Скрыть
Долго жила душа моя с ненавидящими мир.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 6-7 Много пришелствова душа моя. С ненавидящими мира бех мирен. Такова злоба вавилонян, что ни за что ведут войну с живущими в мире. Если иметь в виду то решительное наказание, какое Бог определил хананеям и аморреям, запретив вступать с ними в дружество, то эти нечестивые, гнушаясь богочестием, не вступают с ними в союз. Егда глаголах им, боряху мя туне.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

много пришелствова душа моя: с ненавидящими мира бех мирен

«Долго жила душа моя». Однако не много; только семьдесят лет. Но пророк называет их многими не по количеству, а по трудности обстоятельств. Для страждущих и немногие годы кажутся многими. Так должно чувствовать и нам: хотя бы мы прожили немногие годы, но должны считать их многими по сильному желанию будущих благ. Говорю это, не осуждая настоящей жизни, – да не будет; и она – дело Божие, – но, желая возбудить в вас любовь к бу­дущим благам, чтобы вы не привязывались к настоящему, не прилеплялись к плоти и не уподоблялись малодушным, которые, хотя бы прожили тысячи лет, говорят, что – мало. Что может быть безрассуднее этого? Что может быть грубее – тогда как предстоит небо и небесные блага, «не видел того глаз, не слышало ухо» (1Кор.2:9), гоняться за тенями и желать вра­щаться в пучине настоящей жизни, подвергаясь непрестанным волнам, бурям и кораблекрушениям? Не таков был Павел, но он спешил и стремился туда, и только одно удерживало его – спасение людей (Флп.1:23).

Беседы на псалмы. На псалом 119

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 6-7 «Много пришельствова душа моя», то есть, продолжительно время преселения.

«С ненавидящими мира бех мирен:» «Егда глаголах им, боряху мя туне». Здесь показывает злонравие Вавилонян; потому что, не имея, в чем обвинить, злоумышляли и с любившими мир поступали, как с врагами.

Максим Исповедник, прп. (†662)

До тех пор, пока душа переходит от силы в силу и от славы в славу, то есть преуспеяет от добродетели [меньшей] в добродетель большую и восходит от ведения [менее возвышенного] к ведению более возвышенному, она не перестает пришельствовать, согласно сказанному: Многи пришельствова душ моя (Пс. 119:6). Ибо велико расстояние, которое ей должно пройти, и обильно количество знаний, которые ей нужно усвоить, прежде чем она пройдет в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания шума празднующаго. И [своим] преуспеянием в божественных умозрениях она всегда присоединяет [собственный] умный глас к прочим умным гласам вместе с ликованием, радостью и соразмерным благодарением, которые рождаются в уме [при духовном созерцании]. Так празднуют все, воспринявшие Духа благодати, в сердцах их вопиющего: «Авва, Отче» (Гал. 4:6).

Место селения дивна есть навык, бесстрастный и благодатный, в добродетелях; Слово Божие, рождаясь в этом навыке, украшает душу, словно скинию, красотой различных добродетелей. А дом Божий есть ведение, созданное из многих и различных добродетелей; Бог, поселяясь в душе благодаря этому ведению, насыщает [ее] от чаши Премудрости. Глас радования есть [радостная] пляска души при виде сокровищ добродетелей, [дарованных ей]. Глас исповедания есть благодарение за славу пира Премудрости, [на который она была приглашена]. Шум [празднующий] есть таинственное славословие, постоянно рождающееся из смешения обоих — радования и исповедания.

Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

много пришелствова душа моя: с ненавидящими мира бех мирен

С ненавидящими мира бех мирен. Подражай в кротости и незлобии праотцу Давиду.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Много пришельствова душа моя.

Много, сказывает, лет я жил странником в плену.

Златословесного: Не по множеству называет лета продолжительными, но по трудности и неприятности дел. Ибо хотя и не много их, но представляются многочисленными. Такие свойства должны иметь и мы: хотя бы мы и не много лет жили здесь, но по стремлению к будущему мы должны считать их продолжительными. Я это говорю не для того, чтобы охуждать настоящую жизнь, но чтобы возбудить в вас любовь к будущей. Божествен. Максима: В высшем значении: доколе душа совершает восхождение от силы в силу и от славы в славу, т. е. успех после одной добродетели к другой большей и высшее восхождение от познания к познанию, дотоле она не перестает производить странствование, как и написано: много странствовала душа моя. Ибо велико пространство и множество познаний, которые должны быть пройдены ею, доколе не достигнет места чудного жилища даже до дома Божия. Никиты (в своде:) говорит о душе, что она странствует здесь: ибо не тело, которое взято из земли, но одна душа странствует.

С ненавидящими мира бех мирен.

Я, продолжает, был в мире с немирными и беззаконными жителями Кидара, не противясь им ни в чем, но как раб, предоставляющий им делать, что хотят. А сии слова научают и нас поступать также и быть в мире со всеми. Ибо если мы должны быть в мире, и с ненавидящими мира, то тем более должны быть в мире с любящими мир. А мы будем таковы тогда, когда будем жить в мире сем как странники, или как временные жители, будем проводить жизнь свою на земле не пристращаясь к вещам настоящей жизни и не будем смотреть на них как на твердые и постоянные.

Златоуста: Он и с ненавидящими мира был в мире. Как же не будем наказаны мы, когда и к друзьям обнаруживаем вражескую нерасположенность? Как же это можем исправить? Когда станем жить как переселенцы, как странники, когда не будет иметь над нами власти никакая земная вещь. Ибо ничто столько не производит неустройства и вражды, как любовь к настоящим благам, как сильное стремление к славе, к имуществу, к удовольствию: а когда все сии узы разорвем, то откуда получит начало вражда? Преподобного Никиты: Мы, как Христовы и именующиеся именем Христовым, должны с двух сторон соблюдать мир, и со внешней быть в мире с ненавидящими мира, поскольку рабу Господню не должно ссориться, и со внутренней с божественною душею и с Богом и с ангелами Его: ибо когда наши душевные силы в мире и движутся по естеству Духом, тогда мы в мире с самими собою и совесть наша не возмущается и не укоряет нас; а не будучи укоряемы от нее, мы имеем мир и дерзновение к Богу, как сказал Апостол, а находясь при последстве чистоты в мире с Богом, мы находимся в содружестве и с горними силами и мирны с ненавидящими мира. Златоуста: Не говори мне: он зол, и нетерпим для меня, ибо тогда то преимущественно и окажемся кроткими: когда будем таковы и в отношении к жестоким людям, тогда то наиболее и обнаруживается сила кротости, тогда то ясно открывается действие и совершенство и плод ее.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

6. Долго жила душа моя с ненавидящими мир.
7. Я мирен: но только заговорю, они – к войне.


Много пришельствова душа моя, т.е. «продолжительно время преселения» (Бл. Феод.). «Однако немного, только семьдесят лет. Но пророк называет их многими не по количеству, а по трудности обстоятельств. Для страждущих и немногие годы кажутся многими» (Злат.). С ненавидящими мира бех мирен. Т.е. среди враждолюбивых врагов я жил мирно, скромно, но как только (ст.7) начинал говорить с ними, они ссорились, враждовали – егда глаголах им, боряху мя туне. «Такова злоба Вавилонян, что ни за что ведут войну с живущими в мире» (Св. Афан.). «Во время самой беседы, говорит, когда я особенно выражал любовь свою, когда произносил дружелюбные слова, тогда они и раздражались, строили козни, и ничто не укрощало их» (Злат.)

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 много пришелствова душа моя: с ненавидящими мира бех мирен: егда глаголах им, боряху мя туне.

Евреи жалуются, что они долго уже жили среди «ненавидящих мир», т. е. среди язычников; отсюда время происхождения псалма можно относить к концу плена. - «Я мирен: но только заговорю, они к войне» - общее указание на положение еврейского народа в плену: все поступки и слова плененного еврея встречались враждебно и истолковывались его врагами в дурную сторону, почему служили причиной неприязненных действий с их стороны.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 5–7 Увы мне, яко пришелствие мое продолжися, вселился с селении Кидарскими: много пришелствова душа моя: с ненавидящими мира бех мирен: егда глаголах им, боряху мя туне

Здесь пророк, с одной стороны, выражает скорбь о продолжительности пленного состояния: Увы мне, яко пришелствие мое продолжися, много пришелствова душа моя, с другой стороны, он жалуется на вынужденную и бедственную жизнь свою, в сообществе с людьми грубыми и зверонравными: вселихся с селении Кидарскими. Кидаром называлась пустынная страна, лежащая к востоку, невдалеке от Вавилонского царства, куда пленены были израильтяне, – это нынешняя пустынная Арабия. «Горе мне, – говорит пророк, – что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских» (пер. с евр.). Мосох, по сказанию книги Бытия (Быт. 10:2), сын Иафета, родоначальник мосхов, живших на горах между Ивериею, Армениею и Колхидою, т.е. в тех местах, коими владел царь Навуходоносор, а жители Кидарских селений, нынешние бедуины, произошли от Кидара, сына Измайлова, потомками которого и населена нынешняя Арабия. Так изображает пророк бедственное странствование своего народа, так, как бы он сослан был в землю разбойников, которые жили не в населенных городах, а в грязных и закоптелых кущах и берлогах, наподобие зверей.

По словам блж. Феодорита, «Кидар населен народом сарацинским, имеющим зверские свойства, обитающим в шатрах и кущах и подражающим праотцу своему Кидару от которого и страна сия получила наименование. Кидар же был второй сын Измаила» [7, с. 1001].

Много пришелствова душа моя, т.е. много лет я жил странником в плену. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Не по множеству называет лета продолжительными, но по трудности и неприятности дел. Ибо хотя и не много их, но представляются многочисленными. Такие свойства должны иметь и мы: хотя бы мы и не много лет жили здесь, но по стремлению к будущему мы должны считать их продолжительными. Я это говорю не для того, чтобы осуждать настоящую жизнь, но чтобы возбудить в вас любовь к будущей» [5, с. 396]. Далее пророк жалуется на лицемерных и вероломных врагов своих, которые добрых и невинных людей без всякой причины гонят и ненавидят, говоря как бы так: я, который ничего так не люблю, как мир, принужден жить с неподобными мне людьми, с ненавидящими мира, или, как выражено в переводе с еврейского: «Долго жила душа моя с ненавидящими мир. Я мирен: но только заговорю, они – к войне». Егда глаголах им, т.е. когда я совершенно спокойно высказывал свои религиозные убеждения, исповедовал свою веру, они преследовали меня за это, когда выражал желание мирного сожительства, предлагал мирные условия, они отвергали мои предложения, и все было напрасно: боряху мя туне.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible