Скрыть
Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 3-5 Зане яже ты совершил еси, они разрушиша: праведник же что сотвори? Господь во храме святем своем. Господь, на небеси престол его: очи его на нищаго призираете, вежди его испытаете сыны человеческия. Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу

Вместе с тем есть и еще причина, которая уничтожает силу их напа­дения. Какая же? «Что», говорит, «Ты совершил, то они разрушили». Смысл слов его следующий: они нападают и ведут войну с Тобою, нарушая Твой закон и Твои повеления. Под­линно, они усиливаются разрушить Твои заповеди, и при том совершенные. Или это говорит пророк, или то, что они преступ­ники закона. Не малое доказательство их слабости – и в том, что они выходят на войну, не сохранив Твоих заповедей. По­тому они и воюют против правых и строят козни, что не слу­шаются Твоих повелений. Раскрыв слабость врагов, и показав ее не в том, в чем показывают другие, (так как не сказал, что они не имеют ни денег, ни крепостей, ни союзников, ни городов, ни искусства в войне, но, оставив и презрев все это, как ничего не зна­чащее, сказал, что они беззаконники, что нападают на людей, не сделавших им никакого зла, что они нарушают заповеди Божии), – пророк говорит потом о вооружении праведных, раскрывая и отсюда легкость победы их над врагами. Так точно и мы должны различать сильное и слабое, и не того осо­бенно бояться, чего боятся люди достойные осмеяния. В самом деле, что говорят? Такой-то жесток, коварен, имеет много денег и великую власть. Но поэтому особенно я и смеюсь над ним: все это – виды слабости. Но он, скажешь, умеет строить козни? В этом ты открываешь мне новый вид слабости. Почему же многие из таких людей побеждают? Потому что ты не умеешь хорошо сражаться с ними, потому что ты сам домогаешься того же, что делает их слабыми, – славы и власти. Избегай этой причины вражды, поражай противников иначе: гордого – смирением, корыстолюбивого – нестяжательностью, невоздержного – воздержанием, завистливого – дружелюбием, и ты легко победишь их. Раскрыв, как я выше сказал, слабость противников, смотри, как он изображает и вооружение правед­ника. «Праведник», говорит, «что сделал»? Т.е. когда враги так приготовились, ты спрашиваешь: как вооружился праведник? Послушай. «Господь - на небе престол Его, очи Его взирают на нищего, зеницы Его испытывают сынов человеческих». Видишь ли, как кратко он выразил за­щиту его? Ты спрашиваешь: что он сделал? Прибег к Богу, живущему на небе, существующему везде. Он не натянул лука, не приготовил колчана, как враги его, не расположился во мраке, но оставив все это, оградился против всего надеждою на Бога и противопоставил им Того, Кто не имеет нужды ни в чем подобном, ни во времени, ни в месте, ни в оружии, ни в деньгах, но одним мановением совершает все. Видишь ли защиту его, непобедимую, быструю и легкую? «Очи Его взирают на нищего, зеницы Его испытывают сынов человеческих. Господь испытывает праведного и нечестивого, а любящий неправду ненавидит свою душу». Другой переводчик (Акила) говорит: очи его иссле­дуют. Третий (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): Господь, праведный испытатель. Четвертый (Акила): праведного испытывает и нечестивого, и лю­бящего неправду возненавидела душа Его. «Любящий неправду ненавидит свою душу». Видишь ли готового По­мощника, благонадежного Защитника, Который везде присут­ствует, все видит, за всем наблюдает, Которому особенно свойственно промышлять и пещись, – хотя бы никто не просил Его, – препятствовать обижающим, помогать обижаемым, возда­вать одним награды за добродетели, а другим назначать наказания за грехи? Он знает все; очи Его видят всю вселен­ную; и не только знает, но и желает исправить все. Потому в другом месте, выражая тоже самое, пророк и называет Его «праведным». Если же Он праведен, то Он не ста­нет только смотреть на такие дела. Он отвращается нечести­вых, одобряет праведных. Далее, раскрывая и здесь тоже, о чем он говорил в предыдущем псалме, т.е., что порок сам по себе может достаточно наказать грешников, прибав­ляет: «любящий неправду ненавидит свою душу». Порок проти­вен душе, враждебен и гибелен, так что порочный еще прежде наказания уже испытывает наказание. Видишь ли, как враги оказываются со всех сторон удобоуловимыми, если и праведник имеет такого Помощника, и они побеждаются тем самым собственным оружием, которым защищаются, причиняя вред и погибель сами себе? Видишь ли легкость этой помощи? Не нужно ни идти куда-нибудь, ни бежать, ни тратить имуще­ства, потому что Бог присутствует везде и видит все.

Беседы на псалмы. На псалом 10

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 3-5 Зане яже ты совершил еси, они разрушиша: праведник же что сотвори? Господь во храме святем своем. Господь, на небеси престол его: очи его на нищаго призираете, вежди его испытаете сыны человеческия. Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу

«Зане яже Ты совершиль еси, они разрушиша». А из сего усматриваем, что Пророк слова сии обращает к Богу, как бы в беседе извещая, что у врагов готовы луки и стрелы, и что намерение их в каком-то мраке в безлунную ночь поставить сети и засады. Ибо «мраком (σκοτομὴνη)» назвал неизвестность и скрытность умысла; слово же сие означает безлунную ночь. А правым сердцем наименовал себя Пророк, не с намерением приписать себе высокую добродетель, но по сознанию, что никогда не делал ничего во вред Саулу, напротив же того оказывал ему великое благорасположение. «Зане яже Ты совершил еси, они разрушиша». Не восхитил я, говорит Давид, царства, но по Твоей благодати приял помазание; они покушаются сокрушить меня, вооружаясь против Твоего определения.

«Праведник же что сотвори? Господь во храме святем Своем». «Господь, на небеси престол Его: очи Его на нищаго презираете, вежди Его испытаете сыны человеческия». «Господь испытает праведнаго и нечестиваго». Они поступают со мною лукаво, но Ты, праведный Судия, возседающий на небесных престолах и являющий присутствие Свое в земном храме, видишь целую вселенную; Тебе и единых вежд у очей достаточно, чтобы дознать все дела человеческия. В точности знаешь поступки и неправедных и праведных, и по делам взвешиваешь воздаяния. Должно же знать, что об очах, веждах, престолах и о всем прочем тому подобном Пророк говорит чувственно, посредством того, что есть у человека, научая людей божественному, и Божиим силам придавая именования членов человеческаго тела.

«Любяй же неправду ненавидит свою душу». Кто любит душу, тот ненавидит неправду; а кто расположен к неправде, тот устрояет гибель душе; потому что навлекает на себя Божий гнев, который так описывает в подробности пророческое слово.

Евфимий Зигабен (†1118)

Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу

Господь испытает праведнаго и нечестиваго

Cиe слово разделяет людей, о которых сказал выше вообще, ибо разделяет их на праведных и не праведных, так как неправедные нечестивы, потому что своим пренебрежением святых заповедей Его они бесчестят Бога.

Любяй же неправду, ненавидит свою душу

И это слово может возродить упование на Бога и вместе содержит учение. Неправедный, говорит, причиняет своей жизни смерть и сам делается врагом своей души, ибо злыми делами своими сей нечестный побуждает Бога гневаться на душу и жизнь его .

Так Златоуст говорит: зло неприязненно и враждебно и пагубно для души: и злой прежде наказания получает наказание, ибо он ненавидит свою душу—не тот, который просто по человеческому малодушию устремился к обидам, ибо такой в скором времени, пробудившись подымется на лучшее, как это случилось с ним от поползновения; но тот, который любит неправду, то есть, нарочно делает его предметом своего размышления и старания—таковой погубляет свою душу. Ибо он навлекает на себя гнев Божий, что и пророк намекая говорит. И Феодорит: любящий свою душу ненавидит неправды, а кто имеет расположенность к ней, тот злоумышляет гибель для души, ибо навлекает на нее гнев Божий.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу.

От онаго де превыспренняго престола, пред которым ничто укрыться не может, призирает Бог на всех, а паче на нищих духом и смиренных сердцем. Никое убо зло коснутися может людей таковых, не ведущу или не попускающу Богу. Следующия слова: вежди Его испытаете сыны человеческия, изъявляют особенное внимание Божие к человекам: и следовательно, большее подают утешение. Не просто бо с небеси зрит Бог на людей, сущих на земли, но и купно испытует сердца их, помышления их, советы их, намерения и предприятия их. И потому совершенно знает, кто праведен, и кто нечестив, и праведный убо восприемлет праведную награду, нечестивый же наказание. Любяй бо неправду ненавидит свою душу и чрез то наказуется. Чудно сие изречение, и купно истинно. Любяй бо неправду, хотя, по-видимому, и любит свою душу, ибо для того и грешит, чтоб удовольствовать оную: но в самом деле ненавидит ее, понеже любя неправду, погубляет душу. В каковом разуме и Господь глаголет у Иоанна: любяй душу свою погубит ю (Ин. 12:25), то есть, кто зле себя любит, тот себя ненавидит.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.5   Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу

Ст.5   Господь испытывает праведного; а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его
 

Любяй неправду, ненавидит свою душу. Кто любит неправду, грех, порок, тот расстраивает свою душу, давая силам превратное направление, унижает ее, оскорбляя ее достоинство; накликает на нее гнев Божий, ускоряет ей погибель; следовательно, ненавидит свою душу; «прежде наказания, – говорит св. Злат., – уже испытывает наказание»; следовательно, Бог все видит, всем воздает должное – праведникам чрез добродетель, и нечестивым чрез самый грех, порок. 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 Господь во храме святем своем. Господь, на небеси престол его: очи его на нищаго призираете, вежди его испытаете сыны человеческия. Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу

Давид же, сознавая себя чистым пред Авессаломом и народом, продолжает оставаться в Иерусалиме, веря в то, что Господь покарает нечестивцев

Этому совету Давид противополагает свою веру в Бога, как защитника праведных. Господь с неба надзирает за людьми, посылает, как сейчас, праведнику испытания во временном успехе нечестивых, но последних Он ненавидит, как попирающих Его Закон.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 4–5 Господь во храме святем Своем. Господь, на небеси престол Его: очи Его на нищаго призираете, вежди Его испытаете сыны человеческия. Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу

Признавая себя невиновным в отношении к Саулу и давая понять приближенным своим, на чем основывается его крепкая надежда на Бога, Давид как бы так выражает свои мысли и чувства: враги мои вооружились и преследуют меня; но что же я сделал такого, за что бы можно и следовало гнать меня? Впрочем, Господь видит мою невиновность и мои дела, ибо Он обитает во святом храме Своем. И не только Он живет в храме Своем; но как Господь и Царь всего мира Он царствует на небе, где находится и нерукотворенный престол Его, и во всей вселенной Он печется о людях, особенно же о гонимых невинно: ибо очи Его с высоты небесного престола устремлены на всех, особенно же на нищих духом и смиренных сердцем; вежди Его, т.е. ресницы, или веки глазные, испытывают, как бы проникают все существо человека, все его мысли и намерения, все чувства сердечные; так что Ему, всеведущему и все испытующему, совершенно известно, кто из людей праведный и кто нечестивый, и потому праведный получает от Него достойную награду, а нечестивый заслуженное наказание. Любяй же неправду ненавидит свою душу. Кратко это изречение, но как много в нем выражено! Кто любит неправду, как бы так говорит пророк, тот все дальше и дальше удаляется от пути праведного, ведущего в жизнь вечную, – тот, следовательно, сам направляется по пути неправды и нечестия и таким образом уготовляет себе вечное осуждение, погибель вечную: потому что «путь нечестивых погибнет» (Пс.1:6): не только слова и дела неправедных и нечестивых ненавистны Господу Праведному и Святейшему, но даже и «помысл неправедный» есть «мерзость Господеви» (Лк.16:15). Значит, кто любит неправду, тот погубит свою душу.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible