Скрыть
и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя , предан будет смерти.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

24:15   и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой;
24:16   и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя, предан будет смерти.

     Как должно разуметь сказанное: «кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; 
и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество»?


Взят был некто, похуливший Бога всяческих; закона же о хуле не было еще написано. Посему Моисей повелел взятого ввергнуть в темницу, а на следующий день вопросил Владыку Бога, что должен потерпеть нечестивец. Бог повелел побить его камнями и слышавшим хулу первым бросать в него камни. Постановил же и закон о хуле. И как Богом наименовал также и бога лжеименного, то, хотя сказал, что злословящий такого бога согрешает, однако же не признал его достойным казни. Согрешает не человек благочестивый, когда он хулит лжеименного бога, но тот, кто верует в него, однако же злословит, потому что хулит что сам чтит. Посему таковую хулу назвал грехом, не по достоинству хулимого, но по понятию хулящего, потому что хулит не как лжеименного, но как истинного Бога. А кто хулит истинного Бога, того повелел побивать камнями. Весьма же кстати к законам о хуле присоединить и закон об убийстве, потому что хульник, не имея сил умертвить, языком своим хочет поразить Творца.

Толкование на книгу Левит

Георгий Константинович Властов (†1899)

14. выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями;
15. и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой;
16. и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти.

По Исх. 18:21-22, мы знаем, что были поставлены в народе судьи, и что только важнейшие дела доводились до Моисея, который вопрошал Господа. По всей вероятности, судьи колена Данова уже осудили его и донесли свой приговор на утверждение Моисея, который обратился к Господу за окончательным повелением. Оно в особенности было важно, потому что в законе десяти заповедей о произнесении Имени Господня напрасно не было указано наказания; независимо от этого, особый случай хуления Имени необрезанным (вероятно) должен был на будущее разъяснить раз навсегда, что среди Израиля никогда и никто не мог безнаказанно произносить хулы против Творца мира и Царя и Благодетеля Израиля. Возложение рук на голову обвиняемого, обряд тождественный по смыслу с возложением рук на голову жертвы, означает отрицание сообщничества в преступлении и передачу всего греха на голову обвиняемого. И LXX и Таргумы читают 16-й стих так: «Произнесший ясно (нарицаяй по Слав. тексту) имя Иеговы да умрет». На этом основании позднейшие Иудеи не только никогда не произносили священного имени, заменяя его словом Адонаи, Владыка, но даже Массора, оставя в тексте четыре согласные буквы, составляющие имя Иеговы, (иод, хе, вау, хе), не поставила, как она сделала во всем тексте Библии, настоящих придыхательных знаков, выражающих истинное чтение, а заменила их придыхательными знаками слова Адонаи, так что, как говорят авторитеты (Кларк, Франк, Кук, Ели, Dom Calmet), произношение священного имени совершенно потеряно.  Новейшие авторитеты склоняются к произношению Иах-ве. Предание говорит, что последний, кто знал произношение священного имени, был первосвященник Симеон праведный, сын Ониаса, упомянутого в ХII кн. Истории Иудейской Флавия Иосифа (280 л. до Р. Хр.). Священное имя произносилось, по преданию, один только раз в год во время дня очищения, но тихо, и в это же время тимпаны и гусли заглушали звук произносимого слова. Каббалисты, однако утверждали, что посвященные в высшие таинства кабаллы знали произношение священного Тетраграматтона (слова, состоящего из четырех букв), и те, кто знали его, могли производить чудеса.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-16 и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти

По поводу случая с сыном египтянина и израильтянки дается общий закон о хуле, подобно другим законам (некоторые из них приводятся здесь же), обязательный одинаково как для евреев, так и для пришельцев. Традиция иудейская и блаж. Феодорит (вопр. 33), на основании разности в выражениях ст. 15 и 16 о вине и о наказании — в ст. 15 о хуле на Бога, Elohim, а в 16 — о хуле на имя Иеговы, причем в 1-м случае о преступнике говорится лишь, что он понесет грех свой, а во 2-м прямо назначается побиение его камнями от всего общества, — полагали, что хула на общее имя «бог» (при чем мог быть разумеем и бог языческий) наказывалась лишь ударами, но не смертью, проклятия же на имя Иеговы безусловно каралось смертью: различение, однако, едва ли необходимо требуемое библейским текстом.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible