Скрыть
И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 16-17 Собериседмьдесят старцеви да приведеши я ко скиниии уйму от Духа, Иже в тебе, и возложу на ня

Собери семьдесят старцев, чтобы помогали Тебе в делах народных; и уйму от Духа, Иже в тебе, и возложу на ня, чтобы не превозносились пред тобою, зная, что они причастники той силы, которая в тебе.

Толкования на священное Писание. Толкование на книгу Чисел

Георгий Константинович Властов (†1899)

11:16 И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою;
11:17 Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил.


(Ст. 16 –17). О. Герлах замечает, что мы здесь встречаем в среде Израиля впервые начало того пророческого духа, который Господь давал избранным, имевших важное значение в духовной жизни этого народа. Священники Израиля должны были блюсти за исполнением во всей чистоте закона и в догматической его части и в обрядовой; судьи были установлены Моисеем по совету Иофора (Исх.18:17-24 и посл.) – старейшины же пророчествующее Духом Божиим должны были быть нравственными помощниками Моисея и облегчать ему управление умами, проводя в среду народа правильное понимание его обязанностей, проповедуя ему и разъясняя ему дух закона и Господних повелений; – эти старцы носили на себе печать дара Господня и от Него получали свое призвание, как позже получали его пророки, которым поручено было передавать слова Господни народу. Предание говорит, что эти семьдесят старцев послужили впоследствии прототипом для создания синедриона, верховного судилища Иудейского. Быть может и школы пророческие, образовавшиеся при Самуиле (1Цар.10:5), были созданы и распространялись по образцу того пророческого сонма, который говорил народу смело нравственные истины и укорял его в нечестии.

Священная летопись. Том третий

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

I. Паримия на праздник Пятидесятницы (Числ. 11:16–17; 24–29).

В сей паримии повествуется об избрании семидесяти старейшин в помощники Моисею по управлению народом и об излиянии на них Святаго Духа. Повествуемое событие случилось чрез три дня после того, как Евреи двинулись от Синая, у которого пробыли около года, и стали продолжать путь в землю Ханаанскую. Пищею для них во все время странствования была манна, которая ежедневно, кроме субботы, чудесно нисходила к ним от Бога. Но эта однообразная и постная пища наконец наскучила им. Они с младенческим легкомыслием и слезами стали говорить: «Мы помним рыбу, которую в Египте ели даром, огурцы и дыни, и лук и чеснок. А ныне душа наша изнывает, ничего нет, только манна в глазах наших» (Числ. 11:5–6). Эти вопли малодушия и ропота раздавались у каждого шатра. Моисей слышал их и сильно огорчился. Скорбь свою он поведал Господу, говоря: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? Ибо они плачут предо мною и говорят дай нам есть мяса. Я не могу один (как нянька) нести всего народа потому что он тяжел для меня. Лучше умертви меня» (Числ. 11:11-15). В словах этой жалобы слышится нетерпеливость и раздражение. Но Господь не прогневался на Моисея и отвечал на его жалобу назначением ему помощников для облегчения бремени, которое казалось ему не по силам.

Рече Господь к Моисею: собери Ми седмьдесять мужей от старец Израилевых, ихже ты сам веси, яко тии суть старцы людей и книгочия их, и да приведеши я к скинии свидения, и да станут ту с тобою

Господь повелевает Моисею собрать к скинии свидения 70 человек из старцев Израильских. Старцы, или старейшины, так назывались не по возрасту, хотя избираемы были преимущественно, в древнейшие же времена исключительно из пожилых, а по власти. Старейшины были у Евреев еще в Египте, как видно из того, что Моисей, по возвращении в Египет из земли Мадиамской, должен был, по повелению Божию, первоначально старцам Израильским объявить волю Божию об изведении народа из Египта и с ними предстать пред фараона (Исх. 3:16; 18). Древний быт Евреев, как всех народов, имел родовое устройство. Потому имя старейшины принадлежало начальникам колен и родов. – Ихже ты сам веси, яко тии суть старцы людей и книгочия их. Моисею вменяется в обязанность набрать и привести к скинии 70 старейшин из числа тех, которые известны были ему не как только старейшины, но и как книгочия. Именем «книгочий» в рассматриваемое нами время, по всей вероятности, назывались те старейшины, которые вели записи рождений, браков и смерти подведомственных им сынов Израилевых. Количество старейшин, которых должен был собрать Моисей, напоминает тех 70 старейшин, которые по повелению Господа вместе с Аароном, Надавом и Авиудом возведены были на гору Синайскую на другой день по провозглашении с Синая 10 заповедей (Исх. 24:9). В обоих случаях были ли это одни и те же лица, или разные, трудно решить. Несомненно одно, на гору Синайскую приведены были 70 старейшин в качестве временных представителей народа, для приближения их к месту Богоявления. Но в рассматриваемом теперь случае 70 старейшин, как увидим, избираются для участия в делах управления народом, в качестве постоянных помощников Моисея.

Толкование на паремии из книги Чисел

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible