Скрыть
выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями;

Прочие

Георгий Константинович Властов (†1899)

14. выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями;
15. и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой;
16. и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти.

По Исх. 18:21-22, мы знаем, что были поставлены в народе судьи, и что только важнейшие дела доводились до Моисея, который вопрошал Господа. По всей вероятности, судьи колена Данова уже осудили его и донесли свой приговор на утверждение Моисея, который обратился к Господу за окончательным повелением. Оно в особенности было важно, потому что в законе десяти заповедей о произнесении Имени Господня напрасно не было указано наказания; независимо от этого, особый случай хуления Имени необрезанным (вероятно) должен был на будущее разъяснить раз навсегда, что среди Израиля никогда и никто не мог безнаказанно произносить хулы против Творца мира и Царя и Благодетеля Израиля. Возложение рук на голову обвиняемого, обряд тождественный по смыслу с возложением рук на голову жертвы, означает отрицание сообщничества в преступлении и передачу всего греха на голову обвиняемого. И LXX и Таргумы читают 16-й стих так: «Произнесший ясно (нарицаяй по Слав. тексту) имя Иеговы да умрет». На этом основании позднейшие Иудеи не только никогда не произносили священного имени, заменяя его словом Адонаи, Владыка, но даже Массора, оставя в тексте четыре согласные буквы, составляющие имя Иеговы, (иод, хе, вау, хе), не поставила, как она сделала во всем тексте Библии, настоящих придыхательных знаков, выражающих истинное чтение, а заменила их придыхательными знаками слова Адонаи, так что, как говорят авторитеты (Кларк, Франк, Кук, Ели, Dom Calmet), произношение священного имени совершенно потеряно.  Новейшие авторитеты склоняются к произношению Иах-ве. Предание говорит, что последний, кто знал произношение священного имени, был первосвященник Симеон праведный, сын Ониаса, упомянутого в ХII кн. Истории Иудейской Флавия Иосифа (280 л. до Р. Хр.). Священное имя произносилось, по преданию, один только раз в год во время дня очищения, но тихо, и в это же время тимпаны и гусли заглушали звук произносимого слова. Каббалисты, однако утверждали, что посвященные в высшие таинства кабаллы знали произношение священного Тетраграматтона (слова, состоящего из четырех букв), и те, кто знали его, могли производить чудеса.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями

Если злословивший отца или мать был умерщвляем (Исх ХXI:17), то тем более должен был быть побит камнями, и именно перед свидетелями преступления, хулитель имени Иеговы (ср. ст. 23). Побиение камнями могло совершиться только вне стана, так как смертная казнь вообще не совершалась на месте суда и на людной улице. Возложение рук свидетелей на голову казнимого выражало непричастность их к его преступлению и как бы жертвенное очищение всего общества смертью преступника от гнева Иеговы. Традиция иудейская требовала от свидетелей хулы на Бога раздирания одежд (ср. Мф XXVI:65), а от судей возложения рук на голову преступника со словами: dimcha beroschcha («кровь твоя на главе твоей»).

См. также Толкование на Лев. 24:10

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible