Скрыть
Да будет благословенна между женами Иаиль, жена Хевера Кенеянина, между женами в шатрах да будет благословенна!

Прочие

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

Ст. 24-26 Да будет благословенна между женами Иаиль, жена Хевера Кенеянина, между женами в шатрах да будет благословенна! Воды просил он: молока подала она, в чаше вельможеской принесла молока лучшего. [Левую] руку свою протянула к колу, а правую свою к молоту работников; ударила Сисару, поразила голову его, разбила и пронзила висок его.

      Деввора восхваляет Иаиль, убившую Сисару. Разсматривая книгу Судей, мы встречаем в ней вообще особенное уважение к женщинам. Так, не смотря на то, что между сословиями, которые приглашает Деввора к славословию Иеговы, не упомянуты священники, — в той же песни Девворы восхваляется Иаиль; упоминается и выставляется в хорошем свете дочь Иеффая. Особенно хорошо обрисована в книге Судей жена Маное, мать Сампсона. Она выставляется как ревностная исполнительница закона и равная мужу по добродетели, а по уму даже превосходящая его. Это вот откуда видно. Сампсон, желая жениться на филистимлянке, просил позволения у отца и матери и не получил согласия. Потом он обращается с вторичною просьбою уже к одному отцу своему, не смея и подумать, что мать уступит его беззаконному желанию, и надеясь, что отец скорее разрешит ему вступление в брак, недозволенный законом. Это о благочестии и ревности жены Маное. А вот о ее уме. Пред рождением Сампсона ангел явился жене Маное и сказал, что имеющий родиться от нее сын должен быть назореем и что он избавит евреев от ига филистимлян. Ангел считает достойною своего явления и откровения жену Маное, а не его самого. Жена, с своей стороны, показала благоразумие, передавая своему мужу речь ангела; она умолчала при этом об освобождении Сампсоном своего отечества, — не выдала политической тайны и поступила совершено основательно. Еще: когда, вместе с мужем, она принесла жертву Богу и явившегося им ангела не стало пред ними, то Маной испугался, думая, что если им явился Бог, то они должны непременно умереть. Жена отвечает на такие опасения мужа таким образом: «почему должны мы умереть? Нет, если бы Бог хотел умертвить нас, то Он, конечно, не принял бы и жертвы нашей»: — здравое разсуждение! (История эта описывается в главах Суд. 13 и Суд. 14).

Говоря все это, мы нисколько не желаем издеваться над Маноем или унижать его: по изображению книги Судей, он все же был человек благочестивый. Но в народе еврейском, в позднейшее время, распространилось неуважение и пренебрежение этим человеком. В Талмуде особенно обнаружилось такое отношение к Маною. Вот два примера:
1) В Суд. 13:11 говорится, что Маной шел позади жены своей. Раввины-талмудисты пишут, по поводу этой истории, такое правило: «если случится мужу с женою переходить чрез реку по узкому мосту и муж будет позади жены, то он должен столкнуть ее в реку, а не уступать первенства».
2) Другой раввин говорит: «лучше я пойду позади льва, чем позади своей жены; пойдет позади жены только Маной...»

Объяснение пятой главы книги Судей израильских

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Суд.5:23-30

Девора именем ангела Господня проклинает жителей неизвестного города Мероза, не желавших принять участие в преследовании хананейских воинов, восхваляет Иаиль кенеянку за убиение Сисары, и художественно изображает надежды и мучительные опасения матери Сисары, ожидающей возвращения своего сына с поля битвы вместе с богатой добычей.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible