Кни̑ги Но́вагѡ Завѣ́та: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Бꙋ́ди же ми́ръ въ си́лѣ твое́й, и҆ ѻ҆би́лїе въ столпостѣна́хъ твои́хъ.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Буди же мир в силе твоей и обилие в столпостенах твоих, т. е. в царских твоих чертогах. Желаю, говорит, тебе благ, ради обитающих в тебе, как ближних и братий. Ибо старцы сего желают Иерусалиму, т. е. чтобы в стенах его (так как под словом «сила» разумеются стены) был мир, или — по другому смыслу — были святые.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Буди же мир в силе твоей, и обилие в столпостенах твоих
Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «в ограждении твоем» (προτεισκίσματι̣). Третий (Симмах): «в окрестности твоей» (περιβόλω).
Что значит: «в силе твоей»? Значит: в недрах твоих, в жителях твоих, в благосостоянии твоем. Так как война разрушительна, и погубила его, то и желает ему мира. «И обилие в крепостных башнях твоих». Другой (Симмах): «во дворцах твоих» (βασιλείοις). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «благоденствие» (ευπάθεια). Четвертый (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «спокойствие» (ηρεμία). Предсказывает им не только избавление от бедствий, но и получение бесчисленных благ: мира, изобилия, плодородия. Какая польза от мира, если будут жить в бедности, нищете, голоде? И какая польза от изобилия, если будет война? Потому он и предсказывает им и те и другие блага – и пребывание в изобилии, и пользование им в безопасности, в мире.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Буди же мир в силе твоей, и обилие в столпостенах твоих». А Симмах перевел так: да будет мир в ограде твоей, тишина в царских чертогах твоих. Божественный Давид испрашивает Иерусалиму сих благ, чтобы и ограды и царские чертоги и домы в нем наслаждались всяким миром.
Евфимий Зигабен (†1118)
Буди же мир в силе твоей, и обилие в столпостенах твоих.
Другой переводчик сказывает: да будет или будет. Приветствуйте, говорит, Иерусалим так: Иерусалим! да будет мир силе твоей, т. е. воинам твоим; так как силу города составляют способные к брани войска; а мир их состоит в том, чтобы не было у них ни брани, ни врагов. А вместо слов: изобилие в башенных стенах, другой переводчик выразился: и богатство в чертогах твоих; другой в оградах твоих, так как πυργοβαρις, есть городская ограда крепчайшая.
Того же: Что значит: силе твоей? Находящимся в тебе жителям твоим. Поелику война пагубна, и она погубила его, то желает ему мира.
По Златоусту: Не только пророчествует об освобождении от зол, но и о прибавлении благ—мира, изобилия и плодородия. Ибо какая польза от мира во время голода? Или от изобилия во время брани. Стиватийца: Ибо если не будет в душевных наших силах мира, производимого Духом, то и Бог не может обитать в нас, и не может быть изобилия плодов Духа чрез cияние Его в сердцах наших. А под башенными градами, если будешь разуметь главные добродетели, не погрешишь и не сделаешь ничего неприличного.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
С Евр.: «Да будет мир в стенах твоих, благоденствие в чертогах твоих»! В силе твоей, т.е. «в недрах твоих, в жителях твоих, в благосостоянии твоем» (Злат.). В столпостенах твоих. Симмах: «в царских чертогах твоих».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 6-9 Вопросите же яже о мире Иерусалима: и обилие любящым тя. Буди же мир в силе твоей, и обилие в столпостенах твоих. Ради братий моих и ближних моих глаголах убо мир о тебе. Дому ради Господа Бога нашего взысках благая тебе.
Крепость, сила и красота Иерусалима, мир в нем, как центральном и главном городе иудеев, являются основаниями благоденствия всей Иудеи, всего народа, почему каждый паломник молит Бога о сохранении за Иерусалимом указанных милостей как ради своих единоплеменников евреев, так и «ради дома Господа», ради сохранения святости и величия этого места, как залога и показателя верности народа своему Господу.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Буди же мир в силе твоей, и обилие в столпостенах твоих
В силе, эти выражения употребляются в значении войска, множества народа (Пс. 23:10, 67:13). Столпостены, высокие дворцы, башни.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 6–7 Вопросите же яже о мире Иерусалима: и обилие любящим тя. Буди же мир в силе твоей, и обилие в столпостенах твоих
Подходя с радостию близко к Иерусалиму, возвращавшиеся из Вавилона путники говорили между собою: «Вот уже близко Иерусалим; поздравляйте и приветствуйте его». Вопросите (греч. – «спросите, осведомитесь»), наслаждается ли Иерусалим тем миром, какой приличествует ему по имени («Иерусалим» значит «жилище мира»), – Вопросите же яже о мире Иерусалима; а по переводу с еврейского: «Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!» Так путешественники убеждают друг друга молиться о преизобилии божественной милости Иерусалиму. К приветствию Иерусалима, говорят, присовокупите и это: город Иерусалим! Да будет благополучие и изобилие не только твоим гражданам, но и всем окружающим тебя народам, которые любят тебя.
«Узнав, – говорит св. Афанасий, – каков был некогда Иерусалим, молитесь о мире его, не домогаясь ничего, кроме того, что способствует к миру его» [3, с. 393]. А св. Иоанн Златоуст говорит: «молитесь о том, чтобы он пришел в первое благосостояние, чтоб освободился от частых браней, ничего другого не желайте ему и не просите, как только полезного для него мира» [7, с. 1009]. А путники, продолжая приветствие свое к Иерусалиму, говорят: Буди же мир в силе твоей, т.е. да будет мир воинам твоим, так как силу города составляют способные к брани войска, а желаемый мир состоит в том, чтобы не было ни брани, ни врагов; по переводу же с еврейского стих 7 читается так: «Да будет мир в стенах твоих, благоденствие в чертогах твоих».
В столпостенах (греч., in turribus) как-будто недостаточно понимать только: «в стенах», или «чертогах», – этим словом обозначаются высокие дворцы, сильные оборудованные крепости. Но пророк, влагая в уста путникам разные благожелания Иерусалиму, имеет в виду не внешнее только благополучие города, а испрашивает, чтобы он был огражден со всех сторон Божиим благословением.