Скрыть
ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 6-7 Одождит на грешники сети: огнь и жупел, и дух бурен часть чаши их. Яко праведен Господь и правды возлюби: правоты виде лице его

«Низведет Он на грешников сети: огонь, и сера, и дух бурный - их доля (из) чаши (скорбей). Ибо праведен Господь и правду возлюбил, правоту видит лице Его». Другой переводчик говорит (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): одождит на беззаконных угли. Третий, неизвестный переводчик (см. Ориг. Экз.): правоты уви­дит лице их, т.е. праведных, или Его – Бога. Сказав о наказании, происходящем от самого порока, и зная, что многие не смотрят на это, пророк наконец потрясает душу нечестивых наказанием, посылаемым свыше, употребляя усиленные выражения и страшные названия; говорит, что на них свыше прольются дождем огонь, сера, бурный ветер и горячие угли, – желая представить этими переносными выра­жениями неизбежность отмщения, высшую степень мучения, ско­рость и разрушительную силу наказания. Что значит: «их доля (из) чаши»? Это их удел, говорит, это их достояние, это постигнет их в жизни, от этого они погибнут. Далее приводится и причина: потому что Всевидящий не попустит пройти этому безнаказанно. Как другой пророк говорит: «чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь» (Авв. 1:13), так и он выражает тоже в сло­вах: «праведен Господь и правду возлюбил». Богу особенно свой­ственно принимать правду, справедливость, и Он не попустит никогда противного ей. Вот почему и в начале псалма пророк сказал: «на Господа уповаю, как скажете душе моей: «улетай на горы, как птица?» Те, которые надеются на блага житейские, не лучше птицы, ко­торая, надеясь на пустыню, делается легко уловимою для всех. Таков – надеющийся на богатство. Как птица уловляется и детьми, и сетями, и силками, и другими бесчисленными сред­ствами, так и богатый уловляется и друзьями, и врагами. Он живет даже в большей опасности, нежели птица, имея мно­жество людей, которые ловят его, а прежде всех – свои пороч­ные пожелания; он – изгнанник, всегда зависящий от обстоятельств времени; он боится и свирепости палачей, и гнева царя, и коварства от льстецов, и обмана от друзей; когда восстают на него враги, он трепещет больше всех; и когда бывает мир, он опасается козней, потому что не имеет богат­ства прочного и неотъемлемого. Потому он постоянно скитается и переселяется из одного места в другое, проходя пустыни и горы, обитая во мраке, находя среди полудня глубокую тьму и строя козни. Не таков праведник. «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притч. 4:18). Они не решаются ни строить козней, ни делать несправедливостей, и имеют спокойную душу. А порочные, постоянно строя козни, всегда пребывают во тьме и страхе, подобно ворам, разбойникам и прелюбодеям; они во время дня видят мрак, потому что душа их бывает одер­жима страхом. Каким же образом может быть рассеян этот мрак? Если, отставши от всего этого, ты утвердишься в надежде на Бога, хотя бы ты был величайшим грешником. «Взгляните», говорит Премудрый, «на древние роды и посмотрите: кто верил Господу – и был постыжен?» (Сир. 2:10)? Не сказал: праведник, но: «кто». Хотя бы, говорит, это был грешник. То и удивительно, что и грешники, держась этого якоря, делаются непобедимыми для всех; таково особенное свойство преданно­сти Богу, что и отягченный грехами ты найдешь ободрение в Его человеколюбии, потому что, как «проклят человек, который надеется на человека», так блажен, «который надеется на Господа» (Иер.17:5, 7). Итак, оставив все другое, держись этого якоря. Бог видит все и судит праведно, и не только судит, но и приводит в исполнение суд свой. Поэтому пророк, сказав о праведности Его, изображает и наказание огнем и бурным духом. Он делает это потому, что печется о грешниках и желает наказанием побудить их к исправлению.

Беседы на псалмы. На псалом 10

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его

Сие, говорит Пророк, Господь всяческих налагает на живуших порочно; потому что Он источник правды, всем правит, употребляя правоту как бы вместо некоего кормила.

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его

Как Бог свят и во святых почивает, так Он праведен и любит правду, и как праведный, Он вразумляет и наказывает неправедных. Посему мы должны с дерзновением прибегать к Нему и уповать на Него. Ибо последние сии слова суть заключение изложенного в начале псалма упования и надежды Давида на Бога. А слова: лице Его видит правоты, равносильны с словами: Он возлюбил правду. Ибо кого кто любит, того и видит, и напротив, кого ненавидит, того и отвращается и не видит. А под лицем Бога должно разуметь силу Его видения. Таким образом сей псалом изъяснен с исторической стороны о Давиде: но он может быть приспособлен и к каждому терпящему обиды и брань со стороны врагов как видимых, так и невидимых. По сему высшему смыслу к злым помыслам, которые внутренне внушают и советуют уму перейти на горы, т.е. к мыслям гибельным, колючим, для православных непроходимым и вредным (напр., что все случается не по промыслу, а само собою, что Бог не мстит, и тому подобным) может быть сказано: как вы говорите это душе моей? Тоже может быть сказано и к демонам, побуждающим душу входить в такие богохульные помыслы. А под грешниками должно разуметь неправедных и злых. Под луком и стрелами можем понимать всякие смертоносные и убийственные оружия, равно как и нападения нелепых помыслов. Соответственно сему в высшем и нравственном смысле можно изменить и прочие слова псалма.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Яко праведен Господь и правды возлюби: правоты виде лице его.

Сия есть вина, чего ради Бог тако накажет нечестивых: понеже праведен есть, и любит правду, как в Самом Себе, так и во всех человеках, которых сотворил по образу Своему, в преподобии и правде. За сим, то же самое повторяя иными словами, придает: правоты виде лице Его.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.7   Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его.

Ст.7   Ибо Господь праведен, любит правду: лице Его видит праведника
 

Причина, почему Господь накажет нечестивых, – потому что Он праведен, любит единую правду, лице Его видит, т.е. любит одну прямоту или справедливость. 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 Одождит на грешники сети: огнь и жупел, и дух бурен часть чаши их. Яко праведен Господь и правды возлюби: правоты виде лице его

Господь прольет на нечестивых «горящие угли, огонь и серу». Под горящими углями можно разуметь молнию, под огнем и серой - гибель через посредство особенных потрясений природы, вроде гибели Содома и других городов Пентаполя (см. Быт XIX:24). Палящий ветер, вероятно - самум, хорошо известный евреям по своим гибельным действиям. - «Их доля из чаши» - таков их удел, назначенный Богом, не допускающим торжества нечестия, так как Господь «любит правду, лице Его видит праведника», т. е. всегда промышляет над ним и оберегает его.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Яко праведен Господь и правды возлюби: правоты виде лице Его

Вот причина, почему Господь Бог такие страшные казни пошлет на нечестивых и грешников, – потому что Он Праведен, любит единую правду, лице Его видит одну правоту, или справедливость. «Лице Его увидит праведника» – по переводу с еврейского.

Праведен Господь и правды возлюби. Как же мы предстанем пред Ним с своею неправдою?

«Неправда наша, – говорит св. Ефрем Сирин, – гораздо сильнее молитв наших. Моление наше незначительно, а вина наша велика. Какую жертву могли бы мы принести для примирения своего с Тобою, Господи? Нечего нам дать Тебе. Посему кровью Твоею примири нас, Всемилостивый.

Душа наша не в состоянии принести Тебе столько же великий дар, сколько Велик Ты. Да умилостивит Тебя, Господи, чудная смерть Твоя?

Благодарение Отцу, пославшему Тебя, Спаситель наш! Ибо Тобою оправдываемся, мы, виновные. Ты отъял грехи наши крестом Своим; отыми от нас вины наши и в пришествие Твое» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible