Скрыть
Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 12-15 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием

На ужине было два разряда возлежащих – звавшие и званые. Господь прежде обратился с увещанием к званым, научил их спасительному смиренномудрию и предложил им пищу неизысканную, а потом воздает почесть позвавшему Его и отплачивает за угощение увещанием, чтобы он не делал угощений из-за какого-нибудь людского благоволения и ожидал тотчас воздаяния. Ибо малодушные, приглашая друзей или родных, делают это в видах скорой благодарности, и если не получают оной, то приходят в досаду. А великодушные, терпя до будущей жизни, получают вознаграждение от Того, Кто поистине богат (Еф. 2, 4. 7). – Господь, говоря сие, отклоняет нас торговать дружелюбием. А некто, услышав сие и подумав, что Бог почтит и угостит праведников чувственными яствами, сказал: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием». Вероятно, он не был духовен, чтоб понять, то есть водился человеческими размышлениями. Ибо душевный человек таков, что ничему сверхъестественному не верит, ибо обо всем судит по законам природы. Бывают три состояния в человеке: плотское, душевное и духовное. «Плотское» – когда кто желает наслаждаться удовольствиями и радоваться, хотя бы это сопряжено было с причинением зла другим. Таковы все любостяжательные. «Душевное» состояние – когда кто не желает ни вредить, ни вреда получить. Такова жизнь по закону природы. Ибо это внушает нам и сама природа. А «духовное» состояние – когда кто ради добра согласен даже потерпеть вред и оскорбление. Первое состояние близко к природе, среднее – сообразно с природой, а третье – выше природы. Всякий, кто мыслит о человеческом и не может понять ничего сверхъестественного, называется душевным (1Кор. 2, 14), так как он водится душой и духом. Но когда кто водится духом и не живет уже сам, но живет в нем Христос (Гал. 2, 20), тот духовен, тот возвысился над природой. Итак, подумавший, что воздаяние святым будет чувственное, был душевен, так как не мог понять ничего сверхъестественного.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! 

– «Услышав это» и пр.: услышав о воскресении праведных, один из возлежавших понял, что речь идет о Царстве Мессии, и так как у иудеев того времени духовное понятие о Царстве Мессии утратилось и о нем имели и смутные и фантастические представления, то некто из вкушавших трапезу высказал, как должно быть хорошо вкусить хлеба в Царстве Мессии, как блаженны люди, удостоившиеся такой чести. «Вероятно он не был духовен, чтобы понять, т. е. водился человеческими размышлениями» (Феофил.). Впрочем может быть, речь этого некто имеет образный характер и в сущности не так странна, как кажется. Представление Царства Мессии под образом брачного пиршества нередко употреблялось самим Господом (между прочим и в следующей сейчас притче) и было известно иудеям, а потому выражение одного из возлежавших о вкушении хлеба в Царстве Божием может означать вообще, что блаженны те, которые будут участниками в Царстве Мессии, кто будет членом этого царства, кто допущен будет в него. В ответе Своем Господь не осуждает высказавшего это за неправильное понятие о Царстве Мессии в этом отношении, а указывает на то, что не все будут участвовать в блаженстве Царства Божия и – всего менее они, фарисеи, так рассчитывающие на него. Это показывает, что некто из возлежащих так или иначе выразил, что блаженны будут они, фарисеи, когда войдут в Царство Мессии.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием

Услышав речь о воскрешении праведных один из сотрапезников, очевидно в уверенности быть участником этого воскрешения, воскликнул: «блажен», т. е. счастлив тот, «кто вкусит хлеба», т. е. будет участником великого пиршества, «в Царствии Божием», т. е. в Мессианском.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Слышав же некий от возлежащих с Ним сия, рече Ему: блажен, иже снесть обед в Царствии Божии

Блажен иже снест обед в царствии Божии – т. е. в земном царстве Мессии, так как царство сие нередко Самим Господом изображалось под видом вечери или брачного пиршества, и иудеи представляли его земным царством. Но Иисус Христос, как бы в ответ на эти слова, предлагает притчу о званных на вечерю, в которой высказывает, что не все будут участвовать в блаженстве Его царства, тем более фарисеи, которые так рассчитывали на него, и в числе коих, быть может, был и сам воскликнувший сказанные слова, а только одни достойные. Это Господь и разъясняет весьма наглядно в притче о званных на вечерю.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible