Скрыть
и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его. Ибо, как святый, во Святых почивает, т. е. в ангельских силах.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-18 Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его творити я

Итак, природа наша столь преходяща, но бо­жественное человеколюбие дарует ей долговечную жизнь и для от­даленных потомков сохраняет воздаяние правды, заслуженное пред­ками. Конечно по заслугам патриархов удостоил Господь Своего из­брания и особенного попечения происшедший от них потом народ, что и показал чрез Моисея, говоря: «не говори в сердце твоем, что за праведность мою привел меня Господь…, не за праведность твою и не за правоту сердца твоего…, но… исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим» (Втор.9:4–5). В другом смысле – сынами праведных мужей будут ревнители их дел. Навсегда распространяет Господь свою милость; Он всегда милостив, будучи благ по природе, но с этой милостью Его сопряжена правда к хранящим завет Его, по которой Он делает их за их добродетель наследниками грядущих обетований. Они не просто помнят заповеди, но исполняют то, для чего они даны; так и Спаситель сказал: «кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин.14:21). Наследует обетования не тот, кто помнит заповеди, но кто исполняет их. Так, за Ииу­ем до четвертого поколения сохранил Господь царство, хотя он только в начале царствования оказал ревность, а совершенного благо­честия не соблюл. Так, и великому Давиду сохранил Господь искру семени его неугасимой, несмотря на то, что много нечестивых следо­вало за ним в его роде. Эту, говорит, милость простирает Господь «хранящих завет Его» и не просто «помнящих заповеди Его», но сопро­вождающим слова делами и по ним располагающим свою жизнь.

Беседы на псалмы. На псалом 102

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 17-18 «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его»: «И правда Его на сынех сынов хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я». Так скорогиблюща природа человеческая! Но человеколюбие Божие дарует долговечную жизнь, и воздаяние правды, должное предкам, соблюдает до потомков. Так до четвертаго рода соблюло царскую власть Ииую, не стяжавшему совершеннаго благочестия, но в начале только царствования показавшему ревность. Так божественному Давиду соблюло неугасшею искру рода, хотя между тем прозябали и многие нечестивые. Милость же сию, говорит Пророк, прострет Бог на хранящих завет Его, и не просто помнящих заповеди Его, но к словам присоединяющих и дела, и по заповедям благоустрояющих жизнь свою.

Евфимий Зигабен (†1118)

и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его (чтобы) творити я

Правдою Божией Давид называет здесь воздаяние за подвиги в добродетели. Так перевел и Симмах. Итак, он говорит, что и такая правда Божия пребывает всегда и дается непрерывно сынам своим, и следовательно, простирается в роды родов до самого будущего века; поскольку Бог воздает добрым и в настоящей жизни и в будущей. Притом таковая, говорит, правда Божия, или воздаяние дается хранящим завет заповедей Его, который завещал Бог благодатным сынам своим, и чрез который обещался дать им наследство. Сверх того таковой завет, или воздаяние Божие дается помнящим заповеди Божии, не просто, чтобы только знать их, но и исполнять их на деле. А сыны сынов не только суть преемники плотского сродства с своими родителями, но и благочестия и добродетельной жизни их.

Сии слова, по словам Евсевия, имеют сходство с следующими: и творящий милость в тысячах любящих Меня. Ибо милость Господню простирает во все роды на боящихся Его и сопряженные с нею права. И Исихий говорит: Прилично закон Божий наименован заветом, дабы, храня Его, мы надеялись от Него наследства. Дидим: Завет дан не для того только, чтобы нам иметь его просто в памяти, но и чтоб исполнять его. А что он дан для исполнения, это показывает и Спаситель, говоря: кто имеет заповеди мои и соблюдает их, тот любит Меня. Ибо то, что обещано в награду и наследство, дается не за памятование, а за исполнение их.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-19 Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава дние его, яко цвет селный, тако оцветет: яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его, и правда его на сынех сынов, хранящих завет его и помнящих заповеди его творити я. Господь на небеси уготова престол свой, и Царство его всеми обладает.

Человек слаб и беспомощен по самой своей природе: его можно сравнить с однодневным цветком, к вечеру уже иссыхающим. Небольшое дуновение, ветер («пройдет ветер») - и он гибнет. Человек быстро бы погибал, если бы его не поддерживал Бог, милость Которого к человеку вечна и неизменна. Помощь от Него - несокрушимая поддержка, так как Он - Царь всего мира - Царь и над небом и над всем существующим на земле.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 17–18 Милость же Господня от века и до века на боящихся его, и правда его на сынех сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его творити я

Как ни кратка жизнь человеческая, как бы так продолжает свою речь боговдохновенный пророк, но она не лишает людей милости Божией. Милость же Господня и правда Его пребывают вечно с теми людьми, которые, имея веру и страх Божий, хранят завет Его, помнят заповеди Его и стараются исполнять их (помнящих заповеди Его творити я). Долготерпеливый и многомилостивый Господь Бог никогда не перестанет миловать боящихся Его. Он и здесь освобождает их от различных бедствий настоящей жизни, и там освободит их от будущих вечный мучений. Правдою Божией пророк называет здесь воздаяние за подвиги в добродетели тем праведникам, которые, боясь Бога, помнят и хранят заповеди Святого Евангелия, чтобы свято исполнять их.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible