Скрыть
Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.

Святые отцы

Прочие

Климент Римский, сщмч. (†99)

Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои

Итак, будем повиноваться всесвятому и славному имени Его, избегая прореченных премудростью угроз непокорным, дабы обитать уверенно в пресвятом имени величия Его. Примите совет наш и не раскаетесь. Ибо жив Бог, и жив Господь Иисус Христос, и Дух Святой, вера и надежда избранных, так что выполнивший в смиренномудрии с непрестанной кротостью Богом данные заповеди и повеления, не раскаиваясь, - такой поставится и изберется в число спасающихся через Иисуса Христа, через которого Ему слава во веки веков. Аминь.

1-е послание к Коринфянам

Афанасий Великий, свт. (†373)

Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои

Где вообще еретики нашли в божественном Писании или от кого слышали, будто бы кроме этого Сына есть другое слово и другая премудрость, и поэтому изобретают подобные вымыслы? Истинно написанное: Слово Мое не подобно ли огню, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? (Иер 23:29). И в Притчах сказано: возвещу вам слова Мои (Притч 1:23). На это заповеди и повеления, какие изглаголал Бог святым через собственное Свое и единое истинное Слово. О сих словесах сказал псалмопевец: От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое (Пс 118:101). И Спаситель, давая разуметь, что эти слова не есть то же, что Он, и Им изглаголаны, сказал: Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин 6:63).

Эти слова не суть рождения или сыны. Не так много зиждительных словес, не так много образов единого Бога, не так много соделавшихся ради нас человеками, и не одно из этих многих слов есть то Слово, Которое стало плотию (Ин 1:14), и все чрез Него начало быть (Ин 1:3). Поэтому об этом едином Господе нашем Иисусе Христе и о единстве Его со Отцом написаны и служат доказательством те свидетельства, в которых и Отец объявляет, что один есть Сын, и святые и научились, и говорят, что единое есть Слово и Оно есть единородный Сын.

На ариан слово второе

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-32 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: «доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их

В противовес соблазнительным речами преступных людей (ст. 11-19), ищущих себе единомышленников, здесь выводится Премудрость также призывающая к себе учеников и побуждающая их к покаянию; но тогда как преступные речи злодеев ведутся под покровом глубокой тайны, вещания и облачения Премудрости раздаются во всеуслышание - «на улицах, на площадях, … в главных местах собраний» (20-21). Эта премудрость, судя по свойству Ее наставлений и вразумлений, как и по всему образу Ее выступления, не есть ограниченная сила человеческая, а всемощная сила Божия, которая одна может говорить с таким авторитетом, сила, в повиновении которой для людей заключено всякое благо и счастье, а в противлении - гибель. Совершенно произвольно и ошибочно мнение некоторых западных, усматривающих в изображении Премудрости в Притч I:20 сл., VIII:22 сл. влияние парсизма на библейскую письменность. В действительности понятие «Премудрости» выросло на чисто библейской, самобытной почве. В книге Иова (XV:7-8; XXVIII:12 сл.) Премудрость изображается весьма сходно с книгой Притчей. Самый образ выступления Премудрости (20-21 сл.) вполне напоминает проповедническую или учительную деятельность народных законоучителей (ср. 2Пар XVII:7-9), а также пророков и - позже - апостолов (Мф X:27; Лк XIV:21), всех посланников той же Премудрости (Лк XI:49). Далее, со ст. 22, излагается самое содержание проповеди Премудрости.

Первую половину ст. 22 LXX и слав. («елико убо время незлобивии держатся правды, не постыдятся») передают не в обличительном смысле, как в евр. Вульг. русск., а в положительном - в смысле похвалы «незлобивым». Но с контекстом речи ст. 22 более согласуется обличительный смысл (подобно как в Пс IV:3): обличаются люди трех категорий: 1) невежды (простаки, евр. петаим), 2) буйные осмеятели кощунники, презрители всего святого (евр. лецим) и 3) глупцы - люди чуждые ведения тупые и всегда готовые духовно пасть (евр. кесилим), словом, все, с намерением или по неведению противящиеся истине. И в ст. 23 Премудрость от полноты своего духовного богатства желает пролить духа мудрости (ср. XVIII:4) всем без различия, нуждающимся в ней; мудрость и благочестие, по взгляду Премудрого, как и по учению всей Библии, не есть достояние лишь избранных натур, но обильно изливаются во всякий ум, душу и сердце, раз они открыты для воздействия свыше (ср. Ин VII:37-39).

Георгий Максимов, свящ.

Притч. 1:23

«Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои» (Притч. 1:23).

Господь готов для каждого человека открыть путь истины, каждого учить тайнам духовной жизни, и тому, как идти по пути святости. При этом Бог не просто ждёт, но так или иначе воздействует на сердце каждого человека, чтобы привлечь его к пути истины и праведности. Таково действие призывающей благодати Божией. Но уже от человека зависит, откликнется он на это или нет.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible