Скрыть

Толкования на Псалтирь 116:2

ибо велика милость Его к нам, и истина Господня вовек. Аллилуия.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 1-2 Хвалите Господа вси языцы… Яко утвердися милость Его на нас. Язычники, говорит, никогда не испытали бы таковой перемены, если бы милость Божия превозмогла наших грехов. И истина Господня пребывает во век. Ибо Господь даровал спасение, какое обещал чрез святых пророков. Этим и блаженный Павел начинает послание к Римлянам: Павел раб Иисус Христов, зван Апостол, избран в благовестию Божие, еже прежде обеща пророки Своими в писаниих святых (Рим. 1,1–2). И еще говорит: глаголю Христа Иисуса служителя бывша обрезания по истине Божией, во еже утвердити обетования отцев, а языком по милости прославити Бога (Рим. 15,8–9). Итак, поскольку Бог всяческих исполнил обетования, даровал спасение, какое обещал, и всем отверз источники милости, то и вы, приступившие из иудеев, и вы, уверовавшие из язычников, составив согласное песнопение, воздайте должное Благодетелю.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

яко утвердися милость его на нас, и истина Господня пребывает во век

Про­рок представляет и причину спасения, объясняя, что они спас­лись не за собственные добрые дела, не за жизнь и подвиги, но единственно по человеколюбию Божию. «Непоколебима, – говорит, – милость Его к нам», т.е. стала основательно, крепко, тверже камня. Подлинно, она возрастает с каждым днем более и более. «И истина Господня пребывает во век», потому что тогда осо­бенно воссияла истина. Он сказал так потому, что ветхий за­вет был образом и тенью. Это выражает и евангелист, когда говорит: «закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин.1:17).

Беседы на псалмы. На псалом 116

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Яко утвердися милость Его на нас»; потому что, водясь единою милостию, соделал наше спасение. Так сказал и блаженный Павел: «егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по» многой «Его милости», «спасе нас банею пакибытия, и обновления Духа Святаго, Его же излия на нас обильно» (1Тим.3:4–6); и еще: «благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар» (Еф.2:8); и в другом месте: «верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз, но помилован бых» (1Тим.1:15–16). «Составляет же Свою любовь к нам Бог, яко еще грешником сущим нам Христос за ны умре» (Рим.5:8). Посему пророческое слово справедливо изрекло: «яко утвердися милость Его на нас».

«И истина Господня пребывает во век». Ибо даровал спасение, которое обетовал устами святых Пророков. Сие сказал и блаженный Павел, начав послание к Римлянам: «Павел раб Иисус Христов, зван Апостол, избран в благовестие Божие, еже прежде обеща Пророки Своими в писаниих святых» (Рим.1:1–2); и еще: «Глаголю же, Христа Иисуса служителя бывша обрезания по истине Божей, во еже утвердити обетования отцев, а языком по милости, прославити Бога» (Рим.15:8–9). Итак поелику Бог всяческих исполнил обетования, даровал спасение, которое обещал, и всем открыл источники милости; то и мы, пришедшие из Иудеев, и вы, уверовавшие из язычников, срастворив согласное песнопение, воздадим сим Благодетелю.

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век.

Милость, говорит, Господня сделалась сильною и твердою и чрезвычайно излилась на всех людей, по великому человеколюбию Его, хотя некоторые люди и отвратились от нее, и не хотели принять ее, где Давид сопричисляет и себя к принявшим милость Божию, как это делает и в других псалмах, причисляя и самого себя к христианам из народов и почитая себя одним из числа уверовавших во Христа. А истина Господня, пребывающая во век, есть истина евангельская, та, которая Христом преподана апостолам: потому что закон был тень евангельской истины, по словам Златоуста; почему, когда явилась истина евангельская, законная тень прошла, как прекращается первый чертеж и рисовка теней иконы, когда живописцы наводят на нее истинные цвета; ибо благодать, говорит, и истина произошла чрез Иисуса Христа (Иоан. 1,17).

Златословесного: Сказывает и причину спасения, что не своими добрыми делами и не своею смелостью в жизни, но одним человеколюбием они спаслись. Ибо, по словам Феодорита, по одному человеколюбие произвел наше спасение. Так и блаженный Павел сказал: не за дела праведности, каковые мы сотворили, но по своей великой милости Он спас нас; и еще: благодатью вы спасены. Прилично сказано и в пророческих словах, что народы не получили бы такового изменения если бы милость Божия не была сильнее наших грехов; если бы она не была крепче нашего злонравия и не победила всякое суеверие и заблуждение. Исихия: Т. е. милость утвердившаяся в нас была совечна истине. Во многих местах имена сии (милость и истина) относятся ко Спасителю, как и в следующем: Бог послал милость свою и истину свою, и избавил душу мою из среды скимнов. Посему она, воссиявши в человеческом роде, призывает все народы и всех людей к хвалению, научая благодарить Отцу, утвердившему милость свою и продлившему истину свою до века. Златоуста: Утвердилась милость Его на нас, т. е. водружена, сделалась крепкою и тверже камня; притом ежедневно увеличивается.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

2. ибо велика милость Его к нам, и истина Господня вовек. Аллилуия.

Истина Господня пребывает во век. Т.е., «тогда (по пришествии Господа) особенно воссияла истина. Говорит это потому, что ветхий завет был образом и сению (Ин.1:17)» (Злат.); или: «потому, что тогда Господь исполнил все свои обетования, и даровал спасение, какое обетовал чрез св. пророков» (Св. Афан. и бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 1-2 Хвалите Господа, вси языцы, похвалите Его, вси людие: яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век

В этом псалме, как и в других псалмах (ср. Пс. 95:7, 97:4), языческие народы (языцы и людие, последние – не иудеи) приглашаются израильтянами признать единого истинного Бога, хвалить Его за милость и верность обетованиям (истину), которые Он не переставал оказывать Своему народу (на нас). Поводом к написанию этого псалма послужило, может быть, какое-либо необычайное откровение милости Божией Своему народу (может быть, какая замечательная победа; по некоторым – освобождение из плена); ввиду такого откровения величия Божия и язычники должны быть подвинуты к прославлению Господа на Сионе. Очевидно, псалмопевец надеялся, что наступит некогда время, когда и язычники обратятся; и цитата ап. Павла в Рим. 15:11 поэтому находит совершенно соответственное применение. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Яко утвердися милость его на нас, и истина Господня пребывает во век

Во втором, и последнем, стихе пророк указывает причину, почему народы и все люди должны прославлять Господа. Причина эта заключается в том, что открылась милость Господня к людям и ко всем народам. Всеми пророками возвещено и всем боящимся Бога стало известно, что Христос, обетованный Спаситель, благоволил соделаться человеком и принять страдания и смерть для спасения всех людей, а особенно для спасения иудеев (Ис. 53:6–8; Мф. 10:6). И не только открылась и утвердилась милость Господня на нас, говорит пророк, но и истина обетований Господних исполнилась совершенно, и потому пребывает во век. И Церковь Христова, собранная из язычников и иудеев, так основана и утверждена, что «и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16:18). По словам св. Иоанна Златоуста, пророк «сказывает и причину спасения, что не своими добрыми делами и не своею смелостию в жизни, но одним человеколюбием Бога они спаслись» [5, с. 353]. Ибо, по словам блж. Феодорита, по одному человеколюбию Господь произвел наше спасение. Так и блаженный Павел сказал: «не за дела праведности», каковые мы сотворили, но по Своей великой милости «Он спас нас» (Тит. 3:5); и еще: «благодатию вы спасены» (Еф.2:8). Прилично сказано и в пророческих словах, что народы не получили бы такового изменения, если бы милость Божия не была сильнее наших грехов, если бы она.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible