Скрыть
И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.

Святые отцы

Прочие

Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)

И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему

И в самый час страдания и креста, прежде чем дело дошло до пролития крови и жестокого убийства, как покорно Иисус выслушивал злые поношения, как смиренно терпел унижения и насмешки! Он принимал плевки глумящихся людей (ср. Мф. 26:67, 27:30, Мк. 10:34, 14:65) - Он, Кто совсем недавно Своей слюной вернул зрение слепому (ср. Мк. 8:23, Ин. 9:6).

О благе терпения

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 16-21 А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его

Военное сословие, всегда утешающееся бесчинствами и обидами, и теперь выказало обыкновенное свойство свое. Ибо если иудеи, слышавшие от Христа столько поучений и получавшие от Него так часто и так много благодеяний, нанесли Ему столько поруганий, то что нам сказать о язычниках? Итак, они сзывают на Него целый отряд, облекают Его для посмеяния в порфиру как царя и начинают бить Его; берут венец терновый вместо диадемы, вместо скипетра - трость. Сии слуги диавола заставили, как сказано, некоего нести крест Его; между тем, другой евангелист говорит, что Иисус шел, неся крест на Себе (Ин. 19: 17). Но было и то, и другое: сначала несколько времени Он Сам нес крестное дерево, а когда нашли другого, способного нести, тогда заставили сего последнего, и крест несен был им. А для чего сказано и то, каких сынов был отцом этот человек? Для большего удостоверения, потому что человек тот, вероятно, был еще жив и мог пересказать все касательно креста. Но облечемся и мы в порфиру, царскую одежду. Я хочу сказать то, что мы должны шествовать как цари, наступая на змею и на скорпиона и побеждая грех. Мы именуемся христианами, то есть помазанными, подобно как некогда назывались христами цари. Поэтому да будет жизнь наша не рабская и низкая, но царская и свободная. Будем носить терновый венец, то есть потщимся увенчаться жизнью строгой, воздержной, чуждой плотских удовольствий, а не роскошной, изнеженной и преданной чувственным наслаждениям. Соделаемся и «Симоном», что значит послушание, и возьмем крест Иисусов, умертвив уды наши, сущие на земле (Кол. 3,:5).

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 17-20 И (воины) одели Его (Христа) в багряницу, и сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его

Когда для мира окончательно определится, на чьей же стороне подвижник Креста, и когда ему будет вынесен приговор «лести», тогда мир ответит подвижнику последней расплатой – «расплатой страданий». Он кругом обовьет подвижника одеждой крови (багряница), вонзится в него шипами зла (терновый венец), все бичи направит на него самыми унизительными формами издевательства (оплевание). Так как преследование подвижника будет борьбой идей, борьбой взаимно исключающих друг друга миров, то мир зла не удовольствуется внешним преследованием, а злобно пронзит его издевательством и циничной насмешкой («приветствовали Его», «кланялись Ему»…) Успокоится мир зла лишь тогда, когда он истребит носителя истины. Как будто подвижник, как живая совесть, мешает ему жить. И зло в преследовании Правды не остановится на полдороге. Оно будет жаждать полного внешнего истребления Крестоносца. Так «повели Его, чтобы распять Его». «Вся пострадати изволи, спасти хотя ны от беззаконий наших Своею кровию, яко Человеколюбец» (Великий Пяток, 13-й антифон на утрени).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 15:2-21 
 

См. прим. к Мф.27:11–31. – «Обвиняли Его во многом»: подробнее об этих обвинениях передает ев. Иоанн в конце 18 и в начале 19 гл. своего Евангелия.
– «На всякий же праздник», т. е. не на всякий (каждый) праздник в году, но на всякий Праздник Пасхи, ежегодно.
– «Отпущу вам Царя Иудейского»: по сказанию ев. Матфея Пилат сказал – «Иисуса, называемого Христом». Может быть, Пилат при этом объяснении с народом, которое все евангелисты передают без сомнения в сокращенном виде (как это видно из сличения сказаний всех их), выражался о Христе различно, называя Его и так, и так и один евангелист передает одно название, другой другое. Дело вероятное, что хитрый римлянин, не очень расположенный к вождям иудейским духовным, называя Господа Царем Иудейским, хотел посмеяться тем над глупостью и злостью обвинявших Господа, который тут стоял не в царском величии по внешности; может быть рассчитывал, что народ: при этом названии почувствует нелепость возводимого на Господа обвинения в присвоении Им себе царской власти; как бы то ни было, но в этом трудно видеть насмешку Пилата над самим Господом, к которому располагалась душа его (ст. Мк.15:10).
– «Желая сделать угодное народу»: такова политика римского правителя; из угодничества желаниям массы, и при том подученной, он допускает величайшую несправедливость, сознавая сам, что это несправедливость, что он бьет и предает на распятие невинного (Мф.27:24).

– «Отца Александрова и Руфова»: два лица, вероятно, хорошо знакомые римскому христианскому обществу, для которого евангелист Марк первоначально писал свое Евангелие. Может быть об одном из них упоминает св. Ап. Павел в своем послании к Римлянам, как одном из лучших членов римского первохристианского общества, вместе с его матерью, которую Апостол называет и своей матерью (Рим.16:13). Если так: то семейство Симона Киринеянина, удостоившегося понести крест Господа, было высоко по нравственным совершенствам, и евангелист не без особенной цели напоминает здесь о детях этого крестоносца Христова.
– «Идущего с поля»: в самый день, вечером которого вкушали пасху, закон не запрещал заниматься обычными житейскими делами, и Симон, как видно, не терял этого дня, а проводил его в обычных работах на поле до известного времени.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему

Cм. толкование на Мк. 15:16

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible