Новий Заповіт: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Числа 16:37
скажи Елеазару, сыну Аарона, священнику, пусть он соберет кадильницы сожженных и огонь выбросит вон; ибо освятились
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 37-38 Соберите кадилники… от среды изгоревших… яко освятишася кадилницы грешных сих в душах их: и сотворите я дщицы кованы, обложение у олтаря
Если кадильницы прогневавших Бога освятишася… в душах их и употреблены на украшения алтаря; то кольми паче освящаются тела исповедников в душах их.
Максим Исповедник, прп. (†662)
восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые
Что означают двести пятьдесят мужей, которые восстали против Моисея, и, когда они принесли воскурение, вышел огонь от Господа и пожрал их, и велел Господь Елеазару собрать их кадильницы, сделать из них кованые листы и покрыть жертвенник?
Число пятьдесят всегда означает божественное как превышающее то, что подвластно времени. Число же двести означает чувственное и чувства по причине сочетания чисел четыре и пять. Так вот те, кто чувственное воспринимают чувственно и Божественных добродетелей домогаются посредством чувственного, — те восстают против Закона Божия и сожигаются в совести огнем обличений.
И тогда священное слово учения собирает их кадильницы — то есть ум, в котором, как они полагают, они приносят Богу свою ревность, но не по рассуждению (Рим. 10, 2) — посредством учения выковывает его, [так что он теряет] толщину и истончается, и приносит к жертвеннику, то есть к Божественному знанию.
Георгий Константинович Властов (†1899)
16:37 скажи Елеазару, сыну Аарона, священнику, пусть он соберет [медные] кадильницы сожженных и огонь выбросит вон; ибо освятились
16:38 кадильницы грешников сих смертью их, и пусть разобьют их в листы для покрытия жертвенника, ибо они принесли их пред лице Господа, и они сделались освященными; и будут они знамением для сынов Израилевых.
16:39 И взял Елеазар священник медные кадильницы, которые принесли сожженные, и разбили их в листы для покрытия жертвенника,
16:40 в память сынам Израилевым, чтобы никто посторонний, который не от семени Аарона, не приступал приносить курение пред лице Господне, и не было с ним, что с Кореем и сообщниками его, как говорил ему Господь чрез Моисея.
(Ст. 36–40). Приказание отдается Елеазару, а не Аарону, потому, что Первосвященнику ни в каком случае нельзя было касаться мертвых (Лев.21:11), священник же подвергался обыкновенному очищению. Кадильницы, принесенные, хотя незаконно, перед Господа, – освятились этим принесением, и не могли быть предназначенными даже в материале для обыкновенного употребления. Вследствие этого они в память события разбиваются в листы для покрытия жертвенника. О том, что израильтянам были знакомы не только холодная ковка, но и другие более сложные металлургические приемы, мы говорили в книге Исхода при разборе сказания об устройстве Скинии. Отныне, для Израильтян ясно, что только потомство Аарона может служить пред Господом, как священники и приносить курение. Мы можем заметить, что жертвы приносились лицами и не принадлежащими племени Аарона, как например Гедеоном из племени Манассии (Суд.6:24-26), и Давидом на Гумне Орна Иевуссеянина (2Цар.24:18-25). Но курение не дерзал принести пред Господа никто из лиц, не принадлежащих к потомству Аарона, кроме Озии царя Иудейского, который был поражен за то проказой (2Пар.26:18-20).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
скажи Елеазару, сыну Аарона, священнику, пусть он соберет кадильницы сожженных и огонь выбросит вон; ибо освятились
Приказание отдается не Аарону, потому что первосвященник ни в коем случае не должен оскверняться прикосновением к умершим (Лев XXI:11).
См. также Толкование на Чис. 16:36