Скрыть
И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже

Спаситель опять подтверждает слова Свои общими доказательствами. Смысл слов Его таков: ученики еще не утвердились, и требуют большего снисхождения; они еще не обновились духом; а при таком их состоянии не должно налагать на них тяжких заповедей.

Говоря это, Он дал ученикам Своим закон и правило, чтоб и они, когда будут принимать в число учеников своих всех живущих во вселенной, обращались с ними с великою кротостью.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 16-17 Никто не накладывает заплаты из грубой ткани на старую одежду [или: к старой одежде] Ибо оторвет ее от одежды в целости, и разрыв будет еще худшим. И не вливают нового вина в мехи старые; иначе разорвутся старые мехи, и прольется вино, и мехи пропадут; но вино новое наливают в мехи новые, тогда будет в целости и то и другое

То, что Он говорит, значит следующее. Пока кто-либо не возрожден и, отложив ветхого человека, через Мои страдания (не) будет облекаться в нового (человека), до того времени он не может выносить более строгих предписаний поста и воздержания, чтобы через излишнее воздержание не утратить (той) веры, которую он, как кажется, еще имеет. А представил Он два примера: с одной стороны, ветхие и новые мехи, а с другой стороны - одежду. Кусок новой ткани и новое вино должны быть понимаемы в смысле заповедей Евангелия, которых не могут выносить иудеи, чтобы разрыв не сделался еще большим. Этого именно и хотели Галаты, т. е. хотели смешивать с Евангелием заповеди закона и вливать новое вино в мехи ветхие; но апостол говорит им: О, несмысленные [или: неразумные] Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине (Гал. 3:1). Итак, слово Евангелия гораздо более должно быть влито в апостолов, чем в книжников и фарисеев, которые не могли сохранить чистоты заповедей Христовых. В самом деле, одно дело чистота девственной души, не запятнанной никакой заразой первоначального порока, и иное дело нечистота той души, которая подпала действию похоти во многих [грехах].

Толкование на Евангелие от Матфея

Петр Хрисолог, свт. (†450)

И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже

Господь говорит, что убранство древнего закона износилось от иудейских поучений, истлело от [их] чувств, изорвалось от борьбы группировок, обветшало от бесчестных поступков. Заплатой из небеленой ткани Он называет покров Евангелия. Но обрати внимание на заплату, это не часть разрыва, но начало ткани. Тогда ткань царского облачения ткалась из «шерсти Христа», из шерсти, которую давал агнец, Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира (Ин. 1:29). Царское облачение ткалось, и кровь страданий окрасила его пурпурным блеском.

Собрание проповедей

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 16-17 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие, а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают. Но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое

Ученики, говорит, еще не сделались крепкими, но нуждаются в снисхождении, и не должно возлагать на них тяжесть заповедей. Но Он сказал это, научая и учеников, чтобы и они, когда будут учить вселенную, были снисходительны. Итак, пост - это новая заплата и новое вино, а старые одежды и меха - слабость учеников.

Толкование на Евангелие от Матфея

Евфимий Зигабен (†1118)

Никтоже бо приставляет приставления плата небелена ризе ветсе: возмет бо кончину свою от ризы, и горша дира будет

Никтоже бо приставляет приставления плата небелена ризе ветсе

Желая показать, что Он не налагает на учеников, как еще слабых, бремени поста, показывает это притчей, говоря: никто, желая починить старую разорванную одежду, не пришивает на старой части куска небеленой, т.е. новой материи. Далее присоединяет и причину.

возмет бо кончину свою от ризы, и горша дира будет

Кончина (πληρωμα), т.е. целость небеленого куска, как крепкая и жесткая, возьмет и оторвет от старой одежды, сколько захватит; и дыра будет больше. Поэтому и Я, желая исцелить слабость учеников, не возлагаю теперь на нее суровости и тяжести поста, чтобы она еще более не ослабела, не будучи в силах нести возложенное; но снисхожу к немощи их, пока они не возобновятся Духом Божиим.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже

(Мк. 2:21; Лк. 5:36). Выражения здесь у всех трех евангелистов отличаются крайнею темнотою и это всегда доставляло огромные затруднения экзегетам. Яснее мысль этого стиха выражена у Луки (5:36): никто не пришивает заплаты от новой одежды к старой одежде, если же делает иначе, то новая (одежда) разрывается и к старой одежде не подходит заплата от новой одежды. Так по буквальному и возможно точному переводу.

Теперь какую же связь имеют эти слова с предыдущим? Речь была о постах. Отсутствие поста, пока с дружками жених, в новой религии было одною из ее характеристик. Характеристикой старой религии было существование в ней постов. Если теперь отнять новую характеристику и приложить к старой, то в новой образуется пробел, который будет, однако, бесполезен для старой одежды, потому что ее нельзя исправить этой заплатой. Если дыра есть в старой одежде, то это — не важно. Она обречена на разрушение. Но в новой одежде образуется дыра, которую неприятно иметь и видеть.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 15-16 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже

На вопрос учеников Иоанновых о посте Иисус Христос ответил тремя уподоблениями: 1) Егда могут сынове брачнии плакати, елико время с ними есть жених (могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?). Но приидут дни, егда (когда) отымется от них жених, и тогда постятся. Сыны чертога брачного (Тов. 6, 16), т. е. искренние друзья жениха, которым доверена от него забота об устройстве брачного чертога и пира, и первые гости на пиру. Уместна ли для таких людей печаль и своевременен ли для них пост, как выражение печали? В отношении к Иисусу Христу и Его апостолам, эти слова значат следующее: «пока Я нахожусь с Моими учениками, им не время печалиться и выражать свою печаль постом». Можно думать, что в это время Иоанн был заключен Иродом в темницу (гл. 4 ст. 12), а потому ученики его имели в этом повод усилить обыкновенный свой пост. «Вот Иоанн, ваш друг и учитель» в темнице, это для вас время скорби и поста (Феоф. и Злат.). Будет такое время и у Моих учеников: отнимется у них жених, как бы так говорит Иисус Христос. Отнимется жених – это указание Господа на время после Своей смерти. Тогда будут поститься, т. е. после смерти Христовой будут учреждены и у христиан посты; тогда будут и они выражать свою скорбь постами. 2) Никто же бо приставляет приставления плата небелена ризе ветсе (никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани): возьмет бо кончину свою от ризы, и горша дира будет (ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже). Новая суровая заплата здесь означает пост, а старая одежда – еще слабость или несовершенство учеников. Таким образом, в этих словах Христовых выражается та мысль, что так как ученики Христовы еще не утвердились и не обновились Духом Святым, то и требуют еще большего снисхождения, и нельзя обременять их строгостью. Та же мысль выражается и в дальнейших ответных словах (3-е уподобление) Иисуса Христа ученикам Иоанновым.

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже

Слова Господа о том, что ученики будут поститься, когда Он не будет видимо пребывать с ними, сбылись в точности: по вознесении Его мы видим их пребывающими в посте и молитве. А чтобы показать, как слабы были ученики Его в то время, Он присовокупляет: и никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, из сурового полотна, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Мои ученики еще не обновились духом, поэтому не должно налагать на них тяжких заповедей; они требуют еще снисхождения и легкого бремени. Говоря это, Он давал урок и ученикам, дабы и они, когда будут учить вселенную, снисходили, и с первого раза не налагали тяжких заповедей.

Троицкие листки. №801-1050

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

«Никто к ветхой одежде» и пр.: если одежда довольно поносилась и явилась на ней дыра, то благоразумнее к разорвавшемуся месту пришить заплату из поношенного же, а не нового, твердого; иначе новое отдерет и дыра будет больше. – Новая суровая заплата означает здесь пост, а старая одежда – слабость или несовершенство учеников. Смысл этой приточной речи таков: «ученики еще не утвердились, но требуют еще большего снисхождения; они еще не обновились духом; при их состоянии не должно налагать на них тяжких заповедей» (Злат.).

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible