Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Иисуса Навина 7:1
Но сыны Израилевы сделали преступление из заклятого. Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина, взял из заклятого, и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля.
Святые отцы
- Григорий, Чудотворец, свт. (†270)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Максим Исповедник, прп. (†662)
- Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Прочие
Григорий, Чудотворец, свт. (†270)
Но сыны Израилевы сделали преступление и взяли из заклятого. Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина, взял из заклятого, и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля
Разве Ахан, сын Зары, не сделал преступления, [взяв] из заклятого, и не было гнева на все собрание Израиля? И хотя только он один согрешил, только ли он умер за грех свой?
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 16-17 город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу; только Раав блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у нее в доме; потому что она укрыла посланных, которых мы посылали; но вы берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого, и чтобы на стан сынов Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды
И посмотри, какая странная проповедь человеколюбия! Тот, кто говорит в законе: не прелюбодействуй, изменяя по человеколюбию слово [закона], восклицает через блаженного Иисуса: Раав блудница да будет жива. Этот Иисус, сын Навина, говорящий: блудница да будет жива, был прообразом Господа Иисуса, Который говорит: Мытари и блудницы вперед вас войдут в Царство Небесное (Мф 21:31). Но если ей надлежит жить, зачем она блудница? <…> Но она приобретает спасение не только этими словами, но и предшествовавшей им верой и любовью к Богу. И чтобы ты узнал преизобилие ее веры, послушай, как само Писание повествует и свидетельствует о ее добрых делах. Она жила в доме разврата, как драгоценный камень, валяющийся в грязи, как золото, затонувшее в тине, как цвет благочестия, заглушенный тернием; благочестивая душа была заключена в нечестивом месте. И вонми со тщанием моим словам: она приняла соглядатаев, и Кого предал Израиль в пустыне, Того Раав проповедала в доме разврата.
Но сыны Израилевы сделали преступление и взяли из заклятого. Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина, взял из заклятого, и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля
Что же, если кто-нибудь исследовал бы всех, приходящих [в храмы] во всей вселенной, какого преступления он не нашел бы? Разве он не увидел бы начальников, жадных до денег, покупаемые должности, завистливых [людей], клеветников, тщеславных, корыстолюбцев, раболепствующих деньгам? При столь великом нечестии можно ожидать всякого зла. И чтобы вы узнали, какому наказанию подвергаются преданные этим грехам, припомните древние события. Один воин украл храмовые деньги, и стали погибать все… <…> Поэтому будем внимательны к себе. Разве вы не видите браней? Не слышите о бедствиях? Разве не научаетесь этим? Народы и целые города были потоплены и погибли, множество тысяч попали в рабство к варварам. Если геенна не вразумляет нас, вразумимся хоть этим. Разве это угрозы, а не произошедшие события? Они понесли великое наказание, но мы понесем еще большее, если не вразумимся их бедами.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Но сыны Израилевы сделали преступление и взяли из заклятого. Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина, взял из заклятого, и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля
Похитивший предполагал, что укроется как от людей, так и от Бога. Посему угодно было Богу, и его обличить, и внушить страх всем, чтобы хранящие Божии законы обличали нарушивших оные; потому что иначе и сами могут подвергнуться одному с ними наказанию. Слово: риза (ψιλὴ - Нав.7:21) Акила перевел риза длинная (στολὴ), а Иосиф – риза верхняя (ἀλανὶς), а слово: сосуды (γλοσσα) – кусок золота. Отсюда видно, что называемая Пророками поляна Ахорова (Ос.2:15) есть та самая, на которой Ахар побит камнями. Ибо Емек Ахор (Нав.7:24) переводится дебрь Ахорова.
Максим Исповедник, прп. (†662)
Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город
Умозрение об Иерихоне и о семи обхождениях, и о ковчеге, и о трубах, и о проклятии.
Так опять же, семью обхождениями и столькими же трубами с таинственным восклицанием обрушив считавшийся трудно-одолимым или даже вовсе неодолимым город Иерихон, [Иисус Навин] таинственно явил То же Самое Слово Божие победителем мiра и скончателем века посредством ума и рассудка, то есть, ведения и добродетели. Чего образом служили ковчег и трубы, показывая последующим Ему, что чувственный век легко преодолим и низвергаем, и что ничего нет из числа относящегося к нему, что было бы необходимо испробовать рачителям божественных благ, ибо все это сопряжено со смертью и тлением и бывает причиной Божия негодования. И являет это Ахар сын Хармии, [символизирующий собою] беспокойный и привязанный к вещественному помысел усвоить себе нечто из чувственного, приобретший по Божию суду наиплачевную оную смерть, которую соделывает Слово, потопляя во глубине лукавой совести достойного такого наказания.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Встань, освяти народ и скажи: освятитесь к утру, ибо так говорит Господь Бог Израилев: «заклятое среди тебя, Израиль; посему ты не можешь устоять пред врагами твоим, доколе не отдалишь от себя заклятого»
Внимательные наблюдатели могут видеть в событиях, как поразительно иногда изреченную в законе Божием угрозу клятвопреступникам Провидение Божие приводит в исполнение. Вспомним одно древнее событие. Иисус Навин, при взятии первого по вступлении в обетованную землю города Иерихона, все драгоценности его назначил в приношение Богу, а все прочее на истребление мечом и огнем и клятвою обязал весь народ верно исполнить сие определение. Но один из народа, Ахар, не исполнил сего заклятия, усвоив себе тайно неприятельскую одежду, деньги и золотой сосуд. Что же произошло? Победоносный дотоле Израиль пред малым городом Гаем потерпел поражение. Отчего это? Сие изъяснил Сам Бог: «клятва есть в вас», то есть нарушение клятвы, «не можете стати пред враги вашими, дóндеже измете от себе самих клятву». И вслед за тем, по повелению Божию, посредством жребия открыт таившийся клятвопреступник и побит камнями, и чрез сие дело правосудия над клятвопреступником возвращены Израилю Божие благоволение и победоносная сила. Какой страшный пример! Одно клятвопреступное дело, один клятвопреступник тяжко вредит целому народу, и только особенная помощь Божия прекращает вред. Суд Божий не коснит обличить и поразить клятвопреступника, против которого не было ни свидетельства, ни доказательства и которого, вероятно, никогда не нашел бы обыкновенный суд человеческий.
Христианское учение о царской власти. Глава двенадцатая. Верноподданническая присяга
Аврелий Пруденций (†413)
Но сыны Израилевы сделали преступление и взяли из заклятого. Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина, взял из заклятого, и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля
Видел среди собственных
руин Иерихон,
что подвластно нашей руке -
когда пал победитель Ахан.
Прославившись в бойне,
гордясь низвержением стен,
он жертвою вражьего золота стал,
из пыли подняв украшенье заклятья,
похитив с развалин добычу печали.
Не спасло его ни колено, ни родство
от Иуды, зачинателя рода Христа,
ни его праотец, славным
отпрыском благословленный.
Кто ему уподобится,
пусть подобный имеет исход:
наказанье одно, ведь один и поступок.
Духовное сражение
Сальвиан Марсельский (†480)
Но сыны Израилевы сделали преступление и взяли из заклятого. Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина, взял из заклятого, и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля
Ты говоришь, это был проступок немногих людей и что проступок, в котором не участвовали все, не может причинить вред всем. Да, я уже часто повторял, что среди народа Божьего преступление одного человека становилось пагубой для многих: так кража Ахана погубила людей, так ревность Саула стала причиной чумы, так же смерть пришла от переписи людей святым Давидом . Церковь Божья - словно око: как соринка, пусть и малая, попадая в глаз, лишает зрения, так и в теле Церкви - если и немногие творят бесчестное, они всё же омрачают свет её сияния.
О правлении Бога
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Но сыны Израилевы сделали [великое] преступление и взяли из заклятого. Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина, взял из заклятого, и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля
Высокое чувство, которое выразилось в посвящении Господу Иерихона, не было столь всеобщим у израильского народа, чтобы не явилось ни одного исключения. Такое исключение оказалось в лице Ахана, который «взял из заклятого», т. е. совершил святотатство. Это тяжкое преступление вменено было сынам израилевым, как составлявшим один «народ Господень» (Чис XI:29), одно общество (Лев X:6; Чис I:53), которое подлежало поэтому ответственности за проступки своих членов, почему должно было истреблять зло из среды себя (Втор XIII:5–17; XVII:7 и др.), если хотело избегнуть наказания от Бога. Поэтому библейский повествователь, намереваясь говорить о преступлении Ахана, начинает словами: «И сделали сыны израилевы преступление…», имея в виду указать не на участие народа в совершении преступления, а на виновность его пред Богом за грех одного из его членов. Слова «[великое]» «и взяли» внесены из греко-славянского перевода; первое не читается, впрочем, в Александрийском и других списках. «Ахан»: так назван этот потомок Иуды по еврейскому тексту в данном месте и в XXII:20; а в 1Пар II:7 — «Ахар». Эта неодинаковость начертания имени отразилась и в греческих списках, из которых в Ватиканском читается в данном месте кн. Иисуса Навина имя «Ахар», в Александрийском и других списках «Ахан». Первоначальным нужно признать это последнее, как указываемое одинаково в двух местах еврейским текстом; буква «р» явилась, вероятно, впоследствии под влиянием названия долины Ахор, в которой он побит был камнями. По родословию Ахан принадлежал к пятому поколению потомков Зары, сына Иуды (1Пар II:7), но ввиду большого протяжения времени, отдаляющего патриарха Иуду от Ахана, можно думать, что это родословие неполное.