Скрыть
Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 11-12 Вот от восток солнца и до запад имя Мое прославися во языцех, вы же скверните е. Бог обличает Иудеев презрителей Его имени и святыни, говоря: имя Мое прославляется народами, слышавшими и видевшими знамения и чудеса, какие, для избавления вашего, совершены Мною в Египте и у народов, которых земли наследовали вы, и все трепещут Меня и прославляют Мое имя, а вы скверните е, - и в делах, и в словах показываете к нему пренебрежение, глаголюще: трапеза Господня осквернена есть, и возлагаемая брашна Его презренны. Не оскверняйте более жертвенников Моих приношением в жертву слепых и хромых животных; ибо действительно приносите вы Мне такие жертвы.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

От восток солнца до запад хвально имя Господне

Видишь ли, как он предначинает новую жизнь и открывает высокое достоинство (Христовой) Цер­кви? «Славно» уже не в Палестине, не в Иудеи, но во всей все­ленной. А когда это сбылось, как не тогда, когда стала процве­тать наша Церковь? В древности оно не только не прославля­лось в Палестине, но и хулилось обитавшими в ней иудеями. «И постоянно, говорит пророк, всякий день имя Мое бесславится» (Ис.52:5). А ныне оно славится по всей вселенной. Выражая это, и другой пророк говорит: «истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый со своего места, все острова народов» (Соф.2:11), и еще иной: «приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь» (Мал.1:10, 11).

Видишь ли, как Бог отверг и прекратил иудейское служение и по всей вселенной предвозвестил и распространил жизнь и служение нашей Церкви? Пророк, сказавший это, жил после возвращения из плена вавилонского, и в то время про­поведовал, дабы иудеи не говорили, что он возвещает о разрушении и плене вавилонском. Это возвещает ангел (Малахия) тогда, когда плен уже кончился и иудеи возвратились к прежней своей общественной жизни, предсказывая разру­шение, бывшее при Веспасиане и Тите, после которого не будет перемены бедственных обстоятельству так как за ними последовали уже дела нашей Церкви. Поэтому пророк и гово­рит: «велико будет имя Мое между народами» (Мал.1:11), т.е. благословенно, прославляемо их жизнью, как и здесь говорится: «славно имя Господне».

Беседы на псалмы. На псалом 112

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9-13 И ныне молитесь пред лицем Бога, чтобы Он помиловал вас; ибо если вашею рукою сделано это, то может ли Он каким-либо образом принять лица ваши? Говорит Господь воинств. Кто есть среди вас такой, который запирает ворота и возжигает на жертвеннике Моем огонь безвозмездно. Нет у Меня благоволения к вам, говорит Господь воинств, и дара от рук ваших Я не приму. Ибо от востока солнца до запада велико имя Мое у народов и освящается на всяком месте, и приносится имени Моему жертва чистая, ибо велико имя Мое среди народов, говорит Господь воинств. А вы безславите Его тем, что говорите: Жертвенник Господа не стоит уважения, и то, что полагается на нем, достойно презрения вместе с огнем, который пожирает это. И вы сказали: Вот [плод] от труда! И с презрением отнеслись к этому, говорит Господь воинств; и принесли [к жертвеннику] из краденного хромое и болезненное, и принесли в дар. Разве Я приму его от руки вашей? Говорит Господь

В этом месте Семьдесят толковников во многом не согласны с Еврейскою истиною; и необходимо признать, что где есть различие в переводе, там и смысл различен. Так как вы приносили слепые, хромые и болезненные жертвы, – ибо вы все то, что Я сказал, сделали, – то покайтесь: не помилует ли вас как-нибудь Господь Бог. Ведь между вами, – не говоря уже о первосвященнике, священнике, левите и певце, – ни привратник, ни тот, кто зажигает огонь ни жертвеннике для жертвы всесожжения, [не трудится даром], т. е. до самого последнего служителя нет человека, который не получал бы от Меня награды за свой труд. А говоря так, Он разумеет десятины от всех плодов, которые приносятся народом. Этим ясно показывается, что пред Господом приятнее то служение, которое не требует вознаграждения в настоящее время. Посему и Апостол проповедует Евангелие без платы (1Фес. II, 9): и днем и ночью он работает своими руками, чтобы не быть кому-нибудь в тягость, и свидетельствует, что эта слава о безвозмездной проповеди среди язычников никоим образом не должна быть отнята у него (2 Феc. III, 7 – 9). Но LXX толковников внушают совсем другой смысл. О священники, приносящие имеющие недостатки жертвы, обратитесь к покаянию и умоляйте пред лицем Господа, и просите о делах рук ваших. А относительно слов прибавленных: Приму ли Я от вас лица ваши, я не знаю, соответствуют ли призванию раскаяться. В самом деле, никто, ведь, не говорит: «Проси меня, и я не пощажу тебя». Следуют слова: У вас закрываются ворота, именно Отца и Сына и Святого Духа. Посему Спаситель и говорит: Я есмь дверь (Ин. X, 9). Можно истолковать и иначе. Не откроются у вас врата Писаний, и не будете вы иметь возможности ни видеть Святое Святых, ни познавать таинства Господни, ни возжигать благовонное курение на жертвеннике Его, ибо молитвы ваши не дойдут до Него. А. то, что выражено словом δωρεὰν, которое мы перевели словом безвозмездно, толкователи, принимающие изложенное нами последнее (nunc) значение, переводят словом благодать (gratiam) в том смысле, что таковые служители не имеют благодати на служение пред жертвенником Господа.

Правило в отношении к толкованию Писаний таково: Где раскрывается весьма ясное предсказание о будущему не должно ослаблять силы того, что написано, иносказательным толкованием, не всегда несомненно верным. В настоящем месте слово Господа обращено собственно в священникам иудейским, приносящим в жертву слепое, хромое и болезненное, чтобы они знали, что их плотские жертвы должны сопровождаться духовными жертвами. И Господу должно приносить не кровь волов или козлов, а благовонное курение, т. е. молитвы святых; и не в одной только иудейской области, и не в одном только городе иудеи, – Иерусалиме, – но и на всяком месте будет приносима жертва, и при том не нечистая, как у народа Израильского, а жертва непорочная, как в торжественных богослужениях Христиан; ибо от востока солнца до запада велико имя Господа у народов, как говорит Спаситель: Отче, Я открыл имя Твое человекам (Ин. ХVII, 6). И тогда как, говорит Он, велико должно быть имя Мое у народов, вы, вожди иудеев, безславили и безславите Его. Ибо пророчество так раскрывает будущее, что не упускает из виду и настоящего. О священники и вожди Иудеев! На всяком месте имени Моему приносится жертва чистая, и имя Мое будет велико у народов потому, что вы говорите: «Жертвенник Господа безславен и не достойно уважения то, что возлагается на нем, вместе с огнем, который пожирает это». По возвращении из Вавилона народ устроил жертвенник из случайно попавших под руки необделанных камней, как говорится в книге Ездры (I Ездр. VI), но без храма, без городских зданий и стен, и думал, что в виду бедности обстановки и украшения, и богослужение будет в меньших размерах. Господь и говорит им: «Вы думаете, что жертвенник не достоин чести, как и всесожжения, и жертвы, возносимые на нем вместе с огнем, пожирающим их. Вы не понимаете, что Господь всемогущий требует не золота и драгоценных камней и множества жертв, а благорасположения приносящих». А те толкователи, которые разумеют не жертвенник, а просто стол (трапезу), на котором полагаются хлебы, по моему мнению, совершенно не могут истолковать прибавленных в конце слов: вместе с огнем, который пожирает их, потому, что огонь не пожирал хлебов предложения, так как священники всегда вместо прежних полагали новые [или: заменяли новыми прежние], а снятые хлебы поступали в полное распоряжение священников (Левит. XXIV). Впрочем, это место, – несомненно, – можно понимать и так: Вы безславите имя Мое тем, что говорите: «Что пользы, если мы будем приносить в жертву самое лучшее»? Каково бы ни было это приносимое, все равно оно должно быть пожрано огнем. Плод жертвенника есть огонь, а пища для огня – жертвы или всесожжения. – Но вам недостаточно еще нечестия вашей прежней речи: вы еще прибавляете: Вот [плоды] от труда, и с презрением отнеслись к этому, говорит Господь Смысл этой речи таков Вы сказали: «Из плена мы вернулись; мы были достоянием врагов; мы много пострадали во время продолжительного пути; мы бедны: то, что мы могли иметь, издержано во время трудного переселения; а теперь мы приносим в жертву такое, какое есть у нас»; говоря так, вы с презрением отнеслись к своим приношениям, то есть признали их достойными и Моего презрения, или, – как можно читать в Еврейском: И с презрением отнеслись ко Мне. Говоря так, вы нанесли безчестие не жертвоприношению, а Мне, Которому предназначена жертва. Посему Я никоим образом не приму его от ваших рук, говорит Господь всемогущий. Некоторые думают, что это хотя говорится преимущественно к иудеям, ибо жертвы их нечисты и осквернены, и жертва передается язычникам, но должно быть относимо к священникам Церкви Христовой, которые небрежно приносят жертвы Господу. Если мы принимаем это, то должны принять, что из Церкви жертвы должны быть перенесены в другое вероисповедание. С другой стороны, каким образом Евангелие заступит место закона, если за Евангелием наступит то, что не имеет быть [согласно пророчеству]? А под поруганною трапезою Господнею разумеют Св. Писание, если оно разумеется не так, как в нем написано.

Толкование на пророка Малахию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 10-11 Зане и в вас затворятся двери, и не возгнетите огнем олтарь мой туне. Несть моя воля в вас, глаголет Господь вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших: зане от восток солнца и до запад имя мое прославися во языцех, и на всяцем месте фимиам приносится имени моему и жертва чиста: зане велие имя мое во языцех, глаголет Господь вседержитель

Зане и в вас затворятся двери, и не возгнетите огнем олтарь мой туне. Весьма благовременно, как бы пока еще в предсказании, предуказывает красоту жизни во Христе, так как (говорит) подзаконная тень и то древнее священство вскоре уже прекратятся, и должны в свое время явиться священнослужители истины, кои будут совершителями богослужения в духе и весьма старательно станут искать славы Божией. Затворятся, говорит, над ними двери, так как или не будет благовония у подзаконных священнослужителей, – «аще затворит» против человека, сказано, кто «отверзет» (Иов. 12:14; Ис. 22:22), – или с явлением истиннейшей скинии, то есть Церкви, в нее не войдут продолжающие еще совершать священнослужение по закону. Как бы исключенные чрез неверие, они останутся вне и не коснутся святыни. А что они лишатся священнослужения, это явствует из слов Бога, говорящего устами Осии: «зане дни многи сядут сынове Израилевы, не сущу царю, ни… князю, ни сущей жертве,… ни жречеству, ни явлениям» (Ос. 3:4). Итак, на прекращение подзаконного богослужения и на затворение подзаконного священства может указывать, по моему мнению, изречение, что над ними «затворятся двери» и Церковь не допустит их, ибо уже не время закалать тельцов, но уже бескровными жертвами чтится Бог всяческих. Поскольку же присовокупил к этому, что «не возгнетите огнем олтарь мой туне», то, думаем, это имеет значение нравственного наставления. Желает теперь указать на то, что призваны они к священнослужению и к возложению огня на жертвенник не для того, чтобы ослабляли силу Призвавшего их, но чтобы, почитая Его подобающим образом, обладали достоинством священства. Не заботящиеся же о столь святом служении и из благоговения к священнодействию не воздерживающиеся от прогневления Бога, по справедливости получат наконец наказание. Ведь поистине немалой виной должно быть пренебрежение к участию в дарах Божиих и крайне неразумное отвержение почестей от Него. Посему и Исав назван «земным» и «нечистым», что за пищу одну только отдал право первородства своего. Итак, когда говорит: «не возгнетите жертвенник мой туне», то желает указать на то, что священство не без награды, впрочем, и не без наказания (останется), если кто не станет отправлять его подобающим образом и с надлежащим вниманием. Должно заметить, что еврейское издание имеет другое изложение мыслей и сочетание слов. Там сказано так: «вы», – и левиты, и священники, последнее в храме место имеющие, поставленные от вас для запирания ворот, – «не возжжете жертвенника Моего даром», то есть не безвозмездно отправляете службу и священство, так как народ приносит вам десятины, начатки, благодарения. Итак, за то, что пренебрежено Божие и не было в наипервейшей заботе (у вас).

Несть моя воля в вас, глаголет Господь вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших: зане от восток солнца и до запад имя мое прославися во языцех, и на всяцем месте фимиам приносится имени моему и жертва чиста: зане велие имя мое во языцех, глаголет Господь вседержитель. Наконец уже ясно отвергает совершение богослужения подзаконного и как бы удаляется от любви к иудеям, и нежелательным делает священство, неприемлемой сень, разумею жертвы волов и дым, потому что и в начале не в этом состояла цель Его. Это Он делал для нас ясным и чрез других пророков, говоря то устами Исаии: «исполнен есмь всесожжений овних и тука агнцев, и крове юнцев и козлов не хощу. Ниже приходите явитися ми: кто бо изыска сия из рук ваших? ходити по двору моему не приложите. И аще принесете ми семидал, всуе: кадило мерзость ми есть» (Ис. 1:11–13), – то устами Иеремии: «всесожжения ваша соберите со жертвами вашими и изъядите мяса: яко не глаголах ко отцем вашым… о всесожжениих и жертвах» в оньже день изведох их от земли Египетския (Иер. 7:21–22). Закон был как бы прообразом и предвозвещением богослужения в духе и истинного, – и оправданиями плоти, как божественный пишет Павел, «до времени исправления» наложенными (Евр. 9:10). Время же исправления, полагаю, может быть не иное какое, кроме пришествия Спасителя нашего, когда и первый завет, сказано, по небеспорочности своей, упразднен, ибо устарел, и требовалось место новому и второму (завету), который и есть выше всякого порока и вины. Ради сего говорил и Тот, Кто и Великого Совета Ангелом назван (Ис. 9:6). Посему и сказал: «от себе аз не глаголю, но пославый мя Отец, Той мне заповедь даде, что реку и что возглаголю» (Ин. 12:49). Таким образом ясно сказал подзаконным священнослужителям, что они нежелательны для Него, даже более – что нет в них воли Его, – в них, совершающих жертвы в сени и прообразах, и что не примет от них священнодействуемых (жертв). Предсказывает потом, что велико и славно будет имя Его у всех обитателей поднебесной, и во всяком месте и народе будут приноситься имени Его жертвы чистые и бескровные, причем священнослужители уже не будут умалять Его и небрежно приносить Ему духовные службы, но будут стараться с тщанием, благопристойностью и освящением возносить благоухания духовных фимиамов, то есть веру, надежду, любовь и украшения из добрых дел, при установлении очевидно Христовой жертвы – небесной и животворной, посредством которой упразднена смерть, и тленная сия и от земли (взятая) плоть облекается бессмертием.

Толкование на пророка Малахию.

Феодорит Кирский, блж. (†457)

    Ст. 11. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф.

    
Отвергну вас совершенно; потому что весьма гнушаюсь тем, что делаете; почему отвращаюсь и жертв, приносимых вами. Вместо же вас будет чтить Меня целая вселенная; потому что обитающие по всей земле, осияваемой восходящим и заходящим солнцем, повсюду будут и приносить Мне фимиам и священнодействовать жертву чистую и угодную Мне. Повсюду познают Имя Мое и изволение Мое, и воздадут Мне должное чествование. Так и Господь сказал жене самарянской: «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:21, 24). Наученный сему и блаженный Павел повелевает молиться на всяком месте, «воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим.2:8). Но и божественный Малахия сим ясно указал нам на водворяющееся ныне благочестие; потому что прекратилось жреческое служение, ограничивавшееся местом, всякое же место признано удобным для служения Богу, прияло конец и заклание бессловесных жертв, приносятся же в жертву, единый непорочный Агнец, вземлющий грехмира, и благоуханный фимиам, как некий символ добродетели. А Иудеи, по божественному предречению, отринуты; почему Пророк говорит им: «велико будет имя Мое между народами».

Толкование на пророка Малахию

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Ст. 11-12 Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф. А вы хулите его тем, что говорите: трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее - пища ничтожная

Все, кто уклоняются от пастырского призвания, а между тем, к сему они подготовлены или по своему образованию, или как теперь, когда нет школ церковных, по своему положению (сын клирика) – и если основанием тут является для них материальная необеспеченность православного духовенства, такие являются насмешниками над делом Божиим, творят же богохульства: высокого сана пастырского они, конечно, недостойны. Православное пастырство есть выражение и дар нашей любви к Богу и Его наследию: бедным, слабым, грешным людям, хотя мы и сами грешны (Ин. 21:15), пастырство истинное есть мертвенность наша к людям, искупленным безценною кровию Христа Бога (Деян. 20:28).

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф

Как велико преступление священников, оскверняющих своим пренебрежением к жертвоприношениям святость имени Божия, это видно из того, что со временем это имя от востока до запада, т. е. по всей земле (Зах VIII:7) будет прославляться (велико будет) между всеми (языческими) народами. Повсюду будет совершаться курение, т. е. сожжение всяких приношений (фимиам — выражение неточное) в честь имени Божия, у всех народов будут приноситься Богу чистые жертвы, а не такие, какие сейчас приносят иудейские священники. Согласно с большинством отцов Церкви, мы видим здесь предуказание на утверждение истинного Богопочтения в Церкви Христовой и истинного Богослужения. Кроме того, многие отцы и учители Церкви видели здесь пророчество об установлении таинства Евхаристии.

См. также Толкование на Мал. 1:6

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О жертвоприношениях в храм

Мф.2:11. Еще новорожденному, младенцу Иисусу Христу мудрые волхвы уже принесли дары: злато, ладан и смирну.
Не отвергал Спаситель даров и жертв и в конце Своей земной жизни: Мф.26:10-12; Лк.21:1-4, о чем пророчествовали: Мал.1:11; и Ис.56:7.
 

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О храме.

Мф.24:2. Это пророчество касалось только евреев: Лк.19:41-46, и исполнилось в 70 году по Рождестве Христове, а храмы православные – как домы молитвы должны быть для всех народов и во все времена; Мк.11:17; Мал.1:11; Лк.24:53; Деян.11:26.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О храме.
 

Мк.13:1-2. Это пророчество относилось до храма евреев, не уверовавших во Христа, и исполнилось в 70 году по Рождестве Христове. Храмы же христианские есть и будут во вселенной домами молитвы у всех народов: Мк.11:17; Мал.1:11; Деян.15:16-17; и до второго пришествия Христа: 2Фес.2:4.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible