Скрыть
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

Святые отцы

Прочие

Нил Синайский, прп. (†430)

Ст. 13-16 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему

Всякий согрешающий удаляется и отделяется от Бога не местом, но нравом, вступает в «страну чуждую», то есть в некий новый образ жизни, отчужденный от Всесовершенного, и там страждет голодом, «живый блудно», и злым произволением расточив доброе по природе состояние: ибо где не видно целомудрия и благочестивого помысла, там «глад крепок». Под «жителями же тоя страны» разумеются демоны, которые обладают только «рожцами» греха, по видимости сладкими, но щиплющими гортань едущего (Лк. 15:13-16).

Письма на разные темы. Диакону Еортасию

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 11-16 Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему

И эта притча подобна предыдущим. И она под образом человека выводит Бога воистину человеколюбивого; под двумя сыновьями - два разряда людей, то есть праведников и грешников. И «сказал младший из них: дай мне следующую мне часть имения». Праведность есть древний удел человеческой природы, поэтому старший сын не вырывается из отеческой власти. А грех есть зло, впоследствии родившееся; поэтому и вырывается из-под родительской власти «младший» сын, который вырос с грехом, прившедшим впоследствии. И иначе: грешник называется «младшим» сыном, как нововводитель, отступник и возмутитель против отеческой воли. «Отче! дай мне следующую мне часть имения». «Имение» есть разумность, которой подчиняется и свобода. Ибо всякое разумное существо свободно. Господь дает нам разум, чтобы пользовались им свободно, как истинным нашим имением, и дает всем равно, ибо все равно разумны, самовластны. Но одни из нас пользуются сим достоинством согласно с назначением, а другие дарование Божие делают бесполезным. Под «имением» нашим можно разуметь и все вообще, что Господь дал нам, именно: небо, землю, всякую вообще тварь, Закон, пророков. Но младший сын увидел небо, - и обоготворил оное; увидел землю, - и почтил ее, а в Законе Его не хотел ходить и пророкам делал зло. Старший же сын всем этим воспользовался во славу Божию. Господь Бог, дав (все) это в равной мере, позволил (каждому) ходить (жить) по своему произволению, и никого не желающего служить Ему не принуждает. Ибо, если бы хотел принуждать, то не сотворил бы нас разумными и свободными. Младший сын все это в совокупности «расточил». И что было причиной? То, что он «пошел в дальнюю сторону». Ибо когда человек отступит от Бога и удалит от себя страх Божий, тогда он расточает все Божественные дары. Будучи близки к Богу, мы ничего не делаем такого, что достойно погибели, по сказанному: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс. 15, 8). А удалившись и отступив от Бога, мы делаем и терпим всевозможное зло, по словам: «вот, удаляющие себя от Тебя гибнут» (Пс. 72, 27). Итак, неудивительно, что он расточил имение. Ибо добродетель имеет один предел и есть нечто единое, а злоба многочастна и производит много соблазна. Например, для мужества один предел, именно: когда, как и на кого должно употреблять гнев, а злобы два вида - страх и дерзость. Видишь ли, расточается разум и единство добродетели погибает? Когда это имение расточено и человек не живет ни по разуму, то есть по естественному закону, не последует Закону писанному и пророков не слушает, тогда наступает (для него) сильный голод, не голод хлеба, но голод слышания слова Господня (Ам. 8, 11). И он начинает «нуждаться», поскольку не боится Господа, но далеко отстоит от Него, тогда как боящимся Господа нет скудости (Пс. 33, 10). Почему же нет скудости боящимся Господа? Так как боящийся Господа крепко любит заповеди Его, поэтому слава и богатство в доме его, и он скорее по своей воле расточает и дает убогим (Пс. 111, 1. 3. 9). Так он далек от скудости! А кто далеко ушел от Бога и не имеет пред своими очами грозного Его лица, тот, неудивительно, будет испытывать нужду, поскольку в нем не действует никакое Божественное слово. И «пошел», то есть далеко зашел и укрепился в злобе, «пристал к одному из жителей страны той». «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом, а «совокупляющийся с блудницею», то есть с природой бесов, «становится одно тело с нею» (1Кор. 6, 17. 16), всецело делаясь плотью и не имея в себе места для Духа, подобно жившим во дни потопа (Быт. 6, 3). «Жители той страны», отдаленной от Бога, без сомнения, суть бесы. - Успев и сделавшись сильным в злобе, он «пасет свиней», то есть и других учит злобе и грязной жизни. Ибо все находящие удовольствие в тине бесчестных дел и вещественных страстей суть свиньи. Глаза свиные никогда не могут смотреть вверх, имея такое странное устройство. Почему и пасущие свиней, если, поймав свинью, долго не могут укротить ее визг, загибают ей голову назад и таким образом умеряют ее визг. - Как человек, пришедший на такое зрелище, какого он никогда не видал, когда поднимает глаза (на сцену), бывает поражен и молчит, так глаза тех, кои воспитаны во зле, никогда не видят горнего. Сих-то пасет превосходящий многих во злобе, каковы: содержатели блудниц, начальники разбойников, мытарей. Ибо о всех такого рода людях можно сказать, что они пасут свиней. Несчастный сей «желает насытиться» грехом, но никто не дает ему сего насыщения. Ибо привыкший к злу не находит насыщения в нем. Удовольствие непостоянно, но как приходит, с тем вместе и отходит, и несчастный сей опять остается с пустотой (на душе). Ибо грех подобен »рожкам«, имея сладость и горечь: на время он услаждает, но мучит навеки. Никто не даст насытиться злом тому, кто услаждается им. Да и кто даст ему насыщение и покой? Бог? Но при нем нет Его; ибо питающийся злом уходит далеко от Бога. Бесы? Но как они дадут, когда они о том особенно и стараются, чтоб никогда не было покоя и насыщения от зла?

Григорий Палама, свт. (†1359)

По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно

Почему же он не немедленно ушел, но «по прошествии немногих дней», т.е. после нескольких дней? – Потому, что лукавый обольститель диавол не сразу предлагает человеку свой собственный образ действия (ιδιορρυθμιαν) и грех, но понемногу убеждает, нашептывая нам и говоря: «И ты живя своим умом, не посещая храма Божия и не внимая учению Церкви, можешь и сам по себе видеть, что надо делать, и не удаляться от добра». – Когда же он отделит кого от священных богослужений и от слушания священных учителей, тем самым отдаляет его от Божественного хранения, предав его злым делам. Бог-то везде присутствует, но единственное, что – далеко от добра, это – зло, в котором, оказываясь из-за греха, мы далеко отходим от Бога. «Не пребудут беззаконницы пред очима Твоима» (Пс.5:6), – говорит Богу Давид.

Таким образом, младший сын удалился (от своего Отца) и ушел в страну, далеко сущую, «идеже расточи, – говорится, – имение свое, живый блудно». Каким же образом он расточил имение свое? – Прежде всего наше имение и богатство это – врожденный наш ум. До тех пор, пока мы держимся спасительного пути, мы имеем его сосредоточенным в отношении самого себя и в отношении Первого и Высочайшего Ума – Бога; когда же откроем двери страстям, тогда немедленно он расточается, блуждая вокруг плотских и земных вещей, вокруг многовидных услаждений и связанных с ними страстных помыслов. Его богатство это – здравый смысл, который до тех пор пребывает в нем и проводит различие между добром и злом, доколе он сам пребывает в заповедях и единении с Богом, повинуясь Высочайшему Отцу. Если же он сбросит узду, тогда он расточается на блуд и безрассудство, расточается по частям на то и другое зло.

Сам ум наш, еще неотступивший от Бога, вызывает в нас гнев только против диавола и употребляет мужество души на борьбу против дурных страстей, против князей мрака, против духов зла. Если же он не держится божественных заповедей вооружившего его Владыки, тогда он воюет против ближних, неистовствует на соплеменных, приходит в ярость на не выражающих одобрения безумным его стремлениям, и человекоубийцей, увы, становится человек, уподобившись не только бессмысленным скотам, но и – пресмыкающимся и ядовитым животным, – становится скорпионом, змеею, порождением ехидны тот, который поставлен, чтоб быть в сынах Божиих. Видишь ли: каким образом он расточил и погубил свое имение?

Омилия 3. На притчу Господню о спасенном блудном сыне

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 13-16 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему

Дальняя страна - жизнь греховная, удаляющая и отчуждающая нас от Бога. Растрата имения - истощение сил ума, сердца и тела, в особенности же оскорбление и отгнание от себя Святого Духа деяниями греховными. Нищета меньшего сына: это - пустота души, образующаяся от греховной жизни. Постоянные жители дальней страны -миродержители тьмы века сего, духи падшие, постоянные в падении своем, в отчуждении от Бога; их влиянию подчиняется грешник. Стадо нечистых животных - помышления и чувствования греховные, которые скитаются в душе грешника, пасутся на пажитях ее, они - неминуемое последствие греховной деятельности.

Аскетическая проповедь

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно

Чтo значит удаление младшаго сына от отца и дома его в чужую дальнюю страну? – Удаление грешника от Бога. Как он удаляется? – Очевидно не движением местным, потому что Бог вездесущ, но мыслию, волею, поступками нравственными. Когда ты помышляешь о Боге, молишься Ему: тогда ты с Богом. Когда забываешь Бога: тогда удаляешься от Него. Верою и любовию ты приближаешься и прилепляешься к Богу: оскудением любви, маловерием, неверием удаляешься от Него. По слову Христову: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя (Иоан. XIV. 21), соблюдением заповедей Божиих и Христовых ты приближаешься к Богу и Христу; и напротив уклонением от исполнения их удаляешься от Бога и Христа. Когда ты в Церкви: ты в доме отеческом. Когда ты удалился от Церкви; утратил благодатное чувство, которое она вселяет в душу молитвою, словом Божиим, таинствами; погрузился охотно в мире греховном, преданном суете, обладаемом страстями, жадном к чувственным удовольствиям: – жаль тебя, – ты в стране чужой и далекой, и тем больше жаль, если сего не примечаешь.

Чтo дает разуметь притча, когда говорит, что младший сын на чужой стороне жил распутно, и расточил имение? – Частию сим он буквально изображает жизнь некоторых грешников. О всех же вообще грешниках притча дает разуметь, что они, перенося свою любовь от предметов духовных и святых к чувственным и греховным, и к сим прилепляясь мыслями, желаниями, делами, чрез сие прелюбодействуют от любви Божией, против чего и гремит пророческое слово: се удаляющии себе от Тебе погибнут; потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе (Псал. LXXII. 27). К сей грозной судьбе грешники сами себя приближают, расточая грехом, не только благодатныя, но и естественныя блага, им дарованныя. Роскошный расточает богатство. Сластолюбивый расточает сокровище здравия. Гордый неприметно расточает злато душевных сил, даже до лишения ума.

Беседа в неделю о блудном сыне и на память свт. Алексия. 1856 г

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ст. 11-32 Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся

Мы сказали, что грешник есть то же, что человек, погруженный в глубокий сон. Как крепко спящий, какая бы ни приблизилась опасность, не проснется сам и не встанет, если не подойдет кто сторонний и не разбудит его, так и тот, кто погружен в греховный сон, не опомнится и не встанет, если не придет к нему на помощь Божественная благодать. По беспредельному милосердию Божию, она и готова для всех, всех обходит и всякому внятно взывает: востани, спяй, и воскресни от мертвых, и освятит тя Христос (Еф. 5:14).

Такое сравнение грешников с спящими дает точки для всестороннего рассмотрения обращения их к Богу. Именно: спящий пробуждается, встает, собирается идти на дело. И грешник, обращающийся и кающийся, возбуждается от греховного усыпления, доходит до решимости измениться (встает) и, наконец, облекается силою на новую жизнь в Таинствах покаяния и причащения (готов на дело). В притче о блудном сыне эти моменты указаны так: в себе пришед - опомнился; восстав иду - решился оставить прежнюю жизнь; и востав иде; причем он говорит отцу: согреших - покаяние, а отец облекает его в одежды (оправдание и разрешение от грехов) и уготовляет ему трапезу (святое причащение) (Лк. 15:11-32).

Таким образом, в обращении грешников к Богу есть три момента: 1) возбуждение от греховного сна; 2) восход до решимости оставить грех и посвятить себя богоугождению; 3) облечение силою свыше на дело сие в Таинствах покаяния и причащения.

Путь ко спасению

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно

Когда я слышу о приточном блудном сыне, я думаю о русской атеистической интеллигенции. Юный сын ушел из богатого, светлого, гостеприимного отеческого дома, где так хорошо и свободно жилось ему, в чужую дальнюю страну. Так и интеллигенция наша в большинстве своем порвала с Церковью и с верою в Бога…

Юноша растратил в чужой стороне все свое достояние на разврат и пьянство и дошел до такого голода, что готов был есть корм свиней. Интеллигенция отдала свои таланты почти целиком на разрушение веры в простом народе нашем и на внешние чувственные наслаждения и радости земные, не дававшие покоя и удовлетворения душе человеческой – по природе христианке; и, томимая голодом без истинной религии, интеллигенция наша, старалась насытить свои стремления всякими суррогатами религии. Блудный сын опомнился: сознал свое падение и со слезами раскаяния пошел навстречу своему отцу, и отец все простил своему сыну, с любовью лобызая его, и одел в лучшие одежды и устроил радостный пир, веселясь от всей души, что сын его нашелся и прозрел духовно.

Вернется ли в лоно Церкви Божией наша неверующая интеллигенция? Сознает ли свои тяжкие религиозные грехи? Для нее нет никаких извиняющих моментов. Почему вы ушли от Церкви Православной? Она, говорят, служила прежнему правительству. Но теперь ведь старого строя нет. Церковь в конституции нашей страны отделена от государства. Что вы на это скажете? Вы упрекаете православное духовенство в том, что оно было господствующим и пользовалось всякими привилегиями? Пред вами теперь страждущее православное духовенство. Первый иерарх Поместной Всероссийской Церкви, которого чтит и признает вся православная страна наша, ходит пешком, под конвоем с другими арестантами, сидит в тюрьмах, в удушливом воздухе и при массе паразитов; а что говорить о других епископах и священниках Церкви Божией! Что ответите вы? А может быть, в Православной Церкви вы находите мрак инквизиции, папский деспотизм латинства, или произвол и гордость протестантства, или разврат сектантов, или наглое попрание всех устоев церковных и неверие обновленцев? Ничего этого в нашей Церкви вы не найдете. Все в ней истинно, свято, светло: и учение богословское, и каноны, и богослужение – прекрасное, радостное, художественное… и жизнь христианская – смиренная и кроткая, любвеобильная, полная преданности и крепкой веры к Богу Спасителю и вместе свободная, дерзновенная, сыновняя! Укажите, что вас соблазняет в Церкви Православной? Вы ничего не можете и не смеете возразить. Почему же вы остаетесь неверующими? Отчего не идете дальше по стопам приточного сына, не плохим, а уже хорошим – раскаяния полного, искреннего и возвращения в отчий дом, или Церковь Христову? А как хорошо было бы, если бы в лоно Церкви Божией вернулась наша неверующая интеллигенция? Как радовались бы и сияли все верные сыны Церкви Православной!.. Неужели вы думаете, что служение народу и всем бедным, что является вашим экзаменом, неужели это чуждо христианству, членам Церкви Православной? Разве вы не знаете, что после любви к Богу, главнейшая заповедь христианина – любовь к ближнему (Мф. 22:38–40), что по христианскому учению нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Укажите более высокий идеал служения ближнему? Вы не укажите… Так почему вы не христиане?

Быть может, вы скажете, что Церковь Православная тормозит внешнюю культуру, что она мешает земному благополучию людей? Это клевета на Церковь Божию, которая ежедневно молится в своих храмах о плавающих, путешествующих, недугующих, о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных; о прекращении войн между народами, о мире всего мира, дает истинное врачевание от болезней, не только душевных (гордости, злобы, ненависти, зависти – которые именно являются причиною всевозможных личных убийств и общественных преступлений и братоубийственных войн между народами), но и телесных в таинствах покаяния, причащения, елеосвящения; очищает землю от всяких злых микробов чрез окропление полей и лугов и пашен святой водою.

Вы все это отрицаете и смеетесь над всеми этими молитвами Церкви и цинично заявляете: нам все это не нужно. Но вы не сможете отвергнуть явных фактов исцелений больных от Святых Таинств Церкви Божией, и орошение дождями жаждущих влаги полей и очищения их от вредных насекомых – пастырем Церкви, при усердной молитве верующих сынов того же народа, которому служение вы ставите своею задачею! Или вы станете утверждать, что Православная Церковь поддерживает «эксплуататоров» народа? Их теперь в стране нашей нет. Или, скажете, само православное духовенство эксплуатирует народ православный? Не забывайте, что прежде духовенство наше в своей жизни было гораздо ближе к бедному крестьянину и городскому рабочему, чем кто-либо из интеллигенции. Правда, были злоупотребления в данном случае и у духовенства. И духовенство, в особенности высшее, а также монастыри были богаче крестьян и рабочих… Но разве мало благотворили святые обители, а также духовенство, и главным образом высшее, всем нуждающимся? Этого вы не отвергаете? Посмотрите же на жизнь духовенства православного теперь, в наши дни… Редкий из православных епископов не сидит в тюрьме или ссылке, ожидая каждый час чего-либо худшего, не только не в богатстве, но даже и не в минимальной средней обстановке обычного крестьянина средней руки или городского рабочего… А духовенство наше православное не только не живет привольнее крестьян и рабочих, а гораздо беднее. Но и в современной убогой обстановке, при постоянных скорбях и страхах внешних, православное духовенство по-прежнему служит бедному человеку: и крестьянину, и рабочему, и знатному, видя с их стороны часто презрение, насмешки, побои, и даже принимая смерть от них, не из-за каких-либо выгод, ибо всегда любой сельский священник может устроиться лучше, если снимет рясу и отречется от святой своей веры, к чему усиленно зовут, всячески заманивая, люди неверующие; не из-за славы служит теперь пастырь православный своей пастве, сельской и городской, потому что чем выше положение, тем страшнее ему жить, – потому служит своим духовным овцам униженный и от всех оскорбляемый, но не имущий решительно на земле человеческой помощи ниоткуда, полунищий пастырь православный, что помнит слова Спасителя Мира: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин. 10:11), и другое слово нашего Господа: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:40). Что возразит на эти простые, но верные суждения современный неверующий русский интеллигент?

(20 февраля 1927 года, Неделя о блудном сыне).

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания

Журнал «Странник» (†1864)

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
 


Притча о блудном сыне показывает нам, во-первых, раскаяние и обращение грешника, и во-вторых – готовность милосердного Бога опять принять его к Себе, как сына.
Кого означает блудный сын? – Грешника.
Какое значение имеет отдаленная страна? – Греховное состояние человека, удалившегося от Бога, который есть источник блаженства.
Что означает здесь трата имения? – Означает трату времени, здоровья и всех вообще благ, среди порочной жизни.
Что означает здесь голод и лишение? – Означает как то, что все земные порочные наслаждения пусты и не удовлетворяют бессмертного духа, так равно и то, что за такими наслаждениями, и нередко, в жизни следуют болезни и бедствия.
Что значить, что блудный сын пришел в себя? – То, что он одумался, вспомнил прежнюю счастливую жизнь свою в доме отца, и начал скорбеть о ней и раскаиваться в удалении из дома родительского.
Что же он тогда сказал? – Встану, пойду к отцу моему, и проч.
Чему это нас научает? – Тому, что недостаточно только сожалеть о своей греховной жизни, а нужно с твердою решимостью ставить ее.
Что нам показывает привет отца? – Неизреченную любовь Господа Бога не только к праведникам, но и к грешникам, и Его готовность к прощению их.
Каким образом могут грешники получить прощение от правосудного Бога? – Ради крестных страданий Искупителя нашего, Иисуса Христа.
Что значит перстень, одежда, обувь? – Значит возвращение утраченного достоинства, которое грешник посредством исповеди и покаяния опять получает, в силу крестных заслуг Спасителя.
Что показывает нам упомянутое пиршество? – Величайшую радость, какая бывает у Бога и Ангелов Его и о едином кающемся грешнике.
Вообще эта притча убеждает нас неусыпно заботиться об истинном раскаянии и, оставив греховную жизнь, обращаться к Богу, как к нежному Отцу, с полным доверием.

Притчи Христовы

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.  По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. 
 

– «Младший из них»: младший, более легкомысленный, еще не искушенный тяжелыми опытами жизни.
– «Дай мне» и проч.: сын младший представляется уже достигшим совершеннолетия, по которому мог просить отца своего о разделе с братом имения.
– «Следующую мне часть»: по закону Моисееву (Втор.21:17), младший сын получал половину того, сколько получал старший.
– «Разделил им имение»: отец, еще до смерти своей, не потому чтобы обязан был к тому законом, но потому, что мог и захотел поступить так.
– «Собрав все, пошел»: тяжела ему показалась опека отеческая; отец не мог дать ему свободы жить так, как хочется, а потому он ушел в дальнюю сторону, чтобы отеческий глаз не мог наблюдать за ним, и он мог пожить по своей воле. Так человек, наделенный от Бога дарованиями духовными и телесными, почувствовав влечение к греху, начинает тяготиться божественным законом, данным ему в руководство для жизни и, отвергнув иго закона, предается беззаконию, живет по своей воле, никого и ничего не слушая, и расточает в духовном и телесном распутстве дарования, какими наделил его Бог.
– «Дальняя» сторона есть образ далекого отчуждения грешника от Бога, глубокого падения его нравственного.

 

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно

«По прошествии немногих дней». Тренч видит в этом признак некоторой деликатности в отношении к отцу со стороны младшего сына (с. 329): он стеснялся сразу же оставить отцовский дом. Но можно в этих словах видеть указание и на то, что, по получении имения, в младшем сыне очень скоро возбудилась жажда пожить в свое удовольствие вдали от отца.

«Собрав все» – именно то, что он получил как свою наследственную часть – и вещи, и деньги.

«Живя распутно» (ἀσώτως, из ἀ – отрицательная частица, и σώζω – спасаю). У классиков это выражение означает расточителей отцовского наследства. Поэтому младшего сына называют иногда и «расточительным сыном». Правильнее это выражение принимать за обозначение беспечной распущенной жизни в самом широком смысле этого слова.

Толковая Библия

Вениамин (Милов), еп. (†1955)

По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно

Что же это за страна далече, в которую мы удаляемся от своего Небесного Отца? Эта далекая страна есть отчуждение человеческого сердца от Бога. И человек, пасущий свиней в далекой стране и питающийся рожками, есть прежде всего тот, кто всецело отдался земным делам. Встанет утром, а у него все дела и заботы. Некогда вспомнить о Боге, некогда помолиться и вознестись умом к Богу. Но Господь посылает голод в душу человека: если он не молится, то у него появляется такая туга сердечная, что он не находит себе места и ищет удовлетворения в страстях.

Проповеди

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible