства нападения.
Это можно принимать и в переносном смысле, – в отношении к диаволу и роду человеческому. Пророк показывает, как Бог избавил от него, как разрушил козни его. Это произошло с того времени, когда Христос сказал ученикам: «даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» (Лк.10:19). «Сеть порвалась, и мы избавились. Помощь наша в имени Господа, сотворившего небо и землю». Видишь ли, какой у тебя Вождь, какой Царь? Создатель всего, словом Своим произведши такие существа, столь огромные, столь великие. Не падай же духом, стой мужественно; ничто не препятствует тебе воздвигать славный трофей.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю». Посему-то пренебрегаем всякую человеческую силу, имея помощником Творца неба и земли, Котораго и одно именование достаточно нам для спасения.
Евфимий Зигабен (†1118)
Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю.
Помощь наша, заключает, т. е. помощь Иудеев, избавившихся от злоумышлений соседственных народов, подана не военными колесницами и конями и не силою войск, но только именем истинного Бога, т. е. тем, что мы именуем и призываем Его с верою. Или именем не прямо сказано тоже что: Господом. Подобное сказано и в 19м псалме они, кто колесницами, и кто конями, а мы именем Господа Бога нашего возвеличимся. Псалом сей приличен и всем христианам, которые Божиим промыслом и содействием избавились от искушений.
Златословесного: Видишь ли, какого ты имеешь военачальника, какого царя? Творца, одним словом произведшего столь огромные тела. Посему ты не должен унывать, но стоять, мужественно бодрствовать, подвизаться, не спать, изощрять оружие и усиливать ревность, непрестанно вести войну. Ибо Христос крестом сокрушил все сети его, крепкий связан, сосуды его расхищены, сила его разрушена; почему же ты боишься его? Почему, скажи мне, трепещешь? Тебе велено попирать того, у которого отнята крепость; почему же он часто побеждает? От нашей лености; почему если захочешь воспротивиться, он не дерзнет вступить с тобою в брань; даже и тогда не победит, когда ты будешь спать. Это происходит не от его силы, но от твоей небрежности. Посему твоего падения ничем нельзя оправдать.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю.
«Помощь наша - в имени Господа» - наша сила в твердости упования на Господа, Который только один может спасти от самых сильных опасностей и, по человеческому пониманию, безвыходного положения.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю
Да будет, поэтому, благословен Господь, избавивший нас от опасности: Он всемогущий (создавший небо и землю) помог нам и только Он может помогать, поэтому на Нем покоится наша надежда.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 6–8 Благословен Господь, иже не даде нас в ловитву зубом их. Душа наша яко птица избавися от сети ловящих: сеть сокрушися, и мы избавлени быхом. Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю
Увещавая народ к благодарности Богу за избавление от врагов, пророк и сам выражает эту благодарность и влагает самые слова благодарения в уста благодарящих, причем ярость врагов сравнивает с зубами хищных зверей, готовых живыми пожрать уловляемых ими. Выражая эту благодарность, он говорит: Благословен Господь, не давший нас в ловитву зубам их, т.е. не допустивший врагов погубить нас. Далее, для выражения беспомощности иудеев, как при Давиде, так и по возвращении из плена, пророк сравнивает их положение при нападении врагов с положением птички, попавшейся в сети птицелова и избавившейся от опасности быть уловленной, потому что сеть сокрушися. Душа наша избавилась, как птица от сети ловящих, сеть расторгнута, и мы избавились. Сетью называет здесь засады и ухищрения, которые приготовляли против иудеев враги их. «Видишь ли, – говорит св. Иоанн Златоуст, – как пророк представляет и свою немощь, и силу врагов?
Те, как звери, как львы, нападали, выказывая готовность свою пожрать и плоти их, как вооруженные силою и яростию, а сии были слабее всякой птицы. Ибо тогда-то особенно открываются чудеса Божии, когда слабые преодолевают сильных» [5, с 384–385]. А прп. Никита Стифат «под птичкою разумеет душу каждого святого, которая, подобно птичке, легка и крылата и весьма быстра в летании, и когда увидит обман и сеть ловцов – людей и бесов, тотчас возлетает» [7, с 1014]. Таково понимание сих псаломских изречений и всей Св. Церкви, которая в тропаре св. великомученице Варваре (4 декабря) поет: «Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши, и яко птица избавися от них, помощию и оружием креста, всечестная». Так избавились не только иудеи, но и все верные и благочестивые люди избавляются от нападений врагов видимых и невидимых всемогущею силою Божией, невидимою помощию и оружием креста Христова, что и выразил пророк последними словами псалма сего: Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю.