Скрыть
потому что вы взяли серебро Мое и золото Мое, и наилучшие драгоценности Мои внесли в капища ваши,

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 4–6 Но что между вами и Мною, Тир и Сидон и весь предел палестинян? Неужели вы воздадите (или воздаете) Мне мщение? И если вы мстите (или будете мстить) Мне, то Я скоро и легко обращу возмедие ваше на вашу голову. Ибо вы, взяли серебро Мое и золото Мое, и наилучшие драгоценности Мои внесли в капища ваши, и сынов Иуды и сынов Иерусалима продавали сынам греков, чтобы удалить их от пределов их

Иудеи полагают, что это сказано против Тира, Сидона и пределов палестинян или Галилеи иноплеменников, которые во время пленения иудеев и после победы римлян над последними преследовали народе Божий или самого Бога в народе Божиим, – [Бога], который управлял народом, согласно с написанным: иже емсь приемлет, Мене приемлет (Матф. 10, 40). Поэтому, и наоборот, кто преследует народ Божий, тот преследует самого Бога, которому принадлежит народ. Я воздам вам, говорит, за то, что вы сделали народу Моему; потому что вы взяли и пожертвовали вашем идолам серебро Мое и золото Мое, то есть сосуды храма и все то, что было в нем наиболее ценного и наилучшего, золотой светильник и золотую трапезу предложения, двух золотых херувимов, очистилище, чаши и золотые кадильницы (4 Цар. гл. 25). Но, как свидетельствует история, это скорее сделали халдеи, которые перенесли сосуды храма Господня в храм Бела; поэтому впоследствии Валтасар пил из чаши, и тотчас царство его перешло к мидянам и персам (Дан. гл. 5). Но так как говорится, что это произойдет после великого и страшного дня Господня, и апостолы изъясняют это в отношении к воскресению Господню, а евреи относят во времени будущего суда, то скорее следует разуметь здесь римлян: потому что Веспасиан и Тит, построив в Риме храм Мира, пожертвовали в капище его сосуды храма и все приношения, как свидетельствует греческая и римская история. В то время сыны Иуды и Иерусалима (а не Израиля и десяти колен, обитающих до настоящим времени в городах и горах мидийских) были продаваемы сынам греков, чтобы удалить их из пределов их, и весь мир наполнен иудейскими пленниками. Это они относят к Тиру и Сидону, чтобы объяснить, как происшедшее само собою, возмездие за кровь Христову и разрушение Иерусалима, происшедшее по определению божественного правосудия. Но мы, продолжая толкование применительно к иносказательному смыслу, под Тиром, Сидоном и палестинянами разумеем тех, которые притесняют, угнетают и преследуют народ Божий (потому что это на нашем языке означает Тир) и уловляют (или чтобы уловлять) его на смерть, на что указывает наименование Сидона, и пия кровь, падают или валяются в грязи, что означают филистимляне и Галилея. Легко и скоро Господь воздаст им то, чего они заслуживают, потому что они преследовали Его. И серебро Его и золото, то есть изречения Писаний и νοήματα, то есть мысли, и все, что было прекрасного в церкви, они принесли в жертву своим заблуждениям Еретик продает грекам или язычникам сынов Иуды и сынов Иерусалима, то есть всех тех, коих он обольстил и заставил покланяться его идолам, и делает их из христиан язычниками, чтобы удалить их из пределов их, в которых они родились о Христе, и чтобы они пребывали не в Иудее и не к исповедании истины, а в заблуждении языческом. Все это мы можем относить и ко дню суда, потому что возмездие не представляет различия, хотя по времени это и разнится, по-видимому, от предшествующего. Вместо Галилеи в еврейском написано Galiloth, что Акила перевел Θῖνας, а Симмах пределы: Θῖνας же, то есть песчаные холмы, мы можем отнести к берегам Палестины, а не к Галилее Филистимлян, которой вовсе не существует.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

потому что вы взяли серебро Мое и золото Мое, и наилучшие драгоценности Мои внесли в капища ваши

См. Толкование на Иол. 3:4

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Иоил.3:4-8

ст. 4. (церк.-сл.) И что́ вы Мне, Ти́ре и Сидо́не и вся́ Галиле́я иноплеме́нников?...

    После сего обвиняет Тир и «Галилею иноплеменников» (это была страна, принадлежащая Тиру же), что и он по злопамятности поступил также с народом Божиим, и что сделано народу, относя это к Себе, Бог изрек: 

ст. 4. (церк.-сл.) ... Еда́ воздая́ние вы́ воздаете́ Мне? Или́ памятозло́бствуете вы́ на Мя́? Остро́ и бы́стро возда́м воздая́нiе ва́ше на главы́ ва́ша

    Как за гонимых Савлом Апостолов с неба сказал Ему: «Савле, Савле, что Мя гониши?» (Деян.9:4) – собственными Своими страданиями называя то, что замышлял он против Апостолов: так здесь, обращая речь к Тиру, на Себя приял Бог лице народа, и к Себе отнес, что сделано с ним. Угрожает же им весьма скорым воздаянием, воздаянием праведным за беззаконные поступки с народом.
    Потом излагает самые виды неправды; ибо говорит: "Взяв «серебро и золото», и все прочее, Мне посвященное, «внесли в капища» идолов ваших (Иоил.3:5); Иудеев же, избегших нашествия Вавилонян, «продавали сынам Еллинов» (Иоил.3:6), имея одну цель, удалить их от земли, Мною им данной. Но собрав их отовсюду, устрою, что снова воспримут они силу свою, чтобы по правде отмстить вам (Иоил.3:7), сокрушить ваше высокомерие, сделать вас невольниками и принудить рабствовать (Иоил.3:8) на последних пределах вселенной.
    

Толкование на пророка Иоиля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 потому что вы взяли серебро Мое и золото Мое, и наилучшие драгоценности Мои внесли в капища ваши, и сынов Иуды и сынов Иерусалима продавали сынам Еллинов, чтобы удалить их от пределов их

Таким образом, преступление финикиян и филистимлян («месть» Иегове) состояло в том, что они разграбили иудейскую землю и продавали пленных евреев в отдаленные страны. По объяснению церковных учителей, в cт. 5-6 пророк имеет в виду будущие события – нашествие вавилонян (блаж. Феодорит), время Зоровавеля (св. Ефрем Сирин) или эпоху римского владычества (блаж. Иероним). Но можно думать, что пророк говорит о разграблении филистимлянами Иерусалима, происшедшем в царствование Иорама (2Пар XXI:16, 17), хотя в повествовании 2 Пар и не упоминается об участи финикиян. Словами серебро Мое и золото Мое дается мысль, что и земля избранного народа, и все его достояние являются собственностью Иеговы. Но ближайшим образом пророк говорит о сокровищах храма. И наилучшие драгоценности, евр. umahamaddaj hattovim. в слав. «избранные Моя и добрая», соответственно чтению некоторых греч. код.: τὰ ἐπιλεκτά μου καὶ τὰ καλὰ.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 4-8 И что вы Мне, Тир и Сидон и все округи Филистимские? Хотите ли воздать Мне возмездие? хотите ли воздать Мне? Легко и скоро Я обращу возмездие ваше на головы ваши, потому что вы взяли серебро Мое и золото Мое, и наилучшие драгоценности Мои внесли в капища ваши, и сынов Иуды и сынов Иерусалима продавали сынам Еллинов, чтобы удалить их от пределов их. Вот, Я подниму их из того места, куда вы продали их, и обращу мзду вашу на голову вашу. И предам сыновей ваших и дочерей ваших в руки сынов Иуды, и они продадут их Савеям, народу отдаленному; так Господь сказал. 

Действительно, при завоевании и разрушении Иерусалима римлянами Тит дал приказание продавать пленников иудейских, которые были не старше семнадцати лет, между тем как остальных пленников частью приказал умерщвлять, частью осудил на тяжелые работы в египетских каменоломнях, а частью разослал по большим городам своей империи для употребления в бесчеловечной гладиаторской борьбе с дикими зверями и только самых прекрасных по виду и стройных оставил для украшения своего триумфального въезда в Рим (см. Иосиф Флавий "Иудейская война" VI 2, 3). Точно так же в Иудейскую войну при императоре Адриане взятые в плен иудеи продавались в Хевроне по такой низкой цене, что четыре иудея отдавались за меру ячменя. Подобные же явления встречались и раньше, например, во время войны Птоломеев и Селевкидов из-за обладания Палестиною. В это время военачальник сирийский Никанор, как повествуется в книге Маккавеев, совершая поход против иудеев, посылал в приморские при Средиземном море города, приглашая их покупать в рабы иудеев и обещая доставлять по девяносто пленников за один талант, вследствие чего при войске сирийском присутствовали с запасом золота и серебра купцы с целью покупать сынов Израиля в рабы (1Мак.3:41,1Мак.8:11). Всем-то таким народам, которые так презрительно и враждебно поступали и впредь будут поступать с народом Господним, причем под народом Господним разумеется как ветхозаветный, так и новозаветный Израиль, и под врагами разумеются как все бывшие враги Израиля ветхозаветного, так и все настоящие враги новозаветного Израиля, новозаветного общества Господня, Господь отомстит в долине Иосафат за попираемое ими достояние свое. В частности, Он отомстит в равной мере и тем народам, которые во время жизни пророка или же незадолго до него проявили свою враждебность относительно народа богоизбранного. «И что вы Мне», – говорит Господь, обращаясь к этим народам, т.е. также и вы не думайте оставаться безнаказанными, как будто вы имеете право совершать злодейство. «Тир и Сидон»  – эти два главные города финикийские, представители здесь всех финикиан, «и все округи Филистимские», все пять, по числу пяти главных городов (Газа, Аскалон, Экрон, Азот и Геф) небольших княжеских областей филистимских. Злодейски поступая с моим народом, «хотите ли воздать Мне возмездие?», хотите ли вы Мне отплатить за какую-либо неправду Мною вам причиненную или же по доброй воле, беспричинно с моей стороны, «хотите ли воздать Мне?», предпринять нечто против Меня? Говоря так, Господь утверждает то, что и финикиане, и филистимляне не имели ни причины, ни повода причинять, наносить зло народу Божию. А если они причиняли это зло, то причиняли без всякой причины, без всякого повода, а потому должны быть наказаны за свое злодеяние. И это наказание не замедлит своим исполнением. «Легко и скоро, – говорит Господь, – Я обращу возмездие ваше на головы ваши, потому что вы, – раскрывает Господь самое злодеяние финикиан и филистимлян, – взяли сребро Мое и золото Мое», разграбили сокровища храма, дворцов и домов иерусалимских, «наилучшие драгоценности Мои», дарованные Мною богатства народа моего «внесли в капища ваши». Все это сделали филистимляне при царе иудейском Иораме, когда они вместе с аравитянами напали на Иудею, разграбили и Иерусалим, забрали все имущество, найденное в доме царя, забрали его сыновей и жен и не оставили ему ни одного сына, кроме Ахазьи (Охозии), младшего сына его (2Пар.21:17). Участие финикиан в указанном злодеянии филистимлян проявилось в том, что они покупали у филистимлян взятых ими в плен сынов Иуды и перепродавали их как рабов сынам Иавана, т.е. ионянам или малоазиатским грекам: «и сынов Иуды, – говорит Господь, – и сынов Иерусалима продавали сынам Еллинов», продавали затем, «чтобы, – прибавляет Господь, выражая этою прибавкою тяжесть преступления филистимлян и финикиан, – удалить их от пределов их», чтобы от сынов Иуды и Иерусалима отнять всякую возможность к возвращению в отечество. Такое злодеяние не может оставаться без Божия мщения. Во имя этого мщения Господь вызовет членов своего народа из того места, куда враги их продали. Он возвратит проданных пленников снова в их отечество, предаст во власть их врагов их: и филистимлян, и финикиан, которых они, в свою очередь взамен, так сказать, как пленников, как рабов будут продавать савеянам, знаменитому в древности торговому народу в счастливой Аравии. «Вот Я, – говорит Господь, – подниму их из того места, куда вы продали их, и обращу мзду вашу на голову вашу», и сделаю так, что даже беда, которую вы причиняли сынам Иуды и Иерусалима, будет причинена вам, вашим сыновьям и дочерям. «И предам сыновей ваших, – говорит Господь, – и дочерей ваших в руки сынов Иуды, и они продадут их Савеям, народу отдаленному». И это непременно исполнится, ибо «так Господь сказал» (ср. Ис.4:2).

Пророк Иоиль

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible