Скрыть
И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 32-38 Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский

Диавол, желая составить и внушить дурное мнение о Господе, устрояет так, что с Ним распинаются два разбойника. Но смотри, как он одного из них лишился и как послужило к большей славе Господа то, что диавол замышлял против Него. Ибо крестов разбойников никто не искал, напротив, весь мир томился ожиданием креста Господня. И отсюда очевидно оказывается, что Господь не беззаконник, как разбойники, но путеначальник всякой праведности. - Ведут Его на место лобное, где, говорят, погребен был праотец, чтобы, где совершилось падение чрез древо, там же совершилось и восстановление чрез древо. - Иисус, являя чрезвычайную кротость, молится за них, говоря: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». И, конечно, грех сей простился бы им, если бы после сего они не остались в неверии. - Для чего делят одежды Его? Быть может, многие нуждались в них, а быть может (что и вероятнее), делали это по дерзости и с намерением надругаться. Ибо на их взгляд, что было драгоценного в сих одеждах? Итак, они делали это в виде насмешки и ругательства. Ибо, что нужно заключать о простом народе, когда начальники его насмехались? «Других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий?» Это диавол говорит чрез них. Как на кровле храма (Лк. 4, 9), так и здесь он это говорит, завидуя спасению чрез крест и желая всеми возможными хитростями пресечь оное. - Воины подносили уксус для пития, служа именно как царю. - Вот и другая хитрость диавола, обращающаяся на него самого. Именно: он письменами трех языков объявляет о возмущении Иисусовом, чтобы всякому из проходящих было известно, что Он повешен за то, что выдавал Себя за царя. А изобретательный на зло не понимал, что это было знаком того, что сильнейшие из народов, каковы римляне, и мудрейшие, каковы греки, и набожнейшие, каковы евреи, войдут в Царство Иисуса и будут проповедовать Его. Впрочем, в толковании на Евангелие от Иоанна мы сказали о сем больше и возвышеннее.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус  и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. 
 

– «И стоял народ и смотрел»: какой контраст! Господь в страданиях ужасных молится за врагов, а народ стоит и смотрит на казнь своего невинного Учителя. – Некоторые, фанатизированные начальниками, даже насмехаются над Распятым (ср. Мф.27:39).
– «Насмехались и начальники»: см. прим. к Мф.27 и дал. Мк.15:31-32.
– «Также и воины»: ср. прим. к Мф.27:47-49. Мк.15:35-36.
– «Если Ты Царь» и пр.: только ев. Лука сообщает эту подробность о насмешках воинов.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 33-43 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю

О распятии Христа евангелист Лука повествует, в сущности, согласно с Марком (Мк. 15:22–32), но имеет и нечто особенное.

Лобное место (см. Мф. 27:33).

«Говорил» (стих 34) – очевидно, в то время как Его распинали.

«Прости им», т. е. не солдатам, бывшим только исполнителями казни, а первосвященникам и начальникам иудейским, истинным виновникам смерти Христовой.

«Не знают, что делают». Господь несколько смягчает вину Своих врагов: они, конечно, не знали, что умерщвляют действительного Мессию (ср. 1Кор. 2:8).

«Насмехались же вместе с ними и начальники» (стих 35; ἐξεμυκτήριζον; ср. Лк. 16:14), т. е. в то время как народ смотрел с любопытством на распятие Христа, начальники даже насмехались над Христом.

«Если Он» (по-гречески – εί οὗτος) – выражение насмешки и презрения: «вот этот».

«Избранный Божий» (ср. Лк. 9:35).

«И воины ругались…» (стихи 36–37). Об этом замечает один евангелист Лука, прибавляя, что насмешки свои они, между прочим, выражали в предложении распятому Христу уксуса. Нечто подобное говорит и евангелист Марк (Мк.15:36). Из всего характера повествования евангелиста Луки о смерти Христа можно выводить заключение, что это были не римские, а иудейские солдаты, по всей вероятности, из числа служивших при храме.

«И была над Ним надпись» (стих 38). И помещение этой надписи евангелист Лука очевидно понимает как издевательство над Христом.

«Один из повешенных…» (стих 39). Евангелист Лука здесь обстоятельнее изображает дело, чем первые два евангелиста, согласно которым злословили Господа вообще распятые разбойники (Мк. 15:32; Мф. 27:44).

«Если ты Христос…» Правильнее: «не Ты ли Мессия? (οὐχὶ σὺ εἶ ὁ Χριστός) Спаси в таком случае Себя и нас».

«Или ты не боишься Бога» (стих 40), т. е. ужели в тебе нет страха пред Богом – если уже ты не способен и в этот час покаяться, – ведь ты осужден также на смерть, как и Тот, над Кем ты насмехаешься! Говорящий, очевидно, сам каялся в том деле, которое привело его на крест (ср. стих 41).

«Помяни меня, Господи» (стих 42), т. е. вспомни обо мне (воскреси меня и прими в Свое Мессианское Царство), когда Ты придешь на землю в Своем царском величии (ср. Мф.16:28). Покаявшийся разбойник, очевидно, слышал учение Господа о Своем втором пришествии на суд для основания славного Своего Царства, и теперь впечатление от слышанного до того ожило под влиянием мысли о скорой смерти, что он уверовал во Христа как в Мессию. Конечно, при этом ему помогла и благодать Божия, таинственно располагающая сердца людей к вере во Христа.

«Ныне же будешь со Мною в раю» (стих 43). Вместо далекой награды в будущем земном Своем славном Царстве Господь обещает уверовавшему в Него разбойнику скорейшую награду: ныне же они оба, Христос и разбойник, умрут (иногда распятые оставались живыми по нескольку дней), и оба вместе войдут в рай. Этот рай (ὁ παράδεισος), как можно выводить из притчи о богатом и Лазаре (Лк. 16:23), находился, по верованию иудеев, в «шеоле» и был блаженным местопребыванием праведных душ до дня воскресения. Его не нужно смешивать с «небесным раем», о котором говорит апостол Павел (2Кор. 12:4) и Апокалипсис (Откр. 2:7). Но представляет ли ответ Христа обещание удовлетворить просьбу разбойника? Некоторые толкователи утверждают, что разбойник получил не то, что просил. Но это неправда. Господь именно дает понять разбойнику, что его просьба будет исполнена, так как если душа разбойника пойдет в рай, то, значит, ему обеспечено этим участие в воскресении праведных и в будущем славном Мессианском Царстве.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И стояху людие зряще. Ругахуся же и князи с ними, глаголюще: иныя спасе, да спасет и Себе, аще Той есть Христос Божий избранный

И стояху людие зряще (стоял народ и смотрел). Какой контраст! Господь в ужасных страданиях молится за врагов, а народ стоит и смотрит на казнь своего невинного Учителя, как на какое зрелище! Мало этого, народ по всей вероятности, подучаемый или возбуждаемый злейшими врагами Его, начальниками, книжниками и фарисеями, и сами начальники (князи) издевались (насмехались – ругахуся) над Ним, хулили Его, говоря (глаголюще): других спасал (иные спасе) от разных бед и страданий, пусть (да) спасет Себя Самого (Себе) и пр. т. е. какой же Он Мессия? Если Он действительно Мессия, Сын Божий, всесильный чудотворец, то пусть покажет теперь всемогущество над Самим Собою, избавит Себя от крестной смерти: для Него должно быть все возможно. Тогда, как говорится в Евангелии Матфея, мы признаем Его за Мессию и сейчас же уверуем в Него.

«Синедрион искушает Бога, требуя чуда, пишет святит. Черниговский Филарет, после того, как видел столько чудес и смеялся над чудесами. Гораздо более значило восстать из гроба, и однако Каиафы не переменились. Нет, Сын Божий тем то и даст познать Себя, что не снидет со креста, доколе не положит душу Свою (Ин. 15:13) за спасение мира. Еще Давидом предсказано было о Мессии: пронзили руки Мои и ноги Мои (Пс.21:17). Вот это и сбылось теперь над Искупителем мира.» «Оскверненные и пребеззаконные! восклицает св. Златоуст. Пророки разве не были пророками, или праведники праведниками оттого, что их Бог не исхитил от напасти? И они также страдали. Что может сравниться с вашим безумием?».

У еванг. Матфея прибавлено: Упова (уповал) на Бога, да избавит ныне (пусть спасет теперь) Его, аще хощет Ему (если Он угоден Ему). Это – слова из 21 псалма, где пророк за 1000 лет изобразил крестные страдания Спасителя с удивительною точностию, как бы писал его у самого креста. По всей вероятности, Господь в Своих беседах изъяснял этот псалом в отношении к Себе, как объяснял и другие пророчества, и иудеи теперь воспользовались этим, чтобы насмеяться над Господом, как воспользовались словами о разрушении храма тела Его. Конечно, все эти насмешки над Господом еще более увеличивали Его страдания.

– Чем объяснить эти ужасные, бесчеловечные поругания и насмешки над страждущим Господом? Павел, епископ Кишиневский, так пишет об этом: «В глумлениях над Богочеловеком злоба с особенною силою обнаружила свой сатанинский характер, здесь она явилась вполне достойною своего изобретателя – духа злобы, всегда с торжеством и радостию взирающего на человеческие бедствия. Потому присутствие духа адского, сатанинского с особенною силою чувствуется в этих хулах и поношениях, и трепет и ужас невольно объемлют душу при размышлении о них и приводит ее в содрагание.

Ужасно было состояние врагов Иисусовых, имевших полную возможность соделаться сынами Божиими и добровольно соделавшихся чадами диавола, вполне послушными орудиями его. Какими путями дошли они до такого состояния? вопрошает сей же святитель и объясняет, что в высшей степени зависть и злоба со стороны первосвященников и старейшин, из которых многие были заражены фарисескою и саддукейскою ересью (Мф. 9:7, 26:3, 4, 27:20), противоположность совершенного учения и жизни Господа их учению, а особенно жизни, со стороны же народа неисполнение его надежды на открытие Господом земного царства, – все это возбуждало врагов Господа, особенно при участии духа злобы».

А между тем тут исполнилось предсказание царя Давида о Мессии: все видящие Меня ругаются надо Мною, говоря устами, кивая головою: Он уповал на Бога и пр. (Пс. 21:8)

Толкование на Евангелие от Луки

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Для кого Христос – Спаситель?
 

Лк.2:11. Спаситель для тех, кто уверовал в Него: Ин.3:15-16;17:20-21, но не для тех, которые распяли Его: Лк.23:21-35, не Спаситель и для тех, кто снова распинает Христа: Евр.6:6, и не почитает за святыню Кровь завета: Евр.10:29; последним Спаситель явился не на восстание, а на падение: Лк.2:34.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible