Скрыть
Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым – дела Свои.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Щедр и милостив Господь. Ибо это было причиною такого благодеяния Божия и древле и ныне, как говорит и Моисей: Господь долготерпелив, и многомилостив, и истинен, творяй милость в тысящи (Исх. 34:6-7). Итак, силы Свои, названныя путями, и добродетели, с каковыми править всем, сказа Моисеови.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Сказа пути своя Моисеови, сыновом израилевым хотения своя

Не нашей заботливостью устроилось дело нашего спасения, но свыше предвозвестил его Бог чрез пророков, а рукою дивного Моисея изобразил его для нас как бы на картине. При этом море послужило образом всесвятого крещения, скала явилась тенью бессмертного источника, манна – образом небесной пищи, и вообще все, чтобы не перечислять в отдельности, можно найти там преднапи­санным. Пути же и хотения Его означают добродетели, как видно из слов: «пути Твои, Господи, скажи мне» (Пс.24:4), и из ска­занного Павлом волхву Елиме: «перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?» (Деян.13:10) Тот же смысл имеют слова: «поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева» (Деян.13:22). Итак, говорит, что, дав Моисею закон, Го­сподь открыл ему значение образов закона и тени по отношению к будущим благам, духовным и первообразным, научил его, что та­кое суббота, что означают жертвы и кто такой Сын Израилев, о котором сказано: «избранный Мой» (Ис.42:1). Все это от­крывает Бог тем, кто умеет смотреть: и что такое иудеи в таинственном смысле, и что такое обрезание сердца, и жертвы хвалы и оправдания.

Беседы на псалмы. На псалом 102

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя». Но не по раскаянию устроил нам сие спасение, напротив того издревле предвозвестил сие чрез Пророков, и чрез божественнаго Моисея предначертал наше спасение. И море стало прообразом всесвятаго крещения, камень – сению безсмертных токов, а манна – изображением небесной снеди; и не перечисляя всего в подробности, скажем, что можно найдти предызображенным у них и иное.

Евфимий Зигабен (†1118)

Сказа пути своя Моисеови, сыновом Израилевым—хотения своя.

Бог, говорит, открыл Моисею посредством данного ему закона пути свои, т. е. хотения свои, по которым, как по пути, можно идти к Богу. О сем мы сказали подробнее в 24-м псалме, изъясняя слова: пути Твои, Господи, покажи мне. Бог сперва открыл хотения свои Моисею, а потом чрез Моисея показал оные и Израильскому народу.

Исихия: Возвестил пути свои т. е. заповеди Моисею, а чрез него и сынам Израиля хотения свои. Ибо хотение Божие состоит в том, чтоб они не любодействовали, не убивали, не крали и не свидетельствовали ложно, ибо чрез таковые (хотения) мы спасаемся. Дидима: Пути и добродетели значит одно и то же, ибо кто говорит: покажи мне пути Твои, Господи; тот просит открыть ему добродетели.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 Творяй милостыни Господь и судбу всем обидимым. Сказа пути своя Моисеови, сыновом израилевым хотения своя

Господь милостив: Он защищает обиженных, не гневается до конца и не воздает нам по всей заслуженной нами строгости

Свои блага Господь изливает на всех людей, всем обиженным Он дает защиту («правду и суд»). Данный Им закон через Моисея, где Он указал, как нужно жить еврею и с чем согласовать свою волю («пути»), равно также совершенные тогда чудеса, есть выражение любви и заботливости Бога о человеке. Этим законом Он оградил слабых от самоуправства и безграничного произвола сильных, а своей чудесной помощью поддерживал и питал привязанность к Себе.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 6–7 Творяй милостыни Господь и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя

Господь Бог как всеведущий, говорит здесь пророк, Сам видит, кому и какие воздать милости, и как защитить притесняемых на суде от обиды и неправды. Так, по Своему усмотрению, Он и действует (творяй милостыни и судьбу), оказывая милость и справедливость всем обиженным. Сперва, при ветхозаветных патриархах, Он Сам непосредственно управлял избранным народом, а затем, избрав из среды народа пророка Моисея, дал чрез него народу израильскому Закон (сыновом Израилевым хотения Своя) и разные установления и заповеди; причем торжественно и всенародно объявил, чтобы все люди знали и исполняли сей объявленный Им Закон, чтобы согласно с ним проводили жизнь свою и чрез то научились познавать и любить Бога; все это и выразил пророк словами: Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible