Скрыть
Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом?

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 4-5 Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом. Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок

И народ предался опять бесчинию, к преступлению же привела неумеренность в наслаждениях чрева: израильтянам стало недостаточно в здравии и беспечально поддерживать жизнь подаваемой свыше пищей, пожелание плотей, приверженность к мясоястию делали то, что египетское рабство казалось для них предпочтительнейшим настоящих благ.

О жизни Моисея законодателя

Августин Аврелий, блж. (†430)

Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом

Разве мы не видим, что израильтяне во вред себе получили то, к чему стремились с предосудительным вожделением? Ведь они захотели есть мясо, когда им с неба, как дождь, посылалась манна. Ведь они с презрением относились к тому, что имели, и неразумно желали того, чего не имели. Они словно не желали лучшего - чтобы, смирив высокомерие, собирать пищу, которая была, но чтобы появилась та, которой не было по недостоинству желания. Ведь когда нам доставляет удовольствие зло, а не добро, мы должны скорее просить Бога, чтобы добро нам доставляло удовольствие, а не чтобы зло исчезло.

Трактат на Евангелие от Иоанна

Тихон Задонский, свт. (†1783)

Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом

Христиане! Ропщущие израильтяне знаменуют тех христиан, которые временные блага предпочитают вечным и небесным, так как мясо египетское и прочую пищу израильтяне небесной манне предпочитают, а потому и гнев Божий на себя воздвигают, и огонь не временный, а вечный, на них возгорится. «Говорю вам: никто из тех званых не вкусит Моей вечери». Страшно это слово, христиане, но истинно. Будет так с презирающими зов Божий. Убоимся же мы, христиане, и, послушав зовущего нас Господа, «о горнем будем помышлять, а не о земном» (Кол 3:2). Когда земной царь зовет, как сам знаешь, бесстыдно и страшно не идти на его вечерю. Тем более – не идти на вечерю, которую Бог, Царь Небесный, приготовил и непрестанно через рабов Своих зовет.

Сокровище духовное, от мира собираемое

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом

Кто в пустынножительстве ропщет на скудость в чем либо, и, пользуясь необходимым, требует излишняго, под благовидным именем утешения: тот еще не удалился от роскоши мира. Он подобен Израильтанам, которые в пустыне воздыхали о мясных котлах Египетских; и должен вспомнить, что были некоторые, которые спасшись из погибающаго Египта, погибли в спасительной пустыне, в гробах похотения.

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями

Георгий Константинович Властов (†1899)

11:4 Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом?
11:5 Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок;


(Ст. 4–5) Комментаторы указывают, что употребленное в стихе 4-м для обозначена пришельцев (т. е. не израильтян), слово Хасаф-суф есть слово очень редкое и встречается только в этом месте. Оно означает в сущности сброд, толпу беспорядочную, состоящую из разнородных элементов (так Еспин). Плачь, начавшийся посреди иноземцев и к которому присоединились легкомысленные и неблагодарные сыны Израиля есть повторение таких же сетований, которые возникали посреди Израильтян на Синайском полуострове в пустыне Синь, через полтора месяца только после чудесного избавления их от Египтян (Исх.16:2 и посл.). Как там, только что оставив плодоносную долину Елима, они войдя в пустыню начинают свои сетования, так и здесь, отойдя только что от горы Синайской, Израиль входя в страну относительно пустынную, хотя еще не в самую пустыню, начинает свой ропот, доказывая тем, что в народе этом не было ни сдержанности воли, ни даже благодарной памяти за все уже испытанные благодеяния. Поэтому, как увидим ниже, испорченное Египтом поколение вымирает именно в пустыне, и только сынам его даруется увидеть землю обетованную. И действительно Египет до такой степени материально привязал к себе это поколение земными богатствами своими, развив в рабах своих израильтянах чревоугодие, ставимое ими выше всех других своих интересов, что мы постоянно встречаем только эти воспоминания посреди Израиля. Египтологи замечают еще, что все воздыхания израильтян в пустыне рисуют необычайно верно пищу употребляемую в Египте, как в древние времена, так и в новейшие (Геродот II, 125; Генгстенберг, Вилькинсон). Рыба, которою изобилует Нил и в особенности рукава его, огурцы, дыни (многие читают арбузы), чеснок, лук и ныне обычная пища населения и указание на туже пищу встречается в надписях и папирусах Египта (например, документальное исчисление пищи для пленных, для войска, для города относящееся к временам Рамзеса II см. Melanges Egyptologiques и у ВилькинсонаManners and Customs ot Ancient Egyptians). Все эти предметы встречаются в скульптурных и в раскрашенных изображениях памятников Египта. Мы заметим только, что то слово, которое в нашем переводе передано лук (т.е. зеленый лук в отличие от репчатого), по-еврейски катсир означает обыкновенно траву: и название это может быть применено и к зеленым перьям лука; но Генгстенберг полагает, что под словом катсир надо разуметь род ароматической зелени, ( тархун или острогонкрессалат или, наконец, другие ароматические или горькие травы), которую очень любят и ценят все жители востока. Еспин же настаивает на том, что 70 переводчиков должны были лучше всех понимать значение еврейского выражения и поэтому держится греческого перевода, которой передает слово катсир словом праса, т. е. то что мы называешь порей.

Священная летопись. Том третий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible