Скрыть
Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;

Святые отцы

Прочие

Климент Римский, сщмч. (†99)

Ст. 11-12 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

Примем наказание, на которое никто не должен досадовать, возлюбленные! Взаимно делаемое нами друг другу вразумление хорошо и весьма полезно, ибо оно прилепляет нас к воле Божьей. Ибо так говорит святое слово: Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня (Пс 117:18), ибо кого любит Господь, того наказывает (Притч 3:12). <…> Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют. В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло (Иов 5:17-19).

1-е послание к Коринфянам

Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)

Ст. 11-12 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

Если Господь наказывает того, кого любит, и наказывает с тем, чтобы исправить, то и братья, а тем более священники, обнаруживают не ненависть, а любовь к тем, кого таким же образом наказывают для исправления. Да и Сам Бог через пророка Иеремию предвозвестил это и обозначил наше время, говоря: И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием (Иер 3:15).

Об одежде девственниц

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 11-12 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

Не все недуги происходят естественно, но случаются с нами или от неправильного образа жизни, или от других каких вещественных начал, в каких случаях, как мы видим, иногда полезно бывает врачебное искусство; но часто болезни суть наказание за грехи. <…> Таковым надобно в безмолвии, оставив врачебные попечения, терпеть насланную на них болезнь, пока не познают своих прегрешений, по примеру сказавшего: Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним (Мих 7:9).

Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах (Большой Аскетикон)

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 11-12 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

Отец вразумляет только того, кого любит; учитель наказывает только того ученика, в котором замечает более сильные способности; врач уже отчаивается, если перестает лечить. Поэтому размышляй так: как Лазарь получил злое в жизни своей, так и я с радостью потерплю страдания в жизни настоящей, чтобы приобрести славу в жизни будущей; ибо Господь не отмстит дважды (Наум 1:9; LXX) за одно и то же. В Книге Иова повествуется, почему этот святой и непорочный муж столько потерпел в жизни своей.

Письма (44-86)

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 11-12 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

И какое же наказание ныне существует для тех, кто заблуждается? Вероятно, некое огорчение, а то и бичевание ради исправления или проверки. В самом деле, или встает на правильный путь с пути грехов тот, о ком речь, дабы не подпасть под более суровое наказание, не исправившись; или же подвергается испытанию чья-либо вера, чтобы проверить, сколь терпеливо и смиренно будет человек держаться под бичом Отца, не выражая ропота по поводу отеческого наказания, радуясь по поводу ласки, но так выражая радость от ласки, чтобы быть благодарным и наказующему, поскольку Господь наказывает всякого сына, которого принимает (Притч 3:12; LXX).

…Написано: Господь, кого любит, наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает (Притч 3:12; LXX). Итак, да не исчахнем под плетью и возрадуемся по воскресении. Ибо истинно, что Он бьет всякого сына, которого принимает, и даже единственного своего Сына не пощадил, но предал Его на мучения ради нас. Стало быть, взяв за пример Того, Кого бичевали без прегрешительной заслуги, Кто скончался ради наших преступлений и воскрес для оправдания нашего (Рим 4:25), да не убоимся, когда нас бичуют, что нас оставил Господь, но уверимся, что будем приняты, когда воскреснем.

Проповеди на Книгу Бытия


Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит, наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает (Притч 3:12; LXX). Ибо справедливо, что мы, будучи отлучены от прежнего райского благоденствия вследствие упорной жажды услад, по смиренному перенесению невзгод будем приняты, беженцы по причине злых наших дел, возвращающиеся от претерпевания зол, - там против правды преступающие, здесь ради правды страдающие.

О терпении


И подлинно, есть ли что более явное, нежели Божия благодать, которая изъявляется, когда по молитве стяжаем взыскуемое? Ибо если сказал Спаситель наш: Бодрствуйте, чтобы не впасть во искушение (Мф 26:41; Мк 14:38; Лк 22:40), то, мнится нам, только волю человека увещевал Он; когда же добавил: «и молитесь», то показал, что Бог помогает, дабы не впал кто во искушение. Сказано было свободному произволению: сын, научения Господня отвергнуть не пожелай (Притч 3:11; Vulg).

О благодати и свободном решении

Магн Аврелий Кассиодор (†580)

Ст. 11-12 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

[Господь] посещает с жезлом, когда строго наказывает; так и апостол пишет коринфянам, говоря: Чего вы хотите? С жезлом прийти к вам или с любовью и духом кротости? (1Кор 4:21). Посещает также и с побоями, когда требуется менее суровое наказание для нас. Ведь одно дело - удары палкой, другое дело - побои. Ясно, что смотря чем грешит народ христианский, тем и наказывается, ибо ведет его Господь ко спасению, как и Соломон говорит: ибо Господь, кого любит, наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает (Притч 3:12; LXX).

Изъяснения Псалмов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-12 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

Научая слушателя своего выражать преданность Богу, Богопочтение, еще и терпеливым перенесением посылаемых Богом бедствий, Премудрый сравнивает эти бедствия с тяжелыми для питомца приемами человеческой ветхозаветной педагогики: как эта последняя, по воззрению Премудрого (Притч XIX:18; XXIII:13), неизбежно включает систему физических воздействий (таково значение евр. мусар; греч. παιδία; лат. disciplina, слав. русск. наказание), так и всякого рода бедствия в руках, посылающего их Бога имеют педагогическую цель - воспитание в народе Божием и всех его членах истинной преданности Богу и верности Его завету (ср. Втор VIII:5, I:31; Пс CXVII:18; Плач III:33).

Только дети безрассудные пренебрегают уроками родителей, воспитателей и наставников, не вразумляются их мерами строгости. Таким детям уподобляются те, которые, принимая от рук Божиих наказание за свои грехи, не вразумляются, даже озлобляются против Бога. Предостерегая слушателей или читателей своих от подобного настроения, Премудрый поучает (ст. 12) видеть в посылаемых Богом бедствиях знаки отеческой Его любви к человеку, желающей отвести его от пути неправды и наставить на путь правды и добродетели. Вторая половина стиха 12 - несколько иначе читается в евр. масор., Вульг. и русск.; укеав эт бен ирце, quasi pater in filio complacet sibi, и благоволит к тому, как отец к сыну, - чем у LXX и слав.: μασιγοῖ δἐ παντα ὑιόν, ὅν παραδέχεται, биет же всякаго сына, его же приемлет. Ввиду того, что при чтении LXX слав. гораздо лучше удерживается параллелизм обоих половин 12-го стиха чем, при чтении еврейск. масор. т., - чтение LXX-ти заслуживает предпочтения (аналогию ст. 12 представляет Иов V:17-18), тем более, что это чтение буквально воспроизведено и в послании к Евреям, гл. XII ст. 6. Приведя в Евр XII:5-6 слова Притч III:11-12, священный писатель послания к Евреям в пояснение слов Премудрого присоединяет: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами, ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания…, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр XII:7-8).

Георгий Максимов, свящ.

Притч. 3:11-12

«Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притч. 3:11–12).

Многие думают, что если Бог посылает мне что-то плохое, это значит, Он меня не любит, потому что если бы меня любил, то у меня должно было быть все хорошо в житейском отношении. И отсюда самая частая реакция на жизненные скорби – ропот. Человек недоволен тем, что с ним происходит, обвиняет в этом других людей, и в конце концов, Самого Бога. Но жизненные обстоятельства как раз и проверяют, насколько мы являемся христианами. Легко быть христианином, когда у тебя все хорошо, но именно когда тяжело, проявляется то, насколько христианин верит в Бога и полагает свою надежду на Него.

Священномученик Киприан Карфагенский говорит: «Если Господь наказывает того, кого любит, и наказывает с тем, чтобы исправить, то и братья, а тем более священники, обнаруживают не ненависть, а любовь к тем, кого таким же образом наказывают для исправления».

Здесь мы видим сразу две важные мысли. Первая это то, что наказание – не месть со стороны Бога, а исправление. Наказание посылается ещё живущему человеку для того, чтобы он мог прийти в себя, осознать, что не так делает, свернуть с ложного пути. Так что наказание – это указание на то, что в твоей жизни не так и что требуется исправить.

Вторая мысль святого – отнесение этих слов и к наказаниям со стороны священников. Речь идёт о епитимье. Вы знаете, что если человек совершает тяжкие грехи, то во время исповеди священник вправе наложить на него епитимью. Во времена священномученика Киприана накладывались довольно серьёзные наказания. В наше время епитимью накладывают редко, и очень мягкую. Накладывая епитимью священник рискует вызвать гнев человека, ведь никто не хочет быть наказанным. Но я не раз замечал, что тяжкие грехи, даже если они исповеданы, но не исцелены епитимьей, продолжают довлеть над грешником, он не чувствует освобождения от них. И напротив, усердное исполнение епитимьи привносит в его душу успокоение. Так что миряне, если получают епитимью, не должны возмущаться.

Приведу теперь толкование блаженного Иеронима Стридонского на эти стихи: «Отец вразумляет только того, кого любит; учитель наказывает только того ученика, в котором замечает более сильные способности; врач уже отчаивается, если перестает лечить».

Врач лечит и проводит болезненные для пациента процедуры не потому, что не любит его, а потому что для пациента еще есть возможность исцелиться. Отсюда и мы должны черпать утешение при виде наказания от Господа: значит, еще есть возможность для меня исправиться и спасти, еще не совсем я безнадежен в глазах Божиих. Многие христиане видели в скорбях руку любящего Отца, этому и нам стоит учиться.

Блаженный Иероним советует: «Размышляй так: как Лазарь получил злое в жизни своей, так и я с радостью потерплю страдания в жизни настоящей, чтобы приобрести славу в жизни будущей; ибо Господь не отмстит дважды (Наум 1:9) за одно и тоже».

Помимо того, о чем уже было сказано, скорби, которые у нас случаются, имеют смысл и непосредственно наказания. И за что мы уже понесли наказание в этой жизни, мы не будем наказаны после воскресения. Это тоже в наших интересах, и это еще один повод не унывать во время наказания, но благодарить Бога за него. Тому, кто в это верит, указанные истины приносят огромное утешение во время скорбей. Это было отмечено даже учёными, которые обнаружили, что верующие люди в целом переносят болезни легче и психологически более устойчивы, чем атеисты.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible