Скрыть
Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 18–19 Уснули пастыри твои, царь ассирийский; будут погребены князья твои; народ твой рассеялся по горам (вульг. укрылся в горах), и некому собрать его; не сокрыто сокрушение твое; пагубна язва твоя. Все, услышавшие слух о тебе, всплеснули руками из-за тебя; ибо на кого не переходила беспрестанно злоба твоя

Неудивительно, царь ассирийский, господствовавший в Ниневии, что уснули пастыри твои и что погребаются или блуждают князья твои, то есть цари и вожди всех тех племен, которые прежде были подвластны тебе, потому что народ твой среди твоего города был подобен женщинам, ворота его были открыты для врагов и все население, сидевшее на стене, подобно саранче, улетающей при солнечной теплоте, оставило, при нашествии Навуходоносора, укрепления и бежало от врагов, так что не найдешь того места, на котором оно было. Так как ты, Ассур, прогневал Бога, опустошив народ Его и поднявшись с своим гнездом до неба (Авд. 1, 4; Аввак. 2, 9), вследствие чего ты называешься высокомерным; то разрушен город твой и, по истреблении всех князей, которые могли противустать врагам, остальной твой народ, слабый и презренный, рассеялся по горам, и нельзя найти ни одного вождя, который собрал бы его и составил бы из него новое войско. Не сокрыта рана твоя и не такова твоя язва, которая могла бы быть излечена врачом. Все те, которые услышат, что Ниневия, могущественнейший город, разрушена, и что ассирийский царь, господствовавший некогда над городом (или над миром), побежден, ранен, лежит полуживой и утопает в собственной крови, или изумлятся при столь важном событии и неожиданном известии и всплеснут руками своими, или, может быть, вследствие великой радости и ликования будут рукоплескать о тебе и громко и шумно выражать радость свою. Ибо никто не может печалиться о тебе и плакать о поражении и ране твоей, потому что нет никого, на кого беспрестанно не переходила бы злоба твоя. И прекрасно сказано: «не переходила бы», потому что злоба царя ассирийского к врагам его не может продолжаться вечно. Доселе я следовал способу исторического толкования. Но прежде, чем перейдти к изъяснению перевода LХХ (потому что он имеет совсем другой смысл), мы должны также подняться несколько выше буквы еврейского текста и показать, что в последнем пророчесте Наума заключается ἀποστρσφη (обращение) к диаволу, как высокомерному царю ассирийскому, который некогда хвалился, говоря: крепостию… сотворю, и премудростию разума… отъиму пределы языков, и силу их пленю, и сотрясу грады населеныя (Ис. 10, 13–14). Но ему говорится: како спаде с небесе денница, восходяща заутра, сокрушися…, посылаяй огни свои ко всем языком (Ис. 14, 12)? Разрушена Ниневия, твой красивый и могущественный город, в котором ты столько присвоял себе власти, что даже Сыну Божию осмелился сказать: все это предано мне; если падши поклонишься мне, дам это Тебе (Матф. 4, 9; Лук. 4, 6–7). Уснули пастыри и подвластные тебе цари, которые не пасли людей для спасения их, но кормили их для заклания тебе, чтобы ты мог пожирать более тучные жертвы. Весь твой народ и та масса народов, которая некогда служила тебе, оставили тебя и твой город, бежали в горы и укрылись в пристанищах апостолов и учителей Христовых, и между тем нет ни одного из твоих вождей, который мог бы снова призвать к себе эту толпу, бывшую некогда твоею. Язва твоя и рана твоя известны всему миру; все те, которые некогда были обольщены чрез твои козни, ликуют о твоем падении; потому что или совсем нет, или очень мало есть таких, которых ты не обольщал бы и на которых не переходила бы злоба твоя. Следует также заметить, что в ком остается злоба диавола, тот не может ликовать о его падении и ране, потому что он принадлежит к числу пастырей и к народу царя ассирийского; но в ком она уже прошла, тот ликует о падении его и как бы рукоплещет добрыми и правыми делами. Хотя в еврейском тексте доселе идет речь о разрушении мира, но в конце предрекается также поражение и падение самого диавола, который был князем мира, потому что мир… во зле лежит (1Иоан. 5, 19). В переводе же LХХ еще продолжается речь к συμμιχτὁν, то есть к смеснику (mixticium) мира, о том, что пастыри его уснули и что царь ассирийский усыпил их, чтобы они спали. Таким образом в переводе LХХ описываются действия ассириянина относительно других, а не то, что он сам испытывает, и умалчивается о поражении, ране и язве диавола. Итак, горе тем, которые служат учителями превратных учений в Ниневии! Согласно с этим относительно их говорится: уснули пастыри твои ибо они давали сон очам своим и веждам своим дремание, и поэтому не нашли места Господу и селения Богу Иакова и не слышали об Ефрафе, то есть о плодоносной церкви, и не нашли ее в дубравах (Псал. 131, 4–6). И не только спали пастыри этого смесника и саранчи, сидящей во время холода на оградах, но и были усыплены царем ассирийским. Ибо царь ассирийский знает, что он не может обольщать овец, если предварительно не усыпит пастырей. Диавол всегда старается о том, чтобы усыплять бодрствующие души. Поэтому при страдании Господнем он наводит глубокий сон на апостолов, которых пробуждает Спаситель, говоря им: бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мк. 14, 38), и: яже вам глаголю, всем глаголю: бдите (Мк. 13, 37). Так как он не перестает беспрестанно усыплять бодрствующих, то слово Божие пробуждает всех тех, коих он обольстил и как бы посредством приятного, но пагубного пения сирен заманил ко сну, и говорит: востани спяй и поднимись, и осветит тя Христос (Ефес. 5, 14). Таким образом, когда придет Христос и будет господствовать слово Божие и учение Церкви, и когда погибнет Ниневия, бывшая некогда весьма красивою блудницею, тогда быстро поднимается народ, который прежде был усыплен учителями, и пойдет к горам Писаний, и найдет там горы – Моисея и Иисуса, сына Навина, горы – пророков, горы Нового завета – апостолов и евангелистов, и когда он убежит к этим горам и займется чтением этого рода гор, то, если не найдет такого, кто учил бы его, – ибо жатва… многа делателей же мало (Матф. 9, 37), – в таком случае будет одобрено то рвение его, с которым он бежал к горам, и изобличено нерадение учителей, ибо добавлено: «и некому было принять его». Далее следует: «нет врачевства для сокрушения твоего; опухла язва твоя». Смесник Ниневии не может исцелиться, потому что он не оставляет высокомерия, и рана постоянно остается свежею вследствие ударов, ежедневно наносимых диаволом. После всего этого не может быть врачевства для сокрушения его, и хотя он считает себя здоровым, однако душа его разбита и сокрушена ударами молота всей земли и не исцеляется, потому что всегда остается высокомерною. Но если она смирится и покорится Христу, то сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, и: жертва Богу дух сокрушен old:ps:050:19|(Псал. 50, 19). Наконец говорится: все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе. Ибо на кого не устремлялась беспрестанно злоба твоя? Когда ты, смесник (ῶ´ σύμμιχτε), подвергнешься наказаниям, то все те, которые услышат весть, будут общим стуком, и звуками Голоса и, так сказать, гармониею дел выражать радость и ликование о тебе; потому что или совсем никого нет, или очень мало есть таких, на которых не устремлялась или не нападала беспрестанно злоба твоя. Ибо если город Ниневия имеет смесников (συμμίχτους) пастырями и стражами (fortes) и если всякое лжеучение и все ложные гипотезы знания происходят от смесника (а symmicto); то следует опасаться, что нет никого, на кого не переходила бы злоба смесника (συμμιχτου). При этом заметь, что ее сказано; «в кого не проникла злоба твоя, смесник» (σύμμιλτε), но; «но на кого не нападала». Ибо часто стрелы ложных учений сыпятся на нас и стремятся проникнуть как бы в тайник души; но когда мы запираем ворота, то хотя смесник нападает на нас, устремляясь со всею своею силою, и делает это беспрестанно, однано, нападая, он, при помощи Христа Господа и при охранении сердца нашего со всею осторожностию (Притч. 4), не может проникнуть.

Книга толкований на пророка Наума

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя

Можно перенести самые тяжелые бедствия, если они приходят постепенно и не простираются далее надлежащего; у подвергшихся страданиям остается утешительная надежда, что они еще смогут оправиться (как бы от болезни и получить возможность жить в добром здоровье) и что они опять достигнут благополучия, после того как обстоятельства их жизни переменятся к лучшему. Но если события приводят к самому жалкому положению, тогда бедствие становится совершенно неизбежным или лучше совершенно непоправимым. Так как Ниневия это именно и испытала, то и говорит, что она сокрушена и погибла, потому что вместе с тем погибла надежда на возможность уврачевания ее и потому, что язва пришла как бы в состояние сильного воспаления и требует самого тяжелого рассечения.

Не противореча истине можно сказать, что в таком же состоянии находятся и Иерусалим, убивший Господа. Он часто подвергался ударам, когда враги нападали на него, но вслед после того употребляемы были и врачевства, потому что Бог питал сострадание к нему и смягчал нанесенный ему удар. Когда же они нагло поступили против Владыки всяческих, то он был сокрушен и пал, и не было «цельбы», по слову Пророка, и устремление постигших их несчастий осталось несмягченным. Посему блаженные пророки и говорили, уподобляя Иерусалим Вавилону: «врачевахом Вавилона, и не исцеле: оставим его и отидем кийждо в путь свой, взыде бо к небеси суд его, и воздвижеся даже до звезд» (Иер.51:9). Преступление же его до неба и грех его до высоты состоит в том, что они, как я сказал, нагло поступили не просто с кем-либо из святых, но с Владыкою святых. Что справедлив был приговор божественный, осудивший на разрушение государство Вавилонское, об этом ясно засвидетельствует то обстоятельство, что совершенно никто не выразит сомнения о нем; напротив, все будут рукоплескать и радоваться этому, и смеяться над падшим ради того, что оно подвергло других невыносимым бедствиям и притеснениям, и заставило испытать многое такое, что в особенности причиняет скорбь; ибо оно для всех было тяжело и нестерпимо и давало чувствовать жестокость свою и находящимся вдали от него.

Сказал бы я, что и изобретатель греха, то есть сатана, повсюду распростирающий сети злобы своей, увлекший в заблуждение поднебесную и опутавший ее сетями погибели, теперь пораженный Христом и лишенный владычества над нами, по справедливости мог бы выслушать (слова Пророка): «вси слышащии весть твою восплещут руками о тебе: понеже на кого не найде злоба твоя всегда»?

Толкование на книгу пророка Наума

Феодорит Кирский, блж. (†457)

3:18-19. Спят па́стыри твои́, царь Ассири́йский, поко́ятся вельмо́жи твои́; наро́д твой рассе́ялся по гора́м, и не́кому собра́ть его́.
Нет врачевства́ для ра́ны твое́й, боле́зненна я́зва твоя́. Все, услы́шавшие весть о тебе́, бу́дут рукоплеска́ть о тебе́, и́бо на кого́ не простира́лась беспреста́нно зло́ба твоя́?


И из сего явно, что Божественное Писание и царя Вавилонского называет Ассирийским. Так именуют его и писатели внешние. Пророк сказал, что цари Ниневии воздремали и уснули, а сном именует смерть. Так говорит и Блаженный Давид: «от запрещения Твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшии на кони» (Псал.75,7). Но сказал также Пророк, что цари сии усыплены царем Ассирийским: «царь Ассири́йский, поко́ятся вельмо́жи твои́». По умерщвлении же царей «наро́д твой рассе́ялся по гора́м», предаваясь бегству, «и не́кому собра́ть его́», то есть, человека, который был бы в силах сопротивляться. Потом в означение неисцельности бедствий Пророк говорит:
«нет врачевства́ для ра́ны твое́й». И как слова: «ра́на» и «врачевство» употребил в смысле переносном, в таком же смысле присовокупил: «боле́зненна я́зва твоя́». Неисцельным вы преданы бедствиям.

Толкование на Пророка Наума

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-19 Спят пастыри твои, царь Ассирийский, покоятся вельможи твои; народ твой рассеялся по горам, и некому собрать его. Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя

Оканчивая вещания своего пророческого «бремени» на Ниневию, пророк еще раз возвращается к мысли о неизбежном, по суду Божию, роковом конце Ниневии. Обращаясь в лице царя ассирийского ко всему гордому Ассуру, пророк возвещает ему грядущий мертвенный покой на его территории, именно: беспробудный вечный сон смерти ожидает всех представителей, вождей и начальников ассирийского народа, имеющих пасть от вражья меча в самой первой схватке с неприятелем; воины, оставшись без вождей, побегут, а вслед за войском побегут и рассеются по горам, как овцы без пастыря, и все жители Ассирии (ср. 3 Цар ХХII:17; Зах ХIII:7; Иез ХXXIV:6). С тем вместе совершенно прекратится и политическое бытие могущественной всемирной ассирийской державы. И это падение Ниневии вместе с гибелью всего государства, несмотря на весь свой трагизм, вызовет у окружающих народов не скорбь, сострадание и сожаление, а изумленную радость и чувство глубокого удовлетворения по поводу погибели жестокой властительницы мира - Ниневии, не принесшей им ничего, кроме великого зла и вреда. «Припоминая бедствия, какие терпели от тебя, обрадуются, что и ты терпишь тоже, и будут рукоплескать» (блаж. Феодорит, с. 20).

Грозное пророчество Наума о судьбе Ниневии со всею точностью исполнилось в разрушении Ниневии, а с нею всей Ассирии, соединенными силами мидян и вавилонян. Краткое, но точное свидетельство об этом важном мировом событии читается в книге Товита (XIV:15); свидетельство это подтверждается сличением аналогичных свидетельств классических писателей - Геродота, Абидена, Александра Полигистора, Ктезия, особенно же - данными открытой в 1894 году надписи Набонида, где указана и хронологическая дата разрушения Ниневии и гибели Ассирии - 607:-й или 606-й год до Р. X, - дата, которую в настоящее время можно признать общепринятою в науке, (Ср. у Симашкевича, с. 324-341; у проф. Н. М. Дроздова, О происхождении книги Товита Киев. 1901, с. 515-527; ср. Толков. Библия, т. III, с. 691-692).

Стих: Предыдущий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible