Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее.
Святые отцы
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 2-5 Жена, аще зачнет и родит мужеск пол, по днем очищения ея нечиста будет; и в день осмый да обрежут плоть конечную его; и в святилище да не внидет, дондеже скончаются дние очищения ея
Семь дней и тридцать три дня сидети будет в крови очищения. Ибо в первые семь дней кровотечение бывает постоянно, а в последующие тридцать три дня постепенно уменьшается, и наконец совершенно прекращается. Посему, жена бывает нечиста от своей крови, а не от рожденного ею. Ибо в благословении сказано: раститеся и множитеся (Быт.1:28). Но почему - аще родит женский пол время очищения удвояется? Потому ли, что женский пол досточестнее мужеского, или потому, что во столько времени совершается первоначальное образование женского пола в утробе матерней, - так что младенец мужеского пола получает в утробе первоначальное образование в сорок дней, а младенец женского пола в осмьдесят? Родившим женам повелено было молиться пред дверьми скинии. Поелику обычай сей соблюдали и язычники, то, чтобы не сказали Евреи, что языческие капища досточестнее дома Божия, закон удерживает родивших жен пред дверьми скинии, хотя бы они были и благочестивые, тогда как дозволяет входить в скинию мужам и нечестивым.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 1-5 И сказал Господь Моисею, говоря: "Жена, аще зачнет и родит мужеск пол, по днем очищения ея нечиста будет; и в день осмый да обрежут плоть конечную его; и в святилище да не внидет, дондеже скончаются дние очищения ея. Если же она родит младенца женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели, и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих".
Почему в законе сказано, что родившая мужеский пол бывает нечистою сорок дней, а родившая женский пол – дважды сорок?
Должно вникать в намерение закона. Ибо часто вместо одного учит он другому. Сие нетрудно видеть и в настоящем случае. Ибо если родившая нечиста, то нечиста и чревоносящая. Посему, думаю, что закон повелевает успокоиться родившей, как много потрудившейся и потерпевшей жестокие муки. Но если бы просто дал такое повеление, то мужья не удерживали бы своего похотения; зная же, что родившая нечиста, бегают общения, чтобы и им не сообщилась нечистота. Итак, закон словом «нечистота» угашает пожелание. А разность в днях иные объясняли тем, что больший труд подъемлют жены, рождающие детей женского пола. Потому закон и назначил им двукратное время покоя.
Георгий Константинович Властов (†1899)
После семи дней, в продолжении тридцати трех дней, женщина уже не считалась нечистою; прикосновение к ней не оскверняло, но она не могла в продолжении этого времени вкушать пищи ни от священнической части жертвоприношений мирных, от которой могли есть все члены семьи Аароновой, ни от самой жертвы (Лев. 7:20); она не могла ходить молиться в скинию, ни прикасаться в священным предметам. Кук замечает, что нигде нет ни малейшего указания, чтобы ребенок считался нечистым. Это тем замечательнее, что у Индусов новорожденный считался также нечистым, как труп или прокаженный. Закон Моисеев требовал уважения к святыне, во время физической нечистоты, нисколько не вдаваясь в ту мелочность, которая развилась впоследствии между Иудеев.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 4-5 и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее. Если же она родит младенца женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели, и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих
За первым (7 дней или 14) периодом очищений наступал второй — менее строгой нечистоты, состоявшей лишь во временном отлучении от святилища и всего священного: 33 дня при младенце мужского пола, 66 — женского пола. Увеличение срока очищений для младенца женского пола объясняется воззрением древних, что больший труд подъемлют жены, рождающие детей женского пола» (блаж. Феодорит, вопр. 14 на Лев.), и потому организм родильницы труднее восстановляется, чем при рождении мальчика (наблюдение это, может быть справедливое в странах восточных и жарких, в Европе не подтверждается); частью же в означенном различии могло сказаться влияние библейского воззрения на женщину, как на источник греха в мире (Быт III).
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
VI. Паримия на праздник Сретения (Исх. 12:51, 13:2–3, 10–12, 14–16; Лев. 12:1–4, 6, 8; Чис. 8:15–17). В сей паримии излагается заповедь Божия об освящении первородных, с присовокуплением из книг Левит и Числ заповедей Божиих об очищении родильницы и замене первородных левитами.
И тридесять и три дня не внидет во святилище Божие ко священнику, дóндеже исполнятся дние очищения
По рождении младенца мужеского пола состояние нечистоты матери его продолжалось, по закону, 40 дней. В первые семь дней родильница передавала свою нечистоту всему, к чему ни прикасалась. В остальные тридцать три дня от прикосновения к ней уже ничто не осквернялось, но она не могла ни приходить во двор святилища, ни вкушать пасхальной жертвы и жертвы мира, ни, если была женою священника, от других жертв, части которых предоставляемы были священникам. По рождении дочери состояние очищения продолжалось 80 дней (5).