Скрыть
Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 46-50 Пришла же им мысль: кто бы из них был больше? Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик. При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас. Апостолов постигла страсть к пустой славе. Кажется, страсть эта возбудилась в них от того, что они не исцелили бесноватого. Вероятно, по сему случаю они заспорили, утверждая каждый со своей стороны, что отрок не был исцелен не по моему бессилию, но по бессилию такого-то, а отсюда загорелась распря и о том, кто бы из них был больше. Но Господь, зная сердце каждого, предваряет и, прежде чем страсть сия возросла, старается пресечь ее в самом корне. Ибо страсти в начале удобно преодолеть, а когда они возрастут, тогда уже весьма трудно бывает исторгать их. Как же Господь пресекает зло? Взяв, сказано, дитя, показывает его ученикам, давая чрез сие знать им, что мы должны привести свой ум в такое состояние, в каком бывает он в детском возрасте; ибо дети бывают неопытны во зле, весьма просты и не волнуются помыслами ни славолюбия, ни желанием первенства пред другими. - «Кто, - говорит, - примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает». Слова сии такой имеют смысл: хотя вы думаете, что вы понравитесь многим и что вы очень многими будете приняты в таком случае, если будете казаться гордыми и славолюбивыми, но Я вам говорю, что Мне особенно приятна простота и что она служит отличительным признаком Моих учеников, так что, кто препростого и незлобивого мужа примет как Моего ученика (ибо это означает выражение «во имя Мое»), тот примет Меня. Ибо кто принимает гордого, тот не принимает ни ученика Моего, ни Меня. - Иоанн же, вступая в разговор, сказал: Наставник! Мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему. Какая последовательность между словами Иоанна и словами Господа? Очень близкая. Поскольку Господь сказал, что кто из вас меньше всех, тот будет велик, то Иоанн начал бояться, не худо ли они поступили, когда властно и гордо запретили тому человеку. Ибо запрещение кому-нибудь чего-нибудь обнаруживает в запрещающем не меньшего, но думающего о себе несколько более чем о том, кому он запрещает. Итак, Иоанн побоялся того, не гордо ли он поступил, запретив тому человеку. - Почему же ученики запретили этому человеку? Не по зависти, но потому, что считали его недостойным творить чудеса, так как он не получал вместе с ними благодати чудотворения, не был, как они, послан на то от Господа и вовсе не следовал за Иисусом. Что же Господь? Оставьте, - говорит, - его делать это; ибо и он сокрушает силу сатаны. Поскольку же он не препятствует вам в деле проповеди, не действует заодно с диаволом - значит он за вас. Ибо кто не против Бога, тот за Бога, подобно как тот - с диаволом, кто не собирает с Богом. - Подивись, пожалуй, и силе имени Христова, как действовала благодать при одном произношении оного, хотя бы произносящие были и недостойны и не были учениками Христовыми. Таким же образом и чрез священников, хотя бы они были и недостойны, благодать действует, и все освящаются, хотя бы священник был и не чист.

Толкование на Евангелие от Луки

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Пришла же им мысль: кто бы из них был больше? Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик. При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

Наставление Господа ученикам о смиренномудрии изложено у ев. Луки короче, чем у ев. Марка, и вообще короче, но в некоторых частных чертах полнее, чем у ев. Матфея. См. прим. к Мф.18:1-5 и Мк.9:33-41.
– «Видя помышления сердца их»: См. прим. к Мк.9:33-34.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 46-50 Пришла же им мысль: кто бы из них был больше? Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик. При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас

Наставления Христа о смирении евангелист Лука излагает согласно с Марком (Мк. 9:33–40).

«Поставил его пред Собою» (у Марка – «посреди них»). Этим Господь показывает, что дитя ближе к Нему, чем ученики, считавшие себя выше, чем все остальные люди.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И рече к нему Иисус: не браните: иже бо несть на вы, по вас есть

Не браните (не запрещайте) ему и пр. Тут Господь решает вопрос Апостолов: хорошо-ли они сделали, что известному человеку запретили творить чудеса именем Его, и следует ли так поступать им и впредь. Не запрещайте ему, т. е. пусть он делает добро для других именем Моим, хотя бы и не ходил за нами, т. е. не принадлежал по внешности к нашему обществу. Затем Господь указывает причину, по которой не следует запрещать творить чудеса именем Его не принадлежащим к их обществу и таким образом препятствовать действию и развитию начатков веры в них. Ибо кто не против вас (иже бо несть на вы), тот за (по) вас есть, т. е. не только не действует против Апостолов и Самого И. Христа, но, напротив, помогает распространению славы имени Христова. Отсюда явствует, как глубоко-истинно поступает наша русская правосл. церковь, когда не отталкивает от себя всех, без различия, неразумных приверженцев старины, но тех из них, которые послушны учению веры, ею преподаваемому, и ее пастырскому водительству, принимает к себе, дозволяя им особенности в обрядах, не имеющих существенного значения в деле веры. Говорим о так называемых единоверческих церквах для мнимых старообрядцев.

У еванг. Марка прибавлены еще две причины, почему Господь не повелел Апостолам запрещать творить чудеса именем Его лицам, видимо не принадлежащим к их обществу: И) никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня, т.е. быть Моим врагом. Скорее же произойдет то, что со временем сам он сделается и по внешности Моим последователем, поэтому с таким человеком нужно обходиться особенно осмотрительно и осторожно, чтобы не отвратить его от веры. 2) И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не лишится награды своей. Это значит, что внимание и любовь, оказанные ученикам Христовым ради имени Его, прямо свидетельствуют, что оказывающий это внимание и любовь состоит в духовном единении со Христом и не только не вредит, но, напротив, содействует делу Его, и что милосердый Господь ценит и одно сочувствие к Своим последователям.

О путешествии Христовом чрез Самарию в Иерусалим повествует только один евангелист Лука. Это путешествие Господа было путешествием на последнюю Пасху во время Его жизни, когда Он пострадал и умер. После сего, вместе с событиями во время этого пути, у евангелиста Луки встречаются повествования и о таких событиях, которые, как видно из сказаний других евангелистов, случились ранее. Это обстоятельство объясняется тем, что, как известно, евангелисты обыкновенно не всегда держались строго хронологии.

Толкование на Евангелие от Луки

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О лжеучетелях.

Лк.9:50. Не ко всем эти слова могут быть одинаково отнесены. Сыновья первосвященника Скевы тоже хотели именем Господа изгнать злого духа, но потерпели поражение: Деян.19:13-16; в Евангелии же говорится, что грешников Бог не слушает: Ин.9:31, не послушает и лжеучителей: 2Петр.2:1-2; Деян.20:30.

 

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible