Скрыть
Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.

Прочие

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-11 Неверные весы - мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему. Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость. Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их. Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти. Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего. Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим. Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает. Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый. Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются. При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество. Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается

Предостережение от применения неправильных весов и увещание к добросовестности в этом отношении (ст. 1, сн. XX:10), составляет повторение постановления закона (Втор XXV:13-16); нередкое повторение этого правила требовалось частыми случаями его нарушения особенно в торговле (Сир XXVI:27). Премудрый подкрепляет наставление свое мыслью о Всеведущем и Всеправедном Боге. О пагубности гордости (ст. 2) Премудрый говорит неоднократно (см. XVI:18; XVIII:13), равно как и о благе противоположной добродетели - смирения (сн. III:34), которое, по контексту данного места (ст. 2), есть вместе и мудрость и прославление. LXX делают здесь прибавку, - по-славянски: умираяй праведник остави раскаяние, удобна же бывает и посмеятельна нечестивых погибель, - выражающую ту мысль, что противоположное нравственное настроение праведного и нечестивого при жизни сопровождается или имеет следствием различный до противоположности характер самой смерти и посмертной памяти того и другого. Ст. 3 продолжает мысль ст. 2 о превосходстве прямодушия праведности пред коварством злобы - даже для одного внешнего благополучия человека. Ст. 4 усиливает мысль ст. 2 гл. Х-ой: не только богатство, собранное неправыми путями и средствами (X:2), но и вообще всякое богатство не принесет пользы нечестивому, спасение заключается лишь в правде, праведности, - спасение именно «в день гнева», т. е. Божественного гнева и суда Божия (ср. Иез VII:19; Соф I:18; Сир V:10). Ст. 5-6 совершенно параллельны как между собой, так и со ст. 3 (ср. также X:3; Прем V:15), выражая противоположность жизненного жребия праведного и нечестивого, соответствующую противоположной нравственной настроенности того и другого. Из особенностей духовного настроения праведного и нечестивого объясняется, по ст. 7-8, противоположная судьба того и другого, как при жизни, так и по смерти: праведник, выше всего ценящий благо общения с Богом, переходя в загробную жизнь, в этом самом убеждении своем имеет крепкую и благую надежду на милосердие Господа (ср. X:28); напротив, нечестивый, при жизни всею душой преданный земным благам и пренебрегавший благом общения с Богом, умирая, лишается благ земных, к которым страстно был привязан душой (Пс XLVIII:18), уразумевает, наконец, истинную цену благ духовных, и в этом позднем сознании - заключается для него источник новых мучений. Прижизненное спасение праведника от скорби, которая вместо него постигает нечестивого (ст. 8), - примеры часто бывали в библейской истории (по книге Есфирь, гибель, ожидавшая иудеев в Мардохее, в действительности постигла язычников и Амана гл. VII-IX; по кн. пророка Даниила, нечестивые клеветники этого пророка погибли вместо него, Дан VI:24), - составляло скорее благочестивое теократическое верование избранного народа Божия (ср. Ис XLIII:3), чем факт опыта, который (опыт) всегда даст гораздо более примеров противоположного свойства. На почве этого выражения могло создаваться убеждение, что общественное мнение всегда сорадуется счастью праведника и радуется гибели нечестивого (ст. 10-11, ср. Есф VIII:15; III:15), хотя действительность, конечно, предоставляет немало явлений и обратных тому. Во всяком случае, присутствие в городе людей праведных есть залог благополучия и общества (ср. Быт XVIII:24 сл.).

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XVI. Паримия в пятницу третьей седмицы Великого поста (Притч. 10:31–32, 11: 1–12). В сей паримии проводится сравнение, в разнообразных отношениях, праведных и нечестивых. Читается также в праздник Обрезания Господня и в дни памяти святителей и преподобных или в цельном виде, или с опущением некоторых стихов.

В благословении правых возвысится град, усты же нечестивых раскопается (разорится)

Счастлив город или общество, в котором преобладающее значение имеют люди праведные, – благочестивые и добродетельные. Чрез их благословение город возвысится, т.е. достигнет цветущего состояния в бытовой жизни. Под благословением разумеются здесь, судя по противоположности его во втором полустишии устам нечестивых, благие речи, свойственные людям праведным, именно исходящие из уст их благожелательные советы, увещания, вразумления, утешения, предостережения. Речи эти сами по себе могут быть простые, немногосложные, выражать истины общеизвестные; но они неотразимо действуют на душу, потому что, исходя из уст праведного, они подкрепляются силою его примера и дышат искренностию и любовию к людям. Плодотворное действие этих речей обнаруживается не только в нравственной жизни, но и в житейском быту. Господствующий в обществе под влиянием этих речей дух благочестия, миролюбия, справедливости, привлекает на общество благословение Божие, необходимое условие внешнего благосостояния. Но горе обществу, в котором преобладают нечестивые! Устами нечестивых разорится город, потому что эти уста изрыгают слова нечестия, развращения ближних, сеют раздор между гражданами, вооружают одних против других, распространяют ложь, обман и клеветы. Тяжело жить честным и благочестивым людям в городе, где уста нечестивых не встречают противодействия со стороны власти и частных лиц. Честные и благочестивые люди бегут из этого города, ища безопасности в других местах, – и город, покинутый честными гражданами, в лице их лишается главной опоры своего благосостояния и разоряется, а тем из них, которые остаются в городе, не до того, чтобы устроять свое благосостояние: все заботы их направлены к самосохранению, к сбережению себя от злонамеренных сограждан.

Толкование на паремии из книги Притчей

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible