Скрыть
И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 35-40 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий

Господь, сделав ученика Своего свободным от лишнего, упразднив от всякой житейской заботы и надмения и таким образом сделав его легким, делает его уже и слугой. Ибо кто желает служить, тот должен быть легким и расторопным. Поэтому говорит: «Да будут чресла ваши препоясаны», то есть вы всегда являйтесь готовыми на дела своего владыки, и «светильники горящи», то есть не живите во тьме и без рассуждения, но свет разума пусть указывает вам все, что должно и что не должно делать. Итак, мир сей есть ночь. Препоясанные по чреслам суть ведущие деятельную жизнь. Ибо таково одеяние рабочих. Им нужны еще и светильники горящие. Ибо при деятельной жизни нужно и дарование рассуждения, то есть, чтобы деятель мог распознавать не только то, что должно делать, но и то, как должно делать. Ибо многие делали доброе, но делали не хорошо. Таковые хотя и были препоясаны по чреслам, поскольку они действовали, но светильников горящих не имели, то есть не имели разумного рассуждения, а впадали или в гордость, или в другую пропасть безумия. Приметь и то, что прежде препоясываются чресла наши, потом светильники зажигаются. Ибо прежде бывает деятельность, потом созерцание, которое есть озарение ума нашего. Ибо светильник, ум наш, тогда называется горящим, когда сияет в нем свет Божий. Итак, будем тщательно упражняться в добродетели, чтобы нам иметь горящими оба светильника наши, то есть слово внутреннее и слово произносимое, внутреннее - все озаряющим в душе, а произносимое - блистающим на языке. Ибо внутренний светильник нас просвещает, а слово учительское и произносимое светит прочим. - И мы должны быть подобны людям, ожидающим возвращения своего господина с брака. Кто ж иной Этот Господин, как не Христос Иисус? Он, восприняв человеческую природу как бы невесту и соединив с Собой, сотворил брак, прилепившись к ней в плоть едину. Да и не один брак творит Он, а многие, ибо на небе каждодневно уневещивает Себе души святых, которые Павел или подобный Павлу представляет ему чистыми девами (2Кор. 11, 2). Возвращается Он с небесного брака, может быть, открыто пред всеми, при кончине вселенной, когда придет с неба во славе Отца, а может быть, невидимо и неожиданно являясь во всякую пору, при кончине каждого в частности. Итак, блажен тот, кого Он найдет препоясанным по чреслам, то есть готовым служить Богу деятельной частью христианского любомудрия, и имеющим горящий светильник слова и рассуждения, не только творящим доброе, но творящим оное хорошо и сверх того принявшим созерцание как бы некоторый светильник. Ибо чрез препоясание по чреслам у нас становится горящим и светильник созерцания, и даже два светильника, внутренний и износимый вовне. - Для такого слуги сам Господь становится слугой. Ибо сказано: «и посадит их, и, подходя, станет служить им». Бог препоясывается, потому что не всю полноту благ источает нам, но сдерживает оную. Ибо кто может вместить Бога, каков Он есть? Это видно и на Серафимах, которые покрываются от превосходства Божественного света (Ис. 6, 2). Добрых рабов Он полагает на ложе, то есть всех во всем успокаивает. Ибо как лежавший на ложе все тело успокаивает, так и в будущее пришествие все святые будут успокоены во всех отношениях. Здесь они не находят отдохновения для тела, а там вместе с душами и тела их, духовные и божественные, наследовав нетление, будут наслаждаться совершенным покоем, и Бог будет все во всех их (1Кор. 15, 28). Господь «станет служить» достойным (рабам), воздавая им равное. Как они служили Ему, так и Он послужит им, предлагая им изобильную трапезу и подавая наслаждение духовными дарованиями. - Под «второй и третьей стражей» можешь разуметь разные времена нашей жизни. Объясню примером. Как не спящий во вторую и третью стражу считается самым неусыпным, ибо эти часы ночи в особенности доставляют людям сон, и сон первый: так разумей, пожалуй, что и при различных состояниях нашей жизни есть времена, которые, если мы окажемся в оные бодрствующими, делают нас блаженными. Похитил ли кто у тебя имение? Дети ли у тебя умерли? Оклеветал ли кто тебя? Если ты в таких обстоятельствах оказался бдящим пред Богом и Владыкой и не допустил себе ничего сделать вопреки Его заповедям, то Он поистине нашел тебя бдящим «во вторую и третью стражу», то есть во время тяжелое, в которое нерадивые души падают и засыпают сном смертным. Итак, необходимо бодрствовать. Ибо мы подобны хозяину дома. Если он не спит, то вор не может похитить ничего из его имения; если же он сонлив, то вор все заберет и уйдет. Некоторые разумеют здесь под вором диавола, под домом - душу, а под хозяином дома - человека. Однако ж такое разумение, кажется, не подходит к связи речи. Здесь вору уподобляется пришествие Господа, по его неожиданности, как и один из апостолов говорит: «день Господень, как тать ночью» (2Пет. 3, 10). И здесь же, смотри, как Господь объясняет, кто такой вор. «Будьте же, - говорит, - и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий». - Некоторые же говорят, что под бдящими в первую стражу разумеются те, кои внимательнее прочих, под бдящими во вторую стражу - те, кои уступают им, а под бдящими в третью стражу - те, кои стоят ниже и сих. А другие изъясняли стражи о различных возрастах: первую - о юности, вторую - о мужестве, а третью - о старости. Итак, блажен тот, кто в каком бы то ни случилось возрасте найден будет бдящим, а не беспечным относительно добродетели.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.  Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. 

– «Да будут чресла ваши перепоясаны» и пр.: наставление о бдительности и готовности встретить Сына Человеческого при пришествии Его, или наступлении царства Его, при чем разумеется как наступление царства благодати во время первого пришествия Господа вообще, так и наступление царства славы при втором Его пришествии, которые Господь нередко поставляет в связи между собой по некоторым одинаковым чертам (ср. гл. Мф.24 и Мф.25). 
– «Чресла перепоясаны»: речь иносказательная, образ взят от восточной широкой одежды. Когда нужно было что-либо делать, чтобы широкая и длинная одежда не служила помехой, ее обыкновенно перетягивали поясом, потому выражение – подпоясаться, – было равнозначительно выражению– быть готовым что-либо делать (ср. 4Цар.4:29, 9:1. Иер.1:17. Деян.12:8). Рабы, состоявшие в услужении и обязанные быть готовыми всегда делать то или другое по повелению господина, в знак своей готовности, должны были быть подпоясаны.
– «Светильники горящи»: та же мысль, что и в предшествующем изречении; образ взят также от готовности раба встретить с зажженным светильником господина своего, когда он воротится ночью. Оба эти образа поясняются приточным изречением следующего стиха (ср. прим. к Мф.25:1–13).
– «Будьте подобны людям» и пр.: пришествие Господне, при наступлении царства благодати, как и царства славы, а равно и при кончине каждого в частности (Феофил.), представляется под образом возвращения господина ночью с брачного пиршества. Исправные прислужники должны быть готовы встретить его во всякое время ночи, когда бы он ни возвратился; так точно верные последователи Христовы должны быть духовно-нравственно готовы, всегда должны ждать Его, не зная точно, когда именно последует это пришествие Его. За такую духовную бдительность и готовность обещается им блаженство – «блаженны рабы те». – В частности это блаженство поясняется также образной речью.
 – «Он перепояшется и посадит их» и пр. Представляется, что господин, довольный бдительностью и готовностью прислужников, отблагодарит их тем, что сделает их гостями у себя, а сам исполнит должность прислужника им, – величайшая честь, какая только может быть воздана рабам по восточным обычаям. Разоблаченная от приточной формы, речь означает то, что бдительные и готовые всегда встретить Господа последователи Его получат блаженство в царстве Его на небесах. – Образ раба, или прислужника, в духовном отношении прилагает к Христу, при Его первом пришествии, св. Апостол Павел (Флп.2:7): будучи Богом, Он себя умалил, образ раба принял, смирил себя до смерти крестной, чтобы послужить спасению грешного человека.
– «Если придет во вторую стражу» и пр.: см. прим. к Мф.14:25. – Когда бы Он ни пришел, блаженны те последователи его, которых Он найдет духовно бодрствующими и готовыми встретить Его.
– «Вы знаете» и пр.: см. прим. к Мф.24:43-44.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 35-40 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий

С речью о будущем славном Царстве Мессии тесно связана и речь, где Христос убеждает апостолов быть особенно бдительными в ожидании открытия этого Царства.

«Да будут чресла…» Т.е. будьте в полной готовности встретить грядущего Мессию. Слугам приходилось быстро ходить, прислуживая господину, и потому они должны были подпоясывать свою одежду, чтобы она не путалась у них в ногах. Точно так же, встречая ночью своего господина, они должны были держать в руках светильники. Господин изображается идущим «с брака» – не со своего, а просто с чьей-то свадьбы.

«Блаженны рабы те…» Этим приточным изречением Господь хочет указать на несомненность праведного воздаяния, какое получат при открытии славного Царства Мессии все верные Его слуги: господин сам таким рабам окажет столько же внимания, сколько и они ему, так и Мессия достойно вознаградит бодрствующих Своих рабов.

«Во вторую стражу», «и в третью стражу». В первую стражу, т. е. в начале ночи несколько рабов могли и так не спать, убирая кое-что по дому. Но не спать во вторую и третью стражу – это значило уже бодрствовать намеренно. Здесь евангелист Лука держится древнего иудейского деления ночи на три части, или стражи, Марк в Мк.13:35 держится позднейшего, римского, деления ночи на четыре стражи.

«Вы знаете, что если бы ведал…»

(см. Мф.24:43–44).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

и вы подобни человеком чающым господа своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абие отверзут ему

См. Толкование на Лк. 12:35

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible