Скрыть
если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины,

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 11-15 если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины… наполним домы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», — сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их

Приводимые в Притчах слова нечестивых: подстережем непорочного без вины… наберем всякого драгоценного имущества (Притч 1:11-13), - не до такой степени темны, чтобы их нельзя было без особого и старательного толкования применять к Христу и Его имуществу - Церкви. Нечто подобное и сам Господь Иисус влагает в евангельской притче в уста злых делателей: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его (Мф 21:38).

О граде Божьем

Георгий Максимов, свящ.

Далее идет достаточно большой фрагмент сразу на 9 стихов:

Притч. 1:10-19

«Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и целых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови и подстерегают их души. Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» (Притч. 1:10–19).

Как мы помним, притчи имеют два уровня понимания. Первый – это непосредственный, самый очевидный, и второй – более глубокий. Если говорить про первый уровень, то здесь мы видим предостережение от зла и злых людей. При этом говорится не о каком-то абстрактном зле, а о людях, которые вовлекают на путь зла. Потому что зло не имеет собственной сущности, оно есть искажение воли разумных существ, направленное против воли Божией. Зла не бывает без личности, которая совершает его. Так что здесь предостережение против зла подается через конкретные ситуации, когда человека вовлекают в грех. И те, кто вовлекают, предлагают ряд условий, которые делают этот путь притягательным в глазах многих.

Какие эти условия? Во-первых, они обещают, что путь наживы за счёт другого человека обогатит тебя. Не случайно здесь говорится именно о присвоении добычи убитого человека. Казалось бы, не так часто к людям подходят с предложением поучаствовать в убийстве человека для того, чтобы завладеть его имуществом, – почему же именно этот пример ставит в начало Соломон? Поскольку он хорошо показывает характер мышления тех, кто выбирает зло. В конце концов, каждый, кто делает выбор в пользу зла, ставит своё желание выше желания, здоровья, а иногда и жизни того, против кого он совершает грех. Невозможно совершить не только убийство, но и другие грехи, если сначала не убедить себя в том, что моё «я хочу» важнее, чем другой человек, который пострадает из-за этого «я хочу». И вот первое, что они ему обещает: «мы наполним наши дома добычею богатства», ты разбогатеешь быстро за счёт того, что мы украдём у другого.

Второе, что они обещают: безнаказанность, что путь греха безопасен.

Третье, что они предлагают – это принятие в их круг на равных: «жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас». То есть, ты будешь не каким-то мальчиком на побегушках, но равным с нами, вместе мы будем друг друга поддерживать, все делить станем по справедливости.

Это для многих является соблазном, поскольку человек, как правило, хочет быть частью чего-то большего, оказаться в компании людей, которые его примут и поддержат в случае чего. Быть одному, быть тем, кто идёт против других очень нелегко. Во некоторые банды и сейчас вход через совершение какого-либо преступления. Так что многие делают это исключительно ради того, чтобы войти в круг злодеев. Разумеется, в этом преступном кругу все не так, как представляется, – и обманывают там друг друга и предают весьма часто. Но вначале обещают именно то, что указано выше.

Теперь перейдем к более глубокому уровню понимания этих слов. По словам блаженного Августина эти речи грешников: «Сделаем засаду для убийства, подстережём непорочного без вины, наберём всякого драгоценного имущества», относятся «ко Христу и Его имуществу – Церкви. Нечто подобное и Сам Господь Иисус влагает в Евангельской притче в уста злых делателей, которые говорят: это наследник, пойдём убьём его и завладеем наследством его». То же понимание было и у Климента Александрийского, который писал, что это место пророчествует о страданиях Господа.

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Ст. 11-15 если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины… наполним домы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», — сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их

Устами Соломона Бог повелевает: Сын мой! Если будут склонять тебя грешники, не соглашайся. Если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя» (Притч 1:11-12). Это место пророчествует о страданиях Господа.

Педагог

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-19 Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и - целых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», - сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови и подстерегают их души. Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им

После общего обращения и увещания к ученику (ст. 8-9), Соломон предлагает ему частное увещание, конкретное предостережение от увлечений на зло со стороны «грешников» (ст. 10), евр. хаттаим, Vulg.: peccatores, LXX: ἄνδρες ἀσεβεὶς, слав. - мужие нечестивии - злодеи, для которых преступление сделалось обычаем (ср. Пс I:1, Притч XVI:29). Предостерегая ученика своего от гибельного влияния со стороны подобных злодеев, Соломон раскрывает подлинную суть и истинные мотивы их злодейских замыслов (11-14): посягая на собственность и жизнь ближнего, без всякой вины с его стороны, с величайшею наглостью и жестокостью злодеи пытались прельстить приглашаемого в сообщничество юношу мыслью о безнаказанности преступления (ст. 12) и о большой доле в предполагаемой добыче (13-14). Изобразив обольстительные и преступные намерения злодеев, Премудрый со ст. 15 (понижение периода) в положительной категорической форме предостерегает своего слушателя от следования по их «пути»; предостережение это и по содержанию и по форме речи напоминает начальные слова Псалтири: «блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста» (Пс I:1). Ст. 16, повторяемый пророком Исаиею (Ис LIX:7) и Ап. Павлом (Рим III:15), не имеется у LXX-ти: однако, считать этот стих в евр. Вульг. слав. русск., заимствованным у пророка Исаии, нет основания; скорее у пророка Исаии цитаты из более древних библейских книг не представляют чего-либо необычного; притом во многих кодд. LXX (23, 68, 157, 252, 254, 295, 296, 161, 248 и др. у Гольмеса, Комплют. Альд.) имеют в себе ст. 16. В ст. 17-19 слушатель ограждается от влияния обольстительных речей злодеев - указанием на ожидающее их наказание - конечную гибель, вопреки той безнаказанности на какую они рассчитывали.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible