Скрыть
не дремлет и не спит хранящий Израиля.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 3-4 Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя. Имей такую надежду, и спасешься. А сказанное: ниже воздремлет − выражает не утомительный труд, какой предстоит охраняющим города или стада, но бесстрастие Божества.

Не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля. По видимому же, дремлет, когда приводимся в колебание непостоянством житейского и злоумышлениями на нас врагов.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

се, не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля

Если ты, говорит, так устроил себя, то и Он «не воздремлет и не заснет», т.е. не презрит, не выдаст, не оставит тебя обнаженным и беспомощным. Желая выразить это, он не напрасно сказал: «Хранящий Израиля». Смысл этих слов следующий: если Бог постоянно, издревле, со времени предков твоих, действовал для доставления тебе безопасности, то Он не оставит Своего дела, не перестанет делать так, как делал постоянно, если только ты не дашь поколебаться ноге своей, и не только не оставит тебя, но и защитит с великою силою.

Беседы на псалмы. На псалом 120

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля». Хранитель по естеству неусыпен; но когда ты поколеблешься, тогда и Он, как бы некое дремание, приимет на Себя непопечение о тебе, перестанет о тебе заботиться, попустит всякому, кто хочет, злоумышлять тебе.

Евфимий Зигабен (†1118)

Се не воздремлет ниже, уснет храняй Израиля.

Если, говорит, ты, человек, удаляешься от ненадежных и временных житейских вещей и если ходишь по ровному и безопасному пути добродетели: то знай, что и Бог не воздремлет, и не уснет, т. е. не вознерадит о сохранении тебя, как зеницы ока благодатью и промыслом Своим; ибо Он тот, который и древнего Израиля хранил тогда; и Он же тот самый, который ограждает нового Израиля, т. е. нас—христиан. При чем смотри изъяснение слов: востань, почто спишь, Господи? в 43м псалме.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-4 Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя: се, не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля.

Господь, твой хранитесь, не дремлет над тобой: Он сохранит Израиля от всякого зла, во всех делах его

«Не даст Он поколебаться ноге твоей». Молящегося и унывающего пленника писатель ободряет. Он советует не колебаться в вере в Бога, не отчаиваться в надежде на спасение из плена, так как над ним бодрствует Бог, Который не даст ему погибнуть.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

се, не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля

Несомненно, взывает псалмопевец в утешение свое, Господь печется о тебе, стоит подле тебя для защиты твоей, предохраняет тебя от всякой неприятности, от всякого зла, и притом везде и всегда. Заснуть – знак беззаботности.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 3–4 Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя: се, не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля

Не даждь – в переводе с еврейского читается: «не даст», в 3-м лице, и, быв согласовано с следующим сказуемым – не воздремлет, относится вместе с ним к подлежащему – Господь, и дает такую речь: «Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя». Имея же в виду славянский текст, вполне согласный с греческим, можно понимать изречения 3-го стиха так: не предавай, человек, хождения и жизни твоей вещам скоропреходящим и не имеющим ничего постоянного и твердого, каковы: богатство, слава, удовольствия и все прочее скорогибнущее в сем мире, – но ходи всегда путем твердым и ровным, каковы добродетель и исполнение Христовых заповедей, ибо оно может направить шествие твое по пути жизни сей ровному и безопасному. Согласно с сим толкует и св. Иоанн Златоуст: «Пророк советует здесь еврейскому народу, что должно ему делать, имея надежду на помощь Божию: не уклоняйся, не соблазняйся, и тогда Бог подаст тебе руку помощи, не оставит тебя, не отступит от тебя, если только ты не дашь колебаться ноге своей, т.е. не будешь гоняться за тленными вещами, не имеющими твердого основания» [5, с. 373]. То же говорит и св. Афанасий: «Не доводи себя до колебания и смятения, стой твердо в надежде на Бога, – и спасешься, сподобишься от Господа всякого о себе попечения». Ибо «не дремлет и не спит хранящий Израиля», т.е. избранных Своих. По поводу употребленного здесь имени Израиля блж. Августин весьма кстати замечает, что верные Богу люди справедливо названы Израилем, потому что это слово по словопроизводству значит: ум, видящий Бога, – и посему все истинно верующие ныне видят Бога верою, а по скончании века сего узрят Его «лицем к лицу» (Исх. 33:11).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible